Слайд 1
Формирование базовых компетенций – одно из главных направлений модернизации образования.
Подготовила учитель
русского
языка и литературы
МОУ Толбинской СОШ
Улим Ю.И.
7 ноября 2013 года.
Слайд 2
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способными к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Слайд 3
Одна из главнейших задач учителя в условиях ФГОС –
показать ребенку взаимосвязь предмета и жизни, наглядно показать «где это может
пригодиться». Формирование
компетенций – неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Слайд 4«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А.Сухомлинский.
Слайд 5Педагогическая деятельность - один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии
обучающегося, овладении им основами культуры, во всестороннем развитии его способностей.
Педагогическая деятельность как совместная предполагает «субъект-субъектные отношения» в процессе деятельности. Педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.
Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Слайд 6
Базовые компетентности педагога
(требования профессионального стандарта).
1. Личностные качества.
2. Постановка целей и
задач педагогической деятельности.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Информационная компетентность.
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
6. Компетенции в организации учебной деятельности.
Слайд 71. Личностные качества.
Вера в силы и возможности обучающихся.
Интерес к внутреннему миру
обучающихся.
Открытость к принятию других позиций, точек зрения.
Общая культура.
Эмоциональная устойчивость.
Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе.
Слайд 82. Постановка целей и задач педагогической деятельности.
Умение перевести тему урока в
педагогическую задачу.
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
Слайд 93. Мотивация учебной деятельности.
Умение обеспечить успех в деятельности.
Компетентность в педагогическом оценивании.
Умение
превращать учебную задачу в личностно значимую.
Слайд 104. Информационная компетентность.
Компетентность в предмете преподавания.
Компетентность в методах преподавания.
Компетентность в субъективных
условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов).
Умение вести самостоятельный поиск информации.
Слайд 115. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
Умение разработать образовательную
программу, выбрать учебники и учебные комплекты.
Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях.
Слайд 126. Компетенции в организации учебной деятельности.
Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений.
Компетентность в
обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности.
Компетентность в педагогическом оценивании.
Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося.
Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса.
Компетентность в способах умственной деятельности.
Слайд 13Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие
шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Слайд 14
Требования к современному уроку
в условиях введения ФГОС:
хорошо организованный урок в
хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Слайд 15 Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно
и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.
Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому взаимодействовать с их родителями.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.