Презентация, доклад на тему Особенности психического и речевого развития у детей с ДЦП

Содержание

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМСтруктура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:1. неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения

Слайд 1Особенности психического и речевого развития у детей с ДЦП.

Особенности психического  и речевого развития у детей с ДЦП.

Слайд 2ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП

имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:
1. неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;
2. выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
3. сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:
3.   вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
4. затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМСтруктура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для

Слайд 3При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения,

слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на

Слайд 4При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20—25%

детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме. В таких случаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения.
При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20—25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при

Слайд 5 При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка

и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство).
При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное

Слайд 6Несформированноеть высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при

ДЦП.
Чаще всего страдают отдельные корковые функции т. е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

Несформированноеть высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.Чаще всего страдают отдельные корковые функции

Слайд 7Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность,

истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемое™ психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий.
Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения

Слайд 8 У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще

носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.

У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план

Слайд 9 У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития.

Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных) . Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими.
У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны

Слайд 10Речь является одной из важнейших психических функций человека.
В процессе речевого развития

формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребёнку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально – волевой сферы.
Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности,

Слайд 11Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем

поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Выраженные двигательные, речевые и психические нарушения трудно поддаются коррекции и нередко служат причиной тяжелой инвалидности. ДЦП – тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Поражение этих структур отрицательно влияет на процесс формирования речи.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих

Слайд 12В клинике детского церебрального паралича речевые расстройства занимают значительное место, их

частота составляет от 65% до 85%. Наиболее частым расстройством является дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата).
В клинике детского церебрального паралича речевые расстройства занимают значительное место, их частота составляет от 65% до 85%.

Слайд 13При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения

практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов.
При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на

Слайд 14Нарушения речи у детей с церебральными параличами включают
фонетико-фонематические, проявляющиеся при различных

формах дизартрии;
специфические особенности усвоения лексической системы языка;
нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;
нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с церебральными параличами;
все формы дислексии и дисграфии, что обусловлено несформированностью зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.
Нарушения речи у детей с церебральными параличами включаютфонетико-фонематические, проявляющиеся при различных формах дизартрии; специфические особенности усвоения лексической

Слайд 15Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее

основными задачами являются:


развитие речевого общения, улучшение разборчивости речи;
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке;
выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции;
коррекция нарушений произношения.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются:развитие речевого общения, улучшение

Слайд 16Логопедическая работа при ДЦП проводится в тесном контакте с психоневрологами, педиатрами,

методистами ЛФК, родителями ребенка. Она является сложным составным комплексом в общих лечебных мероприятиях. В задачу учителя-логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития.
Логопедическая работа при ДЦП проводится в тесном контакте с психоневрологами, педиатрами, методистами ЛФК, родителями ребенка. Она является

Слайд 17Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает
развитие и

коррекцию слухового восприятия,−
развитие и коррекцию зрительного восприятия,−
развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов
Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает развитие и коррекцию слухового восприятия,− развитие и коррекцию

Слайд 18Коррекционно-педагогическая работа включает в себя следующие разделы:

Развитие ручной моторики и моторики

артикуляционного аппарата.
Формирование правильной артикуляции звуков и их автоматизация в различных формах речи.
Формирование интонационной выразительности речи.
Формирование восприятия устной речи.

Коррекционно-педагогическая работа включает в себя следующие разделы:Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.Формирование правильной артикуляции звуков и

Слайд 19Основные направления коррекционно-педагогической работы:
нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного

и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;
развитие зрительного и слухового восприятия;
развитие эмоциональных реакций;
развитие движений руки и действий с предметами;
формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
Основные направления коррекционно-педагогической работы: нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

Слайд 20В школьном возрасте необходимо практическое ознакомление детей с наиболее простыми способами

образования основных лексико-грамматических разрядов слов, что способствует преодолению стойких языковых затруднений. Необходимо постоянно развивать мотивацию речевого высказывания через воспитание стремления к общению. Уже на начальных этапах обучения для стимуляции развития связной речи детям дают первичные сведения о языке, так как сознательное осмысление ускоряет развитие соответствующих умений и навыков.
В школьном возрасте необходимо практическое ознакомление детей с наиболее простыми способами образования основных лексико-грамматических разрядов слов, что

Слайд 21Занятия начинают с расслабления мышц артикуляционного аппарата, для чего используют приемы,

направленные на расслабление мышц шеи, губных мышц, мышц языка, расслабляющий массаж лица. Дальнейшая работа включает артикуляционную, дыхательную гимнастики, развитие голоса, артикуляционного праксиса, работу над звукопроизношением.
Занятия начинают с расслабления мышц артикуляционного аппарата, для чего используют приемы, направленные на расслабление мышц шеи, губных

Слайд 22
Разнообразие упражнений при работе над звукопроизношением с детьми с церебральными параличами

зависит от формы дизартрии.
Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.
Разнообразие упражнений при работе над звукопроизношением с детьми с церебральными параличами зависит от формы дизартрии. Различают следующие

Слайд 23Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом.

М., 1989.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев, 1988.
3. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.
4. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. Л., 1977.
5. Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997.
6. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб. пособие. М., 2003.
Список литературы1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т.,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть