Слайд 1 Повышение уровня развития внимания
у учащихся с ОВЗ
через
использование
коррекционно-развивающих
упражнений
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «Русская школа»
Шешукова Н.С.
Слайд 2Актуальность
Патологические особенности нарушения произвольного
внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья (психическая истощаемость, утомляемость, пониженная работоспособность, нарушение формирования избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания) препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.
Слайд 3 Проблема
Трудности в развитии произвольного
внимания детей с ОВЗ.
Цель исследования
Повысить уровень развития свойств
внимания учащихся с ОВЗ через
использование специальных
коррекционно-развивающих упражнений.
Слайд 4Задачи
Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Определить уровень сформированности свойств внимания
учащихся через использование диагностических методик;
Подобрать серию специальных упражнений на развитие свойств внимания и использовать в коррекционной работе с детьми;
Провести повторную диагностику с целью определения уровня развития внимания;
Проанализировать результаты работы и сформулировать выводы.
Слайд 5 Диагностические методики по изучению произвольного внимания
Для оценки устойчивости
внимания: тесты «Переплетённые линии», «Корректурная проба»,
Для оценки объёма внимания и переключения - таблицы Горбова-Шульте,
Для определения скорости распределения и переключения внимания - «S-тест»
Слайд 6Оценка устойчивости внимания
Слайд 7Оценка объёма внимания и переключения
Слайд 8Оценка распределения и переключения внимания
Слайд 9Упражнение 1 «Назовите тему урока»
Тема урока спрятана в цепочке
букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги между буквами
Т и О; Ж и С.
КЛТВНИОПМУЖМАСВЖЕОБЖНИСТЕОЛКЦ
Слайд 10Упражнение 2 «Устный счёт»
Инструкция: Перед вами 3 ряда чисел.В
первом ряду подчеркните все числа которые делятся на 9.
Во втором ряду – которые делятся на 4.
В третьем ряду – которые делятся на 3. (15 сек.)
42 15 45 24 78 36 54 73 32 18
44 65 74 16 52 44 21 24 12 14
43 36 32 54 10 48 17 21 33 62
Слайд 11Упражнение 3 «Найди число»
Среди этих чисел не хватает одного.
Назови его.
Слайд 12Упражнение 4 «Пальцы»
Следует
переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут.
Слайд 13Упражнение 5 «Не собьюсь»
(Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания).
Считать
вслух от 1 до 31, но вы не должны называть числа, включающие 3,6,9. Вместо этих чисел вы должны говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Слайд 14Упражнение 6 «Ладошки»
(Упражнение на развитие устойчивости внимания).
Участники садятся
в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Слайд 15Упражнение 7 «Найди слова»
В бессмысленный набор букв вставляются
слова (существительные,прилагательные, глаголы)
Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
В этой таблице спрятано 10 названий животных.
КШЛИСАВЧОРВАРЯС НСЬЖТКАРЮБТФМТВ
ОНБУЬКПКАНУЖЗВЮ ФЖОВАПЬБУЗТМЫШЬ
ПДГЕГРХНОЧЫБРУФ НБЫКСДКТЮРМАУДЫ
ТОЛЕВКФЬИКРСЛОН ХЧОНТКИТЗАНПРУСГ
ШЗЮКЩЪНГРУСЦАДК ЩЫЛКФЮЯЪМВРУОЗК
ЖМУПБАРСУКЗВРЕД ФУТКАРПОСТИГРНЯ
Слайд 16Упражнение 8 «Словарные слова»
Среди ряда букв найди словарные слова и исправь
ошибки:
СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЪБОНКОРТИНА
Слайд 17Упражнение 9 «Круги»
(Упражнение на распределение внимания).
Упражнение направленно
на выработку у ребёнка умения выполнять два разных действия одновременно.
Нужно рисовать круги в тетради и одновременно считать хлопки, которыми сопровождается рисование. Время выполнения 1 мин.
Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
Слайд 18
Упражнение 10
«Сосчитай все слоги «БА»
ГА БА БО КА
ПА КА РА КЕ ТА ЦУ НА
ТА ЛЕ НА ВЕ ТА КУ ПА ВЫ СЫ ЛЕ РО СЕ ЛО ЛУ ПА МА ТА РА КА НО ДИ ВА РИ ЧЕ ТЫ РЕ ШЕ СЕ ВО СЕ ДЕ ВЯ ДЕ СЯ ТА СИ КО МЕ РИ КА КИ РИ РА ЦУ КО ГО ЛО БА ТЕ РА ТА СИ НО БЕ СО
Слайд 20Упражнение 12
«Найди ошибки в предложениях»
Кот идет под дорожкой.
Собака вылезла в конуры.
Таня
сидит под стулом.
Игорь спускается на лестнице.
На столе лежит красная помидор.
На яблоне выросли сладкие яблоко.
Под рекой летит самолет.
Когда Семен станет младше он пойдет в школу.
Слайд 21Упражнение 13
«Вставь пропущенные буквы»
Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото,
яб-око, вет-р,
воро-ей, в-ск-есенье,
вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во,
до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш,
к-асс, конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а,
мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,,
о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор,
рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар,
с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик,
учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча.
Слайд 23Упражнение 15 «Наоборот»
Прочитай слова, написанные наоборот:
* Желтое околбя.
* Синее ером.
* Паровоз ястичм.
* Желтая акчобаб.
* Красивая анишам.
* Мышь тищип.
* Вишневое еьнерав.
* Старинная агинк.
* Лиса артих.
* Котенок теакуям.
Слайд 24
Упражнение 16
«Пропущенные числа »
Запиши пропущенные числа от 1 до 35
Слайд 25Упражнение 17 «Слова»
(Упражнение на развитие способности к переключению внимания).
Ребёнку называются различные слова. Он должен по договорённости отреагировать на определённые слова. Например, когда встретится слово, обозначающее животное, как условлено, встать. Потом задание усложняется, даются условные сигналы одновременно для двух групп слов.
Слайд 26Упражнение 18 «Найди отличия»
(Упражнение на развитие концентрации внимания)
Для
занятий необходимы две пары картин, содержащих по 10-15 отличий, несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием
Слайд 27Упражнение 19
«Что не дорисовано?»
Слайд 30Оценка объёма внимания и переключения
Слайд 31Оценка распределения и переключения внимания
Слайд 32Заключение
Развивая произвольное внимание на уроках в классе, дети
становятся внимательнее. Каждый учитель должен в своей работе учитывать особенности произвольного внимания как психического процесса, уметь проводить обследование детей на предмет развития произвольного внимания и на основе результатов обследования подбирать те или иные коррекционные и развивающие задания.