Слайд 1Твои права
Внеклассное занятие
Слайд 2
Ты живешь в семье,
у тебя такие заботливые родители, такой уютный дом.
Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка, а вместе с ней – самая главная в мире организация – ООН (Организация Объединенных Наций)
Слайд 3 В 1989 году ООН приняла документ, который называется
«Конвенция о правах ребенка»
Конвенция – это международное соглашение. Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка.
И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.
Слайд 4 Главное право каждого человека – право на жизнь.
И маленький человек – ребенок – тоже имеет
право жить.
Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботится о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.
Слайд 5Посмотрите на картинку и вспомните слова поэта:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили,
покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
Слайд 6А.С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане»
А на самом-то
деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой?
Что ты сказал бы этим злодеям, если бы их встретил?
Слайд 7Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка.
Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращается с детьми.
Слайд 8Посмотри на картинку и вспомни, чей это приказ:
Свесть Царевну в глушь
лесную
И, связав ее, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам!
В чем провинилась царевна?
Как ты думаешь, кто и за какие проступки так жестоко наказал ее?
А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне»
Слайд 9Много чудесных подарков получила новорождённая принцесса, и вдруг во Дворце появилась
злая Ведьма.
Слайд 10- Вы не пригласили меня на крестины? - сказала она Королю
и Королеве.
- Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт.
Слайд 11Ш. Перро
«Спящая красавица»
Бессовестная колдунья, она хочет лишить ребенка
жизни на что конечно не имеет права.
Кто поможет принцессе и защитит её право на жизнб?
Слайд 12Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться
Право на отдых,
на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.
Слайд 13Сказочный пример
- Матушка, сестры, можно и
мне хоть одним глазком
взглянуть
на бал?
Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?
Из какой это сказки?
Кто помог бедной падчерице и чем дело кончилось?
Слайд 14Ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную
жизнь, на свою тайну.
Каждый ребенок сам может выбирать себе друзей, занятия, увлечения.
Конечно, это не значит, что родителям все равно, с кем ты дружишь, где бываешь, как одеваешься.
Они не запретом, а советом постараются убедить, объяснить тебе, что им не нравится в твоем поведении. в поведении твоих друзей.
Слайд 15Сказочный пример
Русская народная сказка
«Царевна-лягушка»
- Зачем ты, Иван-царевич, сжег мою лягушечью кожу?
Ищи меня теперь в тридевятом царстве у Кащея Бессмертного!
Слайд 16Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено
их разлучать.
Бывает, что детей приходится спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их увозят далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.
Слайд 17 Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла
маленького Кая в свой огромный дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.
Как ты думаешь, имела ли она в этом случае право увозить Кая из родного дома?
Слайд 18Ребенок имеет право спокойно и безопасно жить в своем доме.
Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено врываться силой в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.
Слайд 19- Сейчас же отопри дверь,- прорычал Волк, - а не то
я ее выломаю!
Дом поросенка – это крепость,- сказал
Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.
Кто в этой сказке нарушает Конвенцию?
Слайд 20Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными.
Каждый ребенок имеет
право на бесплатное образование.
В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки!
Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.
Слайд 21 Папа Карло купил «Азбуку» с крупными буквами и цветными картинками
и отправил сына в школу. А Буратино куда пошел?
Эх, знал бы он Конвенцию!
А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Слайд 22
В современной школе нет места жестокости.
В старые годы считали, что ребенок без битья не выучится и что хорошие манеры воспитывать надо силой, вколачивать розгой.
Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать без физических наказаний.
Слайд 23Из какой сказки эти герои?
Помнишь, какое имя придумал Малыш для этой
фрекен Бок?
- Ничего-ничего, - сказала Фрекен Бок, - у меня и дети и собаки быстро становятся шелковыми!
Слайд 24Каждый ребенок индивидуален и никто не имеет права насмехаться над ним.
Жил
когда-то в Дании странный мальчик, длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.
Слайд 25 Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и
этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все.
Зато когда он вырос, он стал кем?
Слайд 26Ребенок имеет право на свое мнение.
В Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение.
Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.
Слайд 27Г.Х. Андерсен «Голый король»
Кто в этой сказке не боялся сказать королю
Слайд 28Никто не имеет права читать чужие письма.
Переписка двух
людей – это тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну.
Вообще-то всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма, а кто занимается такими позорными делами, с тем и говорить никто не захочет, от того все отвернутся.
Вот и Конвенция специально подчеркивает: нельзя нарушать тайну переписки!
Слайд 29Кто нарушил тайну переписки, кто подменил царское письмо?
Слайд 30Никого нельзя наказывать без суда.
Любой человек, в том числе и ребенок,
считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват.
Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более – наказать. Это может сделать только суд.
В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник, знающий законы, который будет ему помогать.
Слайд 31Рубите ей голову! –
крикнула Королева.-
Пусть выносят приговор, а виновата она или
нет – потом разберемся!
Что это за сказка? Чем закончилась эта история?
Слайд 32Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей.
Здесь говорится о сиротах. Но к сожалению бывают такие родители, что им страшно доверить ребенка. В этом случае государство растит, воспитывает и заботится, чтобы ребенок был одет, накормлен, чтобы ему было где жить
Государство обязательно проверяет, хорошо ли живется ребенку – сироте, не обижают ли его, не заставляют ли делать тяжелую работу.
Слайд 33Вспомните сказку С.Маршака
«Двенадцать месяцев»
Послала
мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес.
Иди, - говорит, - и без подснежников не возвращайся!
Какие права девочки были нарушены?
Чем закончилась эта история?
Слайд 34Права и обязанности учеников нашего класса.
Ученик имеет право:
выражать свое мнение, не
обижая никого из одноклассников и учителей;
открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;
отдых на перемене;
помощь учителя в овладении знаниями;
участие во внеклассных мероприятиях;
поощрение за успехи в учебе и жизни класса.
Ученик обязан:
уважать окружающих его людей;
достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;
всегда выполнять домашнее задание;
участвовать в полезном труде;
беречь имущество класса;
заботится о здоровье и безопасности собственной жизни.