Слайд 1Права детей с ОВЗ в области образования
Слайд 3Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие право детей с ОВЗ на получение образования
Конституция Российской Федерации
Статья 43
Основные понятия:
- Право на образование
- Основное общее образование
Каждый имеет право на образование.
Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 2
Основные понятия:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
- индивидуальный учебный план
- отношения в сфере образования
- участники образовательных отношений
- инклюзивное образование
- адаптированная образовательная программа
Статья 5
- условия для получения образования лицами с ОВЗ
Статья 16
- Дистанционные образовательные технологии
Статья 34
- Основные права обучающихся
Статья 41
- Охрана здоровья обучающихся
Статья 42
- Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Слайд 4
Международные (подписанные СССР или Россией);
Федеральные (законы РФ, кодексы);
Правительственные (постановления и распоряжения
Правительства СССР или РФ);
ведомственные (документы Министерства образования);
региональные (документы Департаментов (министерств) или управлений образованием).
локальные акты образовательного учреждения.
И тд.
Слайд 5Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
это дети с особыми образовательными потребностями . В научных источниках
литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.
Слайд 6Индивидуальный учебный план
разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана школы. Порядок
осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются ФГОС. Участники образовательных отношений (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дистанционное образование.
Слайд 7
Обучающимся предоставляются академические права на:
1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы
получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
Слайд 8
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в
порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
Слайд 9
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся,
их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Слайд 10
Образовательная программа для ребенка с нарушениями должна обеспечивать ему доступность получения
знаний и соответствовать ФГОСам. Несколько лет назад на территории нашей страны были введены специальные федеральные стандарты ОВЗ. В них даны рекомендации о том, как обучать воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. ФГОСы требуют от школ и ДОУ: Психолого-педагогическими условиями, в которых можно выявить образовательные потребности детей с нарушениями и в полной мере удовлетворить их. Реализацию комплексного подхода к каждому обучающемуся. Безбарьерную среду. Написание и использование специальных обучающих программ.
Работу в рамках ФГОС ОВЗ должны осуществлять только те учебные заведения, которые работают по инклюзивным программам. Обычные детские сады и школы руководствуются стандартными ФГОСами
Слайд 11
Федеральный государственный образовательный стандарт Термин Федеральный государственный образовательный стандарт (именно так
звучит расшифровка аббревиатуры ФГОС) – это специальные требования, которые предъявляются ко всем учебным заведениям в стране. Их задачей является создание единства и преемственности всех обучающих программ, начиная с дошкольных. Переводясь из одного образовательного учреждения в другое, малыш не должен испытывать сложностей в обучении. Но это касается только здоровых детей. Не все детские сады и школы имеют специалистов, знакомых с инклюзивным образованием, подходящую материально-техническую базу для детей с нарушениями. Даже те школы и садики, которые ориентированы на малышей с ОВЗ, руководствуются принципами, установленными во ФГОСах: поддержку детства, сохранение индивидуальности каждого обучающегося, гуманизма, уважения.
Слайд 12
Заключение Подводя итоги о том, что такое ОВЗ в образовании, можно
отметить, что детей с различными нарушениями и ограничениями жизнедеятельности очень много. Они различаются своими возможностями, перспективами, требованиями и иногда не могут обучаться с другими сверстниками. Но раннее введение в жизнь психологической, педагогической помощи, современная медицина может стать гарантом его нормальной адаптации в обществе.
Большая часть детей с нарушениями, даже имеющих статус инвалида, может нормально обучаться в простых детских садах и школах. Если преподаватели в них прошли специальное дополнительное обучение и понимают все тонкости и нюансы работы с такими воспитанниками, проблем не возникнет. Еще одну ключевую роль играет материально-техническая база, обеспечивающая комфортные условия пребывания. Говоря об инклюзивном образовании не следует забывать о здоровых детях. Во многом от их отношения к ребенку с нарушениями будет зависеть успех мероприятия. Поэтому психолого-педагогическая работа должна вестись с ними и их родителями. Совместные усилия позволяют добиться толерантности, высокой мотивации к обучению.