Слайд 1Подростковый возраст. Психологические особенности
Ефремова Юлия
Меркурьева Анастасия
Группа 5561
Слайд 2
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного.
Все
в ней- переход, все течет. (Л.С.Выготский)
Слайд 3Из психологического словаря:
«Подростковый возраст — стадия онтогенетического
развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Слайд 4Границы подросткового
периода примерно
совпадают с обучением
детей в средних классах
школы - от 10-11 до 14-15 лет.
От 10-12 – младший
подростковый возраст
От 13-15 – старший
подростковый возраст
Слайд 5ОТ ДЕТСТВА К ВЗРОСЛОСТИ
Конечно, для развития ребенка важен каждый возраст. И
все же подростковый возраст занимает особое место именно потому, что переход от детства к взрослости – это ни много ни мало, как переход от одной эпохи жизни к другой.
Мы не всегда осознаем грандиозность этого перехода и не всегда понимаем, что он означает для ребенка и взрослого.
Слайд 6Изменения подросткового
возраста
Физиологические
Психологические
Мировоззренческие
Слайд 7ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Влечение к другому полу.
Неконструктивные отношения подростков с окружающим миром.
Эгоцентризм.
Личностная нестабильность.
Стремление к самостоятельности, к независимости.
Активное формирование самосознания и рефлексии.
Открытие своего внутреннего мира.
Перестройка мотивационной сферы.
Слайд 8ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная.
Меняется телосложение (рост, вес, пропорции).
Наступает половая зрелость.
Слайд 9Мировоззренческие изменения:
Переоценка ценностей.
Устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки, независимые
от случайных влияний.
Сомнение.
Формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании.
Формирование убеждений.
Слайд 10ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
учение (Л. И. Божович),
общение (Д. Б. Эльконин),
общественно-полезный труд
(Д. И. Фельдштейн).
Слайд 11Развитие самосознания
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы
самосознания:
чувство взрослости
« Я-концепция »
Слайд 12Чувство взрослости
Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться
к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым.
Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков, тусовки , внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь". Копирует любые взрослые отношения.
«Вызов взрослым — не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению»
Ч. Шелтон
Слайд 13Основные новообразования
Формирование "Мы"-концепции
Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы – свои,
они – чужие".
Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.
Слайд 14Кризис подросткового возраста
Кризис 13- 15 лет очень часто сравнивают с кризисом
3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
Слайд 15Подростковый комплекс
Проявления подросткового комплекса:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности
крайняя самонадеянность
и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,
эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет
Слайд 16Для подростков характерна полярность психики:
Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью,
Развязность в
поведении порой сочетается с застенчивостью;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
Неустойчивость интересов
Слайд 17Парадоксы подростковой психики
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при
этом не зная, что с ней делать.
Интересно все сразу и ничего.
Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».
При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Слайд 18Смена настроения
Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
Нежность, ласковость бывают на
фоне недетской жестокости,
Веселье, радость может быстро смениться апатией
Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
Неустойчивость интересов
Слайд 19Каковы ощущения
подростка?
Внутренний
Конфликт
Я – уникальная личность
Я – такой же как
и все
Слайд 20Они по-разному чувствуют запахи, видят цвета, ощущают остроту ситуации.
Для девочек
характерна ранняя социализация, мальчики же – более инфантильны.
При проведении уроков девочкам можно давать большее количество заданий, чтобы они включали разные каналы связи (я слышу, я ощущаю, я чувствую…), мальчикам нужна поддержка.
И всем ученикам - создавать
ситуацию успеха.
Особенности
девочек и мальчиков
Слайд 21Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.
Меняется походка, манеры,
внешний облик.
Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.
Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений
Слайд 22Половое созревание
«Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у
зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе мать-природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чудовищной скоростью. Порой ты уверен, что мать-природа — настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ, его же видно за сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет».
Ди Снайдер
Слайд 23Внутренний конфликт
Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не
должен выделяться в классе.
Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным!
Слайд 24Борьба подростка:
За то, чтобы перестать быть ребенком.
За утверждение среди сверстников.
За прекращение
посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.
Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.
Слайд 25Отношения с родителями
Появляются критика и противодействие ценностям, установкам и образу
действий взрослых.
Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
Уменьшается влияние семьи.
Появляются ростки нового позитивного отношения к родителям: развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе.
Слайд 26Главным для подростка со стороны семьи является:
Любовь
Доверие
Понимание
Поддержка