Слайд 1
Оценивание как компонент процесса обучения в современной школе
Утегенова Б.М.
Слайд 2Актуальность новой системы оценивания:
в связи с внедрением компетентностного образования
результаты обучения рассматриваются не в виде знаний, умений, навыков (ЗУН) учащихся по предметам, а как интегрально сформированные компетенции, включающие в себя совокупность ЗУНов в практической деятельности и навыки учения. В связи с этим целесообразным будет реализация системы оценивания на основе оценивания как ЗУНов, так и компетенций.
Слайд 3Суть оценивания:
оценивание работает на реальный, значимый высокий результат обучения.
для
определения ясности целей обучения в оценивании следует использовать вопросы «что?» и «как?».
систематически собирать количественные и качественные данные о прогрессе и развитии учащихся.
система оценивания является сбалансированной и содержит два типа оценивания - оценивание обучения, оценивание для обучения.
результаты оценивания должны быть использованы для информирования о процессе обучения и улучшения процессов преподавания и учения.
Слайд 4Современное оценивание
оценивание для обучения является неотъемлемой частью преподавания в целях содействия
обучению учеников,
оценивание обучения необходимо для выставления отметок и составления отчетности.
Слайд 5Для чего нужна новая система оценивания?
Обеспечение эффективной обратной связи с
учениками.
Активное участие учеников в собственном обучении, что, в свою очередь, вовлекает ученика в процесс самооценивания.
Модификация преподавания с учетом результатов оценивания.
Признание определяющего влияния оценивания на мотивацию и самооценивание учеников, что, в свою очередь, решающим образом влияет на качество обучения.
Содействие самооцениванию учеников и формирование у них навыков совместной работы со сверстниками посредством взаимооценивания, с целью понимания способов усовершенствования своего обучения.
Слайд 6Основные принципы
содействие обучению учащихся
осуществление обратной связи для само - и взаимооценивания
Слайд 8Суждения по формативному оцениванию
Слайд 9Основные подходы в новой системе оценивания
конструктивистский,
компетентностный,
критериально-ориентированный,
проблемно-ориентированный.
Слайд 10Конструктивистский подход к оцениванию результатов образования
"создание в классе
условий, организация деятельности и использование методов, которые основаны на конструктивистской теории обучения, а также постановка целей, которые направлены на развитие студентов, их глубокое понимание предмета, а также на развитие мышления, которое необходимо для будущего обучения" (Фэден и Фогель 2003)
Слайд 11
Конструктивизм основывается на
желании учащегося понять и решить задачу,
при понимании и
активном решении задач задействуются когнитивные процессы высокого уровня,
учащиеся заинтересованы и мотивированны,
когда учащиеся ощущают потребность в знании, они автоматически пытаются сосредоточиться на значениях, основные идеях, принципах,
предпочтение и способности для работы на концептуальном уровне, а не на уровне деталей.
Слайд 12При конструктивистском подходе преподавание включает:
Преподавание темы или вопроса с
структурной позиции
Преподавание для получения ответной реакции учащихся, например, путем опроса, рассмотрения проблемы
Преподавание, основанное на имеющихся у учащихся знаниях
Устранение заблуждений учащихся
Оценка всей структуры знаний, а не отдельных фактов
Преподавание и оценка, которые поощряют позитивную рабочую атмосферу: учащиеся могут делать ошибки и учиться на них
Преподавание, подчеркивающее глубину изучения, а не широту охвата учебного материала
Использование методов преподавания и оценки, направленых на достижение четко намеченных целей и результатов курса или программы
Слайд 15В контексте конструктивистского подхода к обучению сформулированы следующие принципы оценивания:
1. Оценивание является
постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Слайд 16Компетентностная модель оценивания
позволяет оценивать «на выходе» и предполагает различные конечные результаты
образования.
основным результатом оказывается набор специальных компетенций, понимание принципиальных технологий профессиональной деятельности и ключевые компетенции на уровне, соответствующем требованиям Национальной квалификационной рамки к профессиональным компетенциям.
Слайд 17При компетентностном подходе:
оценка ключевых компетенций сводится к оценке продукта учебной
деятельности или результатов наблюдения за деятельностью, в процессе которой обучающийся решает (или ставит и решает) задачи, выбирая и используя адекватные способы работы с информацией, самоменджмента, коммуникации; при этом объект воздействия и условия деятельности определяются как субъективно новые для обучающегося.
Слайд 18Таксономия учебных целей и задач:
Слайд 19Аутентичное оценивание -
-
истинное, подлинное оценивание связано с современным пониманием
образования не столько как процесса усвоения информации и алгоритмов действий, но как подготовки учащихся к самостоятельному решению проблем, умению находить способы решения в сложных контекстах профессиональной деятельности.
- направлено на выявление уровней сформированности компетенций.
Слайд 20Аутентичное оценивание
осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к которым относятся: исследовательские
проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы учащихся.
ориентировано на практические результаты деятельности учащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает возможность видеть эти результаты и получать признание своих достижений.
Слайд 21Характеристики АО:
задания разрабатываются для наиболее приближенных к реальной ситуации (подлинных) условий
исполнения деятельности в оцениваемой области,
оставляют достаточно места для развития учебных стилей студентов, их способностей и интересов как источников для формирования умений и для идентификации (возможно, ранее скрытых) их сильных сторон.
Слайд 22Критерии, используемые в АО,
направлены на оценивание «основного» в поведении и деятельности,
в соответствии с хорошо сформулированными деятельностными стандартами (например, написание эссе по социально значимой теме, убедительная защита своей позиции).
в процессе АО от учащихся зачастую ожидается, что они должны представлять свою работу публично и в процессе говорения.
Слайд 23Проблемно-ориентированное обучение по П.Я. Гальперину, Н.Ф. Талызиной:
Слайд 24Непрерывное улучшение обучения учеников через культуру доказательств, потребностей, преподавание и учение:
Слайд 25Эффективные стратегии оценивания в ПОО:
ориентированные на процесс
на оценивание индивидуальной работы
на
рефлексивные действия
Слайд 26Работа внутри «черного ящика»
развитию у учащихся навыков самооценивания
Оценивание
одноклассников
и самооценивание
Эффективная постановка вопросов
Обсуждение критериев вместе
с учениками
Обеспечение обратной связи
(по Блэку и Уильяму)
Слайд 27Принцип критериального оценивания:
в нем заложены основные подходы к учебной деятельности,
в которой учащийся становится субъектом; требования к образовательному процессу и результатам деятельности.
Слайд 282 основных понятия КО:
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой
перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Уровни достижения учащегося по каждому критерию последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата и оцениваются определенным количеством баллов.
Слайд 29Критериальное оценивание
представляет собой процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с
четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования по определенному стандарту; способствующий формированию компетентности обучающихся
Слайд 30Критериальное оценивание
осуществляется в соответствии с содержанием учебных программ, формами контрольных мероприятий,
индивидуальными психолого-педагогическими особенностями учащихся;
на основе единства формативного и суммативного оценивания, заключающегося в целостном использовании промежуточного и итогового контроля учебных достижений учащихся;
осознанности, служащей действенной характеристикой процесса контроля учебных достижений учащихся;
диагностической основы, осуществляющейся в проведении педагогической диагностики эффективности использования данной технологии
Слайд 31Критериальное оценивание
определяет цель создания условий и возможностей для формирования и развития
учебно-познавательной активности учащихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности и ориентации в потоке научной информации путем приобщения учащихся к систематической рефлексии, к поиску смысла этой деятельности.
Слайд 32Гуманный характер КО:
варьирование видов заданий, формы их предъявления, видов помощи
учащимся, позволяет достичь всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности, вхождение в культуру современного общества.
Слайд 33Модель КОО:
1. Точно определяется эталон (критерии) усвоения темы (занятия), что выражается
в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой);
2. Подготавливаются проверочные работы – тесты;
3. Учебный материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала; помимо содержательной целостности ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала (2 – 3 занятия, 2 - 3 недели). После выделения учебных единиц определяются результаты (критерии), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы, позволяющие убедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы. Основное назначение текущих тестов – выявить необходимость коррекционных учебных процедур;
4. Выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания;
5. Разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовых вопросов.
Слайд 34Ожидаемые результаты обучения и критерии успешности совместной работы
помогают педагогам и учащимся
понимать чему они научились и какие доказательства будет продемонстрированы учащимися
Например:
Ожидаемые результаты: учащиеся будут понимать компоненты необходимые для создания простой схемы-цикла
Критерий успеха: учащиеся будут способны нарировать или создать простую схему-цикл.
Ожидаемый результат обучения: учащиеся будут понимать схему-цикл процесса обучения.
Критерии успеха: учащиеся будут способны создавать схему-цикл обучения в соответствии с теорией обучения
Слайд 35Рубрики –
это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные
результаты и достижения учащихся.
Основанные на стандартах рубрики поощряют педагогов согласовывать с четкими ожидаемыми результатами обучения с установленными критериями выполнения и инструкциями по подсчету.
Хорошо разработанные рубрики дают возможность учащимся провести успешное самооценивания и улучшения их обучения
Слайд 36Самооценивание и рефлексия
дают ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и
учебу, и методы их улучшения.
Наилучшие рубрики создаются в результате длительной совместной работы и большого числа повторений.
Слайд 37Инструкция к применению рубрик
определить цели курса в целом и ежедневных уроков;
выбрать
проверочные задачи, которые могут обеспечить
данные, соответствующие учебным целям;
сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели;
дифференцировать уровни достижений (категории), основываясь на хорошо прописанных критериях;
определить вес или ценность каждой категории.
Слайд 38Памятка
Технология критериального оценивания на основе оценивания рубрик является универсальной и применимой
для всех методов и техник оценивания.