Слайд 1Особенности мотивации в достижении успеха как фактор обеспечения качественного образования
Слайд 2Виды мотивов.
познавательные
социальные
Направленные на
достижение успеха
Направленные на
избегание неудач
Внешние
Внутренние
Мотивы
самообразования
Мотивы
соц.
сотрудничества
Учебно -
познавательные
Широко
познавательные
Узкие
социальные
Широкие
социальные
Слайд 3Мотив -
это то, что побуждает человека к действию.
Слайд 4Родитель – потребность критиковать, опекать, оценивать, хранилище и трансляция моральных нормативов. В
деятельности ориентируется на общепринятые нормы, нравственные оценки. Модальности: нужно, должен, обязан.
Взрослый – сочетание требуемого и желаемого, поиск компромисса, анализ и оценка имеющихся ресурсов, принятие взвешенного решения. В деятельности руководствуется принятыми и осознанными правилами взаимодействия. Модальности: можно, возможно, полезно, разумно, выбор и др.
Ребенок – побуждения, импульсы, желания, капризы. В деятельности обеспечивает эмоциональный фон (нравится – не нравится).Модальности: хочу, интересно, попробуй.
Слайд 5Мотивированные дети – это самостоятельные дети.
Четкий распорядок дня - вносить коррективы
в распорядок договариваясь.
Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
Высокие требования, но
соответствующие возможностям
Избегать недооценок. Переоценок.
Слайд 6Окружающий мир, полный любви
Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные
трапезы.
Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).
Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.
Личный пример и реакция соучастия.
Установка: Ошибки – нормальное явление.
Слайд 7Виды мотивов.
познавательные
социальные
Широкие
социальные
Позиционные
Избегание неприятностей
Ориентация на одобрение
Слайд 92 классы
…мне нравиться учиться
…хочу получить профессию
…познание нового и выполнение задания
…больше знать
и уметь
…приносить пользу когда вырасту
…я узнаю больше нового
…хорошие оценки и похвала учителя (2б)
Слайд 11Учусь потому, что…3 класс
…на уроках интересно
…ругают за плохие отметки (3 б)
…хочу
больше знать
…хорошо работать (3 б)
…доставить радость родителям
Узнаю много нового
Слайд 16III. Успех.
Чтобы почувствовать себя преуспевающим, надо приложить усилия, испытывая при этом
некоторую неуверенность в конечном результате своих действий. Мы не чувствуем успеха, когда прилагаем мало усилий для достижения цели.
Если задание простое и не требует серьезных усилий, мы не чувствуем, что добились особого успеха, и не стремимся продолжить учебу. Но если мы достигаем желанной цели, приложив старание и не будучи уверенными в благополучном результате, тогда мы рады успеху и стремимся к новым свершениям.
Слайд 17Приятные чувства, ожидание успеха
Учащиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу
в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех.
Здравый смысл и результаты научных исследований требуют от нас создавать приятную атмосферу в классе, чтобы предоставить учащимся максимальную возможность для успеха.
Слайд 18Нейтральные чувства (не радостные и не раздражающие)
не способствуют мотивации. Однако
они бывают
полезны для ликвидации непродуктивной или
неприятной ситуации, чтобы затем, спустя какое-то
время вернуться к тому же материалу с более
приятным настроем, например:
"Да, все устали, всем надоело; поэтому давайте оставим этот материал сегодня и поработаем над ним в другой раз со свежей головой".
"Не огорчайтесь, если вы что-то не поняли; это не повлияет на вашу оценку. Теперь вы знаете, чем вам надо заниматься".
"Это наша первая попытка; поэтому не огорчайтесь, если вы не все поняли. Вам надо будет повторить несколько раз этот материал, чтобы хорошо запомнить его".
Слайд 19Ситуация успеха:
атмосфера доброжелательности (улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, приветливость,
великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку);
снятие страха («Ничего страшного, если не получится, всегда можно исправить, зато мы теперь будем знать, как надо делать», или «Не бойтесь ошибиться, ведь мы с вами и ходим в школу, чтобы учиться на своих ошибках»);
авансировать детей перед дачей задания: «У вас всё получится и получится хорошо», «Вы всё сделаете и сделаете хорошо», «Я не сомневаюсь в твоём успехе», - вселите в ребёнка уверенность в себя, повысьте его свободу и активность;
приём «персональной исключительности»: «Именно ваш класс (ты) должен хорошо справиться с заданием, потому что…»;
скрытая инструкция (Не навязывание своего мнения: «Тут главное, как ты помнишь,…«, «Вспомни, начать лучше всего с…») -
и это реальная помощь движения ребёнка к успеху.
Слайд 20Эмоциональное развитие
1. Четко выражайте чувства. Например: «Я сердита на папу,
потому что он так поздно пришел».
2. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка.
3. Разговаривайте о чувствах.
4. Реагируйте разумно.
5. Влияйте на его чувства ребёнка.
6. Разъясняйте непонятные чувства.
7. Понаблюдайте за своими собственными чувствами.
8. Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства.
9. Научите ребенка управлять своими чувствами.
Слайд 21Выносливость
Понимание, что успех приходит не сразу. Нужен труд и терпение.
Перестаньте
безотказно исполнять желания своего ребёнка. Научитесь говорить «нет» в ситуации, когда дело важнее сиюминутного каприза, желания.
Введите в традицию ежедневные
обязанности. Научите принимать
ребёнка факт регулярного
обязательного выполнения.
Слайд 22Справедливое вознаграждение
Хвалить за конкретные дела и успехи.
Хвалить за старание.
Отмечать лучше не
результат,
а потраченные усилия.
Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.
Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
Награда должна соответствовать достижению.
Слайд 23 Справедливая критика
Выражайте претензии обоснованно
(«Мне не
нравится…, потому что…»).
Выражайте претензии в нейтральном тоне.
Говорите о своих чувствах («Мне не нравится…потому что. ТЫ МЕНЯ ОГОРЧИЛ…ОЧЕНЬ.»
Делая замечание, указывайте и на «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат.»
Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?»
Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.
Слайд 24Успех - это умение преодолевать планку в "интеллектуальных" прыжках.
Степень трудности
прыжка в высоту можно увеличить или уменьшить, если поднимать или опускать планку.
Чемпионы не прыгают через низкую планку, которую "может взять любой".
Не слишком успешный «прыгун», добившись успеха в малом, испытав радость достижения, возможно, попросит поднять планку и продолжит участие в прыжках.