Слайд 1Практикум с педагогическим коллективом
«Слышу. Понимаю. Действую.»
Подготовила: учитель -логопед
МАДОУ № 8
«Теремок»
Буйвалова Наталья Николаевна
Слайд 2Диоген говорил:
«Богами людям дана легкая жизнь, а они забыли о
ней, гоняясь за лакомствами, благовониями и другими благами».
«Счастье состоит единственно в том, чтобы постоянно пребывать в радостном состоянии духа и никогда не горевать, где бы и в какое время мы не оказались».
«Истинное наслаждение заключается в том, чтобы душа была веселой и спокойной. Без этого все золото Мидаса и Креза не принесет никакой пользы. Когда человек печалится о малом или большом, его уже нельзя считать счастливым, он несчастен».
Так что, если вы разделяете мнение философа и стремитесь улучшить качество своей жизни, то, как говорится, за дело...
Слайд 3Практикум для педагогического коллектива.
«Слышу. Понимаю. Действую»
Цель: психологическая профилактика эмоционального и профессионального
«выгорания».
Задачи:
Снижение психоэмоционального напряжения,
Обучение приемам расслабления;
Продемонстрировать важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
Научить слышать и понимать собеседника;
Научить слышать и понимать себя.
Слайд 41. Упражнение «Подарок»
Цель: мотивировать на работу в тренинге; создать положительную эмоциональную
атмосферу в группе; помочь акцентироваться на позитивном отношении к себе и другим.
Материал: предметы, подходящие для подарков: шишка, цветок, листок, сердечко, шарик, свечка и т.д., ватман.
Ведущий: (участники сидят на стульях, расставленных по кругу) «Сейчас у вас есть уникальная возможность подарить кому-либо из присутствующих подарок, который дорого смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием. Дарить можно на время или насовсем»
Участники по кругу комментируют свои подарки и кладут их на лист ватмана.
«После того, как все подарки подарены, попробуйте из подарков-символов на листе ватмана сделать композицию, придумайте ей название, расскажите сюжет»
Необходимо обратить внимание, есть ли предметы, которые не использованы в композиции, как реагируют те, кто их подарил. Какие чувства испытали, когда дарили, когда создавали композицию.
Слайд 52. Экспресс - приемы снятия эмоционального напряжения.
Цель: снятия напряжения
Ведущий: «сядьте свободно
на стуле,
закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре - на задержку дыхания, четыре - на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие»
Слайд 6«Растяжка»
«Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки
сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки»
Слайд 7«Потягивание»
«Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость
духа обеспечена. Улыбнитесь.»
Слайд 8«Улыбка»
«Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат - чувство
радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10—15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь - выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком».
Слайд 93. Упражнение «Радио»
«Разговаривая с кем-либо,
мы слушаем лишь половину
сказанного, слышим лишь
половину
прослушанного, а
запоминаем лишь половину
последнего. (А.Пиз, А.Гарнер.)
Цель: дать участникам представление о критическом подходе к информационному потоку, развивать способность быстро и эффективно отсеивать второстепенное и выделять главное, умение понимать истинные намерения собеседника по невербальным признакам.
Ведущий: для успешного делового общения важно владеть информацией, уметь ее передать и запоминать. Не всегда и не все услышанное или увиденное является достоверным или ценным.
Предлагается 5-6 чел. выйти за дверь, одному из участников дается текст, который он читает и пересказывает первому, зашедшему в зал. И так этот текст должен быть пересказан всем по очереди, находящимся за дверью.
Текст для пересказа
У некоторых аборигенов Африки с незапамятных времен сохранилась традиция выходить на ночную охоту только с появлением первых капель росы на верхних листьях невысокого кустарника, так как это должно принести удачу и процветание как самому охотнику, так и его племени, при условии верного глаза, острых стрел и быстрых ног.
Слайд 104. Упражнение «Дискуссия»
Цель: развитие экспрессивности и способствует улучшению взаимопонимания в группе.
Участники в ходе выполнения этого упражнения убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи.
Ведущий: «Общение предполагает необходимость вести переговоры в сложных ситуациях, например, с партнером, который не хочет вас понимать или не заинтересован в этом.»
(работа в тройках) в каждой тройке один из участников исполняет роль «глухо-немого» (ничего не слышит и не может говорить), второй – «глухой- и -паралитик» (говорит и видит, но не жестикулирует), третий – «слепой – и - немой» (слышит и показывает). Тройкам по очереди предлагается выполнить задание: договориться о месте и времени встречи, о подарке имениннику, о цвете краски для ремонта, что купить на праздничный стол, о покупке домашнего животного, о выборе кино и т.д.
Обсуждение: с помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли понимать такой «разговор»? А самому передавать таким образом информацию?
Слайд 115. Упражнение «Послушай себя»
Цель: рефлексия своего внутреннего состояния.
Можно использовать музыку для
релаксации.
Ведущий: «Предлагаю вам расположиться поудобней, закрыть глаза и послушать свой внутренний голос, о чем он вам говорит. Проведите с ним внутренний диалог»
Обсуждение: Получилось или нет? Что было сложно? Почему возникли трудности?
Слайд 126. Рефлексия практикума
Что полезного было для каждого в практикуме?
Что было легче:
слышать и понимать другого или себя?
Получилось ли расслабиться, снять напряжение?
Что было самым сложным?
Какие выводы сделаете?
Слайд 137. Упражнение «Подари хорошее настроение»
Все встают в шеренгу и говорят, стоящему
справа ту фразу, которую сами бы хотели услышать, придя на работу для хорошего настроения.