Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Новозахаркино Петровского района
Саратовской области»
Педагогический проект
«Учитель, перед именем
твоим позволь смиренно
преклонить колено…»
Об учительских династиях МБОУ ООШ с.Новозахаркино
Авторы: МещановаТ.В., Лазарева М.М., Шкурская Л.В
2019 год
Слайд 2 Актуальность темы
Работа над
проектом даст возможность не только глубже и лучше узнать не только историю своей школы, но и судьбу учителей, их вклад в развитие школы.
Результаты проекта откроют новые странички в летописи МБОУ ООШ с. Новозахаркино, станут достойным вкладом в сохранение исторических данных о школе. Ведь знать прошлое - значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Собранный материал поможет качественно провести мероприятия, посвященные жизни школы и обогатить новыми материалами школьный музей, использовать материал в рамках профориентационной работы.
Слайд 3 Основополагающий вопрос
Все ли начинается с профессии учителя?
Слайд 4Проблемные вопросы
Как далеко встречаются исторические корни педагогической профессии?
Может ли школа
гордиться своими учителями?
Есть ли в нашей школе учителя интересной судьбы?
Гипотеза
Учитель –это звучит гордо
Семья – это та первичная среда,
где человек должен учиться
творить добро.
В. Сухомлинский
Выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остаётся осознанным и закономерным. Представители учительских династий внесли огромный вклад в общественную жизнь села.
Слайд 6Цель проекта:
Развить интерес обучающихся к осознанному выбору будущей профессии учителя,
повышение ее престижа;
способствовать формированию личности, уважающей историю своей школы, испытывающей гордость за свою школу, учителей, прославивших её,
обобщить сведения об учителях, работавших и работающих в образовательном учреждении родного села
Слайд 7Задачи проекта:
1. Расширить знания обучающихся о профессии учителя; повысить престиж
учительской профессии;
2. Собрать информацию об учителях;
3. Провести поисковую работу по материалам архивного фонда и воспоминаниям очевидцев;
4. Обратиться к материалам архивного фонда и воспоминаниям очевидцев;
5.Стимулировать работу по самопознанию и профессиональному самоопределению обучающихся.
Слайд 8Этапы работы над проектом:
1 этап. Организационный. Планирование работы. Распределение обязанностей.
2 этап.
Аналитический. Сбор данных.
3 этап. Реализационный. Поисковая работа по плану.
4 этап. Обобщение информации.
5 этап. Организация оформления результатов проекта.
Слайд 9Участие в проекте позволяет:
пополнять архив школы материалом о ветеранах педагогического
труда;
использовать материал в рамках профориентационной работы;
развивать интерес обучающихся к осознанному выбору будущей профессии учителя.
Слайд 10Итоговый этап проекта включает в себя:
1)выпуск стенгазет, посвященных учителям школы.
2) Пополнение книги
о наших учителях (нами собран, обработан и оформлен материал о педагогической деятельности учителей школы).
3) презентация о проекте «Учитель, пред именем твоим, позволь смиренно преклонить колени».
Слайд 11Профессия - учитель
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на
виду твоё имя – учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка…
Кого по головке погладил рукой,
Какою походкою шёл ты домой –
Ничто не уходит от взора людей,
И это понятно: ты совесть детей!
Слайд 12История возникновения праздника
Ежегодно 5 октября более чем в 100 странах отмечается
День учителя, который был учрежден в 1994 году как Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования – день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества.
Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 г. в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей». В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя, отмечаемый ежегодно 5 октября.
С этого же года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день – по Указу Президента РФ от 3 октября 1994 №1961 «О праздновании Дня учителя» День учителя стали отмечать 5 октября.
Слайд 13Учителя – сеятели разумного, доброго, вечного …
Сеятели разумного, доброго, вечного –
говорят об учителях. От них – все лучшее на земле. Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного специалиста: «У него были отличные учителя!». Об этом и русская поговорка: «Дерево и учитель познаются по плоду».
Учитель — это звучит гордо. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не проникся уважением к людям этой профессии, ведь они зачастую вкладывают в обучение нового поколения не только свои знания и силы, но и душу. Большинством из них движет призвание обучать и воспитывать.
Учитель – это гораздо больше, чем просто профессия. Учитель – это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.
Слайд 15 Учительские династии
1. Самыжева Раиса Васильевна.
2.Мещанова Татьяна Викторовна
3.Устинова Александра
Степановна
4.Устинов Александр Петрович.
5.Ташова Раиса Тимофеевна
6.Ташов Виталий Дмитриевич
7.Шкурская Лариса Витальевна
Слайд 16Устинов Александр Петрович
родился 26 августа 1952 года в селе Новозахаркино Петровского
района Саратовской области в семье учителей. В самом раннем детстве у него проявился интерес к музыке. В семье был баян, балалайка, мандолина. Саша на всех этих инструментах старался подобрать какие-то мелодии. Купили ему игрушечную гармошку, и он на ней исполнял «барыню» и кое-какие простенькие песенки на детских праздниках. Заметив такую тягу к музыке, отец решил отдать его в музыкальную школу. Школы такой в селе нет, она в Петровске. Там жила бабушка, и Сашу отдали ей на воспитание и определили его в музыкальную школу и в первый класс школы №3 города Петровска. В обеих школах учился хорошо. Вот цитаты из дневника отца Саши, Устинова Петра Ивановича, директора школы села Новозахаркино: «Саша учится хорошо, оценки за полугодие и 3 четверть одни «5», его фотография на «Доске почёта». В воскресенье выступает в ДК для учащихся 2-й школы города. Должен исполнить «Полонез Огинского», «Неаполитанскую песенку» Чайковского, «Славься» в ансамбле (3 баяна), «Бухенвальдский набат». С большим успехом выступал в «Петровской Лире», о его выступлениях писали в областной газете «Коммунист» и в районной газете «Ленинец».
Слайд 17В мае 1966года с отличием окончил музыкальную школу,
26 мая успешно выступил на выпускном вечере. А 27 мая в Ленинграде во время операции на сердце умер его отец, Устинов Пётр Иванович, директор Новозахаркинской школы. Мечтам о продолжении музыкального образования не суждено было осуществиться. Далее постигал всё самостоятельно, сочинял стихи, писал музыку.
В 1970 году окончил 10-й класс и поступил на электромеханический завод «Молот». Осенью призвали в армию. В 1972 году демобилизовался и опять на завод, но работать долго не пришлось. Уволился в связи с ухудшением здоровья (бронхиальная астма). В 1974 году был принят на работу в Новозахаркинскую среднюю школу учителем пения, рисования, черчения. В 1975 году поступил на заочное отделение физико-математического факультета Саратовского педагогического института, который окончил в 1980 году. В школе приходилось преподавать физику, математику, пение, рисование, черчение и даже военное дело. Потом работал художественным руководителем в доме культуры села Новозахаркино, параллельно вёл уроки музыки в школе и музыкальные занятия в детском саду. Очень любил свою работу, любил детей, дети тоже его любили. Всю свою жизнь и силы отдавал любимой работе. 8 июня 2004года закончился его жизненный путь. А светлая память о нём живёт.
Устинова Александра Степановна, мама, ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы школы с.Новозахаркино
Слайд 18Сентябрь 1952 года... Выхожу из дома, иду через тополиную аллею, пересекаю
школьный двор, и вот она – школа, моя школа. С волнением поднимаюсь по ступенькам и подхожу к своему кабинету. Через 20 минут – первый в моей жизни урок. О профессии учителя я мечтала с детства, наверное, с того самого момента, когда переступила порог школы в качестве первоклашки. С годами желание обрести эту профессию все больше и больше усиливалось.
Сложно ли освоить профессию учителя? Нет. Главное – желание, терпение, усидчивость и …любовь к детям. Учитель должен на протяжении всей своей деятельности повышать уровень знаний, овладевать новыми информационными технологиями, быть корректным, терпеливым. Только тогда он будет интересен новым поколениям детей. Каждый урок должен нести знания и радость, учитель должен работать так, чтобы у детей было желание учиться.
Устинова Александра Степановна
Слайд 19Моя профессия подарила мне много радостных минут общения с детьми. Самое
сложное в профессии учителя – не пропустить что-то важное в каждом ребенке: его интересы, удачи, жизненную ситуацию... Мой принцип работы – сотрудничество. Научить мыслить, фантазировать, быть хорошими людьми, найти подход к каждому и самое главное – не ранить детскую душу.
Профессия учителя, несомненно, одна из самых благородных, а его роль в жизни человека чрезвычайно велика. Учитель является проводником на пути к знаниям: обучает учеников, беспокоится о правильном их восприятии, о мыслительном процессе, об их личностной самореализации и, конечно же, о раскрытии творческих способностей каждого ученика. Мне удавалось прививать любовь к родному языку, к родному краю, к своей Родине. Я смогла воспитать и преемников в учительской профессии. Прошли годы, и вот уже мои ученицы – Дорофеева Ольга Ивановна и Лазарева Маргарита Михайловна - ведут уроки русского языка и литературе в ставшей для нас родной школе села Новозахаркино.
В настоящее время профессия учителя русского языка и литературы является востребованной благодаря обязательным экзаменам в школах и многих вузах, ведь хороший специалист способен обеспечить ученику полноценную подготовку. Кроме того, грамотная речь, правильное письмо и владение языком являются показателем высокого уровня интеллекта и культуры человека.
Слайд 20 Самыжева (Алейникова) Раиса Васильевна
родилась16 декабря 1934 года в селе
Большая Екатериновка Аткарского района в многодетной семье. В семье ее родителей было 12 детей, шестеро из которых умерли. Жилось семье трудно, не хватало одежды, пищи. Война Раису Васильевну застала семилетним ребенком, поэтому у нее, как и у других детей, рожденных и росших в суровые годы войны, детства не было. Чем могли - помогали взрослым: рвали колоски, на полях собирали замерзший картофель, чтобы как то выжить, не умереть с голоду. В 1942 году Раиса Васильевна пошла в первый класс. В школу зимой ходили по очереди, так как зимняя обувь и одежда была одна на всех детей в семье. Несмотря на все тяготы, стремление учиться было большим. Раиса Васильевна училась хорошо и мечтала стать учителем. Закончив восьмилетку, она поступила в Вольское педагогическое училище. Училась отлично, получала стипендию 9 рублей. Экономила на себе, берегла каждую копейку, ведь дома ее приезда ждали младшие .После училища ее распределяют в Казахстан учителем начальных классов, где она проработала два года.
Слайд 21 Приехала в Казахстан молодым неопытным педагогом, но своей добротой, высоким
профессионализмом заработала авторитет среди детей и их родителей. Из школы молодого специалиста не хотели отпускать, но обстоятельства в семье родителей: умер отец, семья осталась без кормильца, заставили ее уехать из Казахстана. В 1952 году она вернулась в родные края, ее приняли учителем начальных классов и географии в школу села Новозахаркино, где проработала до 1993 года. Раиса Васильевна воспитала не одно поколение детишек, передавала им не только свои знания, но и учила их добру, справедливости, милосердию, гуманности, подтвердив высокое учительское звание. Односельчане с любовью и уважением отзываются о ней.
6 класс 1979 год.
7 класс 1969 год. Классный руководитель Самыжева (Алейникова) Раиса Васильевна.
Слайд 22Мещанова Татьяна Викторовна
По учительским стопам Раисы Васильевны пошла ее дочь
Мещанова
( Самыжева) Татьяна Викторовна.19.02.1958 г. Закончив с отличием в 1981 г СГПИ имени К. Федина по профессии учитель биологии и химии, Татьяна Викторовна была направлена в родную школу села Новозахаркино Петровского района, где работает по настоящее время.
Слайд 23Татьяна Викторовна - творчески работающий учитель, пользующийся уважением среди коллег и
родителей обучающихся. Ей присуща четкая организация практической деятельности, ответственность, доброжелательность, чуткость, она старается следить за новыми тенденциями и направлениями в рамках модернизации системы образования, активно участвует в методической деятельности школы и района, на которых делиться своим педагогическим опытом. Отличительной особенностью в деятельности является формирование образовательного пространства для развития и проявления индивидуальности учащихся. Особый упор учитель делает на развитие мышления, творческих способностей, самостоятельности детей.
Слайд 24
Внеклассную работу по предмету Татьяна Викторовна направляет на развитие познавательной активности,
стремление ребенка находить свой способ работы, определить свой путь в реальной жизни. В течение нескольких лет с творческой группой учащихся учитель занимается проектной деятельностью. Направлением их работы является реализация краеведческого принципа обучения через проектно – исследовательскую деятельность. Учащиеся под ее руководством участвуют в конкурсах разного уровня, занимают призовые места.
Слайд 25Династия Ташовых: Виталий Дмитриевич
Раиса Тимофеевна
Основоположниками нашей трудовой династии были
мои родители: Ефимова Раиса Тимофеевна и Ташов Виталий Дмитриевич. В 1965 году образовалась молодая семья Ташовых. В это же время папа работал учителем физической культуры и музыки, а мама работала учителем русского языка и литературы Новозахаркинской школы. 3 июля 1965 года родилась я, дочь Лариса.
Мой папа, Ташов Виталий Дмитриевич, проработал учителем музыки всю жизнь. Он всегда пользовался большим авторитетом не только в школе, но и в селе. Трудный это процесс – раскрытие творческого потенциала ребёнка, но папа умел заинтересовать детей. В то время вся школа пела в хоре, все дети играли на ложках, а самые талантливые играли на русских народных инструментах. В нашей школе был свой оркестр русских народных инструментов
Слайд 26Ташов Виталий Дмитриевич
"Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо
воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий, кто понятлив.
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив!"
Слайд 27Ташова Раиса Тимофеевна
Моя мама, Ташова Раиса Тимофеевна, - значимый человек не
только в учительском сообществе. Учитель высшей категории, Почетный работник Министерства Образования. Через ее добрые и заботливые руки за 45 лет работы в школе прошло не одно поколение детей! Раиса Тимофеевна - педагог и человек с большой буквы, чей труд – истинное творчество. «Уроками жизни, доброты, поиска, радости, открытия» называют выпускники уроки своего учителя. Страстно увлеченная своим предметом, она передавала любовь к нему и своим ученикам. У талантливого учителя талантливы и ученики. Многие выпускники, благодаря учителю полюбили эту профессию и связали свою жизнь с педагогикой. Этот удивительный человек беззаветно посвятил себя любимой профессии, детям, семье.
Слайд 28
В одном из интервью маму спросили: « Что значит быть счастливой?»
«Счастье – это найти путь в жизни, получать удовольствие от своей востребованности, учиться удивляться и удивлять других». Выйдя на пенсию, мама стала писать стихи, рассказы и печатать их в местной газете «Петровские Вести». Многие её рассказы и стихи были опубликованы
Слайд 29Шкурская Лариса Витальевна
Шкурская Лариса Витальевна – представитель династии. И хотя каждый
человек волен в выборе своей профессии, в моем случае огромную роль сыграл пример близких людей. И я совсем не жалею об этом! Школа – это моя жизнь! Я работаю преподавателем английского языка. Моя профессия стала частью жизни. На вопрос: «Любишь ли ты свою работу?» -я могу всегда и везде ответить однозначно: «Да, я ею просто живу!..».
Я благодарна своим родным людям за то, что они на протяжении долгих лет показывали мне пример любви к детям и к своей профессии. Профессии есть разные, но я убеждена: самая добрая и мудрая профессия на земле - это учитель. С гордостью могу добавить, что общий педагогический стаж нашей семьи 121 год.
Слайд 30 1. выпуск стенгазет, посвящённых учителям
Итоги работы:
Слайд 31 2. Продолжаем пополнять книгу о наших учителях (нами собран, обработан
и оформлен материал о педагогической деятельности наших педагогов)
Итоги работы:
Слайд 32 3. презентация о проекте «Учитель, пред именем твоим, позволь смиренно
преклонить колено».
Итоги работы:
Слайд 35Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что
слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
- Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
- Я - ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.
Подул легкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
- Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:
- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи УЧИТЕЛЯ.
А разве это не так? Ведь не напрасно Джованни Руффини сказал: «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама».
А закончить наш проект хочется притчей.