Слайд 1Педагог-психолог:
основные понятия,
Принципы,
методы работы
Выполнила
Резанова С.Е.
Слайд 2 Психолог — это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических
явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
Психолог, как правило, имеет завершенное высшее психологическое образование или прошёл переподготовку на базе высшего образования по специальности«Психология». У него могут быть следующие квалификации: «бакалавр», «специалист», «магистр» по направлению подготовки «психология».
Слайд 3Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
(на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения.
Задачи деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении:
Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих все стороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;
Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
Слайд 4Формирование у детей и взрослых способностей к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
Развитие
навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;
Повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов образовательного процесса;
Содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.
Слайд 5Принципы работы
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической
правомочности.
5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
Слайд 6 Принцип конфиденциальности
Информация, полученная педагогом-психологом в процессе проведения работы, не подлежит
сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов (либо только по согласию).
Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена заинтересованным лицам и учреждениям.
Участие воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
Слайд 7Принцип компетентности.
Педагог-психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности, имеет
возможность делегировать клиента к высокопрофессиональным коллегам (педагогам-психологам других ОУ, специализирующихся в данной области проблем), либо другим специалистам (логопедам, дефектологам, медицинским психологам и т.д.).
Педагог-психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
Принцип ответственности.
Педагог-психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.
В случаях, если ребенок не достиг 14-летнего возраста, согласие на его участие в диагностических процедурах, следствием которых является диагностическое заключение, касающееся личностной сферы, должны дать родители или лица их заменяющие.
Слайд 8Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные
им в публичных выступлениях.
Педагог-психолог не имеет права пользоваться недостоверной информацией в публичных выступлениях, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
Педагог-психолог несет особую профессиональную ответственность за обоснованность решения об оказании психологической помощи несовершеннолетнему ребенку, за выбор адекватных методов диагностики и коррекции.
Принцип этической и юридической правомочности.
Педагог-психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.
Слайд 9Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
В любых сообщениях, предназначенных для людей, не
имеющих психологического образования, педагог – психолог избегает избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов работы психолога.
Во всех сообщениях педагог – психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от педагога – психолога.
Слайд 10Принцип благополучия клиента.
В своих профессиональных действиях педагог – психолог ориентируется
на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности педагога – психолога вступают в противоречие с этическими нормами, педагог – психолог предотвращает конфликты, руководствуясь принципом «Не навреди!».
В профессиональной деятельности педагога – психолога приоритетными являются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
Педагог – психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.
Слайд 11Принцип профессиональной кооперации.
Работа педагога – психолога основывается на праве и
обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и практических предпочтений.
Педагог – психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых им лиц.
Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Педагог – психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе.
Слайд 12Педагог – психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах
деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним педагог – психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.
Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций (не советов), которые должны быть сформулированы четко, доступно и не содержать заведомо невыполнимых условий.
В ходе обследования педагог – психолог выявляет и подчеркивает способности и возможности клиента, совместно с клиентом раскрывает его внутренние и внешние ресурсы.
Слайд 14 К направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
Психологическая профилактика (поддержка):
- оказание психологической
поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;
- предупреждение всевозможных девиаций поведения;
- оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;
- содействие творческому развитию одаренных детей;
Слайд 15Психологическая диагностика:
- изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания
условий для их самопознания и саморазвития;
- проведение психолого-педагогической диагностики детей на разных возрастных этапах с целью определения оптимального образовательного маршрута;
- изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.
Психологическая коррекция:
оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных,
профессиональных и других проблем;
индивидуальная и групповая
психологическая коррекция
трудностей в обучении, развитии,
общении, межличностном
взаимодействии.
Слайд 17Психологическое консультирование:
- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу;
- консультирование
администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей.
Психологическое просвещение:
- повышение психологической компетентности педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей, их заменяющих);
- ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей;
- развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Слайд 18Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с
учетом потенциальных возможностей детей;
-обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;
- участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;
подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях,
семинарах-практикумах,
родительских собраниях,
методических семинарах, научно-
практических конференциях;
Слайд 19Обеспечение деятельности педагога-психолога
Психолог работает в контакте с администрацией школы, его
структурными подразделениями, педагогами, а также устанавливает взаимоотношения с учреждениями других ведомств (здравоохранения, ОВД, прокуратуры, общественными организациями и другими субъектами социального партнерства), оказывающими помощь в воспитании и развитии воспитанников.
Педагог-психолог совместно с администрацией образовательного учреждения разрабатывает должностную инструкцию о деятельности педагога-психолога в данном учреждении в соответствии с объемом нагрузки педагога-психолога, условиями работы и приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения.