Презентация, доклад на тему Отчет по самообразованию Психолого педагогические условия развития навыков межличностных коммуникаций у детей среднего школьного возраста в коррекционном учреждении

Содержание

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития навыков межличностных коммуникаций у детей среднего школьного возраста в коррекционном образовательном учреждении. Объект  исследования: развитие межличностных коммуникаций у детей среднего школьного возраста

Слайд 1Отчет по теме самообразования: "Психолого-педагогические условия развития навыков межличностных коммуникаций у детей

среднего школьного возраста в коррекционном образовательном учреждении"

ЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Автор:
Кашапова Ирина Васильевна
Учитель-дефектолог, олигофренопедагог




Челябинск 2016




Отчет по теме самообразования:

Слайд 2Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития навыков

межличностных коммуникаций у детей среднего школьного возраста в коррекционном образовательном учреждении. Объект  исследования: развитие межличностных коммуникаций у детей среднего школьного возраста в коррекционном образовательном учреждении. Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития навыков межличностных коммуникаций у детей среднего школьного возраста в коррекционном образовательном учреждении.
Цель исследования  теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития навыков межличностных коммуникаций у детей среднего

Слайд 3Гипотеза исследования: процесс развития навыков межличностных коммуникации у детей среднего школьного возраста

в коррекционном образовательном учреждении будет более успешным, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:  
Гипотеза исследования: процесс развития навыков межличностных коммуникации у детей среднего школьного возраста в коррекционном образовательном учреждении будет

Слайд 4Задачи исследования

Задачи исследования

Слайд 5Ключевые понятия исследования
Коммуникация - передача информации от одной системы к другой

посредством специальных носителей, сигналов
Психолого-педагогические условия - определенная организация образовательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающую возможность целенаправленного воздействия на учащихся
Межличностная коммуникация - это процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
Ключевые понятия исследованияКоммуникация - передача информации от одной системы к другой посредством специальных носителей, сигналов Психолого-педагогические условия

Слайд 6Теоретической основой исследования межличностной коммуникации послужили труды представителей психологии и педагогики:

Э.Я.Альбрехт «Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией», И.М. Бгажнокова «Психология умственно отсталого ребенка», Л.С. Выготский «Психология развития человека», «Основы дефектологии», В.А. Вяренен «Особенности личных взаимоотношений учащихся старших классов вспомогательной школы», Ж. Демор «Ненормальные дети. Воспитание их дома и в школе», Л.В. Занков «Психология умственно отсталого ребенка» …
Теоретической основой исследования межличностной коммуникации послужили труды представителей психологии и педагогики:  	Э.Я.Альбрехт «Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения

Слайд 7Классификация олигофрении, предложенная Э. Крепелиным: Дебильность (слабость, хилость) – неполноценность познавательной деятельности

у детей, в способности анализировать, логическому обобщению, абстрактному мышлению. Соматические расстройства, общие физические нарушения (особенно в первые годы обучения), нарушения моторики, особенности системы побудительных мотивов, характера и поведения. Способны к обучению в коррекционных образовательных учреждениях. Имбецильность –наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоционально- волевой сферы. Дети не обучаемы. Коммуникативные функции нарушены., косность языка, словарный запас беден, нарушение звукопроизношения, фонематического слуха. Идиотия - дети с грубым недоразвитием мозга, глубоким снижением всей психической деятельности. Дети не обучаемы.
Классификация олигофрении, предложенная Э. Крепелиным: 	Дебильность (слабость, хилость) – неполноценность познавательной деятельности у детей, в способности анализировать,

Слайд 8Методы исследования
Теоретические: изучение и анализ проблем в психолого-педагогической литературе.
Эмпирические: наблюдение, тестирование,

опрос.
Эксперимент и сравнительный анализ полученных данных
Экспериментальная база исследования:
 МАОУ «Школа-интернат №31» г. Златоуста Челябинской области. 
В исследовании принимали участие ученики в возрасте 14-16 лет. Общее количество - 16 человек.



Методы исследованияТеоретические: изучение и анализ проблем в психолого-педагогической литературе.Эмпирические: наблюдение, тестирование, опрос.Эксперимент и сравнительный анализ полученных данныхЭкспериментальная

Слайд 9Этапы опытно-экспериментальной работы

Этапы опытно-экспериментальной работы

Слайд 10Цели программы:
- психолого-педагогическая помощь детям в социальной адаптации;
- коррекция негативных тенденций

социально-эмоционального развития детей;
- преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы; способности добиваться поставленной цели.

Задачами программы являются:
1). Овладение ребенком «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.
2). Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка, гиперактивность).
3). Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
4). Формирование у детей социальных навыков.
Методические приемы, используемые в программе:
- словесные подвижные игры;
- проигрывание этюдов на выражение различных эмоций и чувств;
- рисование (тематическое и свободное);
- беседы, направленные на различное знакомство с развличными эмоциями и чувствами;
- проблемные ситуации;
- психогимнастика;
- музыкотерапия.

Цели программы:- психолого-педагогическая помощь детям в социальной адаптации;- коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей;- преодоление у детей

Слайд 11Тематический план составлен на основе тематического плана предложенного Широковой Г.А., но

был адаптирован для коррекционной школы на основе общей психокоррекции Осиповой А.А. Программа составлена для работы с умственно отсталыми детьми среднего школьного возраста.
 Общее число занятий с детьми:10.
Работа с родителями: родительское собрание.
Продолжительность занятий: 30-35 минут
Количество детей: 16 человек.

Программа условно разделена на три блока:
1). Коррекция агрессивности и развитие коммуникативных способностей.
2). Формирование уверенности в себе.
3). Формирование социальных навыков.

Тематический план составлен на основе тематического плана предложенного Широковой Г.А., но был адаптирован для коррекционной школы на

Слайд 12Блок 1. Коррекция агрессивности и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
1). Обучение детей социально

- приемлемым формам агрессии.
2). Преодоление импульсивности.
3). Снижение конфликтности.
4). Формирование умения контролировать свое поведение.
5). Снятие напряжения у детей.
6). Беседа с родителями на родительском собрании на тему «Детская агрессивность»
Блок 2. Формирование уверенности в себе.
1). Снятие тревожности.
2). Повышение уверенности в себе.
3). Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
4).Формирование навыков физической культуры.
5). Приобретение навыков саморасслабления.

Блок 3. Формирование социальных навыков.
Задачи:
1). Развитие навыков сотрудничества.
2). Привить ребенку новые формы поведения.
3). Овладение коммуникативными навыками.
4). Формирование у детей моральных представлений.
5). Эмоциональное развитие.

Блок 1. Коррекция агрессивности и развитие коммуникативных способностей.Задачи:1). Обучение детей социально - приемлемым формам агрессии.2). Преодоление импульсивности.3).

Слайд 13Тематический план

Тематический план

Слайд 14Продолжение тематического плана

Продолжение тематического плана

Слайд 15Продолжение тематического плана

Продолжение тематического плана

Слайд 16Сравнительная характеристика соотносительного авторитета членов групп на констатирующем и контрольно-диагностическом этапе

эксперимента этапе

По сравнению с первичной диагностикой в статусной группе «звезды» снизилась на 12,5%, в «предпочитаемой» группе детей процент увеличился на 18,75%, группа «принятых» осталась без изменения и составляет 37,5%, на 6,25%  снизился процент в группе «изолированных».

Сравнительная характеристика соотносительного авторитета членов групп на констатирующем  и контрольно-диагностическом этапе эксперимента этапеПо сравнению с первичной

Слайд 17Сравнительная характеристика межличностных отношений на констатирующем и контрольно-диагностическом этапе эксперимента этапе

коэффициент благополучия увеличился на 6,25%;
– коэффициент звездности снизился на 12,5%;
– коэффициент изолированности снизился на 6,25% и стал равен 0;
– коэффициент взаимности увеличился на 22,2%.
Сравнительная характеристика межличностных отношений на констатирующем  и контрольно-диагностическом этапе эксперимента этапе– коэффициент благополучия увеличился на 6,25%;–

Слайд 18Сравнительная характеристика исследования факторов тревожности на констатирующем и контрольно-диагностическом этапе эксперимента

этапе

-  общая тревожность в школе:
снизилась  на 6,25% 
- страх не соответствовать
ожиданиям окружающих:
снизился на 6,25%
Вывод:  коррекционная программа оказала положительную динамику по всем исследуемым параметрам и была эффективной на 68,75%.




- переживание социального стресса снизился на 12,5% 
- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
снизился на 12,5% 

Сравнительная характеристика исследования факторов тревожности на констатирующем  и контрольно-диагностическом этапе эксперимента этапе-  общая тревожность в школе:снизилась 

Слайд 19Сравнительная характеристика исследования факторов агрессии на констатирующем и контрольно-диагностическом этапе эксперимента

этапе

овыражения

Вывод: коррекционная программа оказала положительную динамику по всем исследуемым параметрам и была эффективной на 75%.

Сравнительная характеристика исследования факторов агрессии на констатирующем  и контрольно-диагностическом этапе эксперимента этапеовыраженияВывод: коррекционная программа оказала положительную

Слайд 20Реализация психолого-педагогических условий по развитию навыков межличностной коммуникации у детей среднего

школьного возраста
Реализация психолого-педагогических условий по развитию навыков межличностной коммуникации у детей среднего школьного возраста

Слайд 21Выводы по результатам опытно-экспериментальной работе
При оценке результативности произведенного воздействия психолого-педагогических условий 

способствующих развитию навыков межличностных коммуникаций у детей среднего школьного возраста на те стороны психики и личности детей, которые явились предметом коррекции были получены следующие результаты:
с помощью цикла тренинговых занятий дети среднего школьного возраста  вооружились психологическими знаниями в объеме, который дает им понимание возникающих проблем межличностной коммуникации и способов личной подготовки к их решению (умение слушать друг друга, выражать свои чувства друг к другу, разрешать конфликты и трудности);
 в ходе игровой деятельности практически все дети среднего возраста с умственной отсталостью увеличили свой социальный интеллект: в некоторых случаях повысился и уровень интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии);
 разработанная и реализованная коррекционная программа оказала положительное влияние на межличностные отношения в группе исследуемых, а также помогла развить необходимые навыки межличностной коммуникации у детей с умственной отсталостью среднего школьного возраста.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что выделенные в гипотезе исследования оказали положительное влияния на развитие навыков межличностной коммуникации у детей с умственной отсталостью среднего школьного в коррекционном образовательном учреждении.

Выводы по результатам опытно-экспериментальной работе		При оценке результативности произведенного воздействия психолого-педагогических условий  способствующих развитию навыков межличностных коммуникаций у

Слайд 22 Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть