Слайд 1Особенности
физиологического
развития
5-11 класс.
Слайд 2Кто такой подросток?
Подросток – - несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности,
характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.
Слайд 3Анатомо-физиологические особенности подростков
Скелет
Прирост массы и длины тела
Сердечно-сосудистая система
Органы дыхания
Чрезмерные нагрузки
Половые различия
Нервно-психическое
развитие
Слайд 4Скелет
В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см,
массы тела – до 4,5-9 кг в год.
Слайд 5Сердечно-сосудистая система
В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину,
ширину, увеличивается объем его полостей.
Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.
Слайд 6Органы дыхания
Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное
развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у юношей – брюшной, у девушек – грудной).
Слайд 7Половые различия
Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и
функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать.
Слайд 8Нервно-психическое развитие
Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней
секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Слайд 9Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
У подростка появляется
своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).
Стремление к самостоятельности. А по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
Слайд 10Папы и мамы!
Ваш ребёнок входит в пору своего физиологического взросления.
Это вносит определённые изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребёнка на жизнь, его ценностные ориентиры. Огромно значение семьи для Вашего ребёнка в этот период времени. Ему, как никогда, необходимо Ваше тепло и забота, понимание и доверие.
Слайд 11Памятка для родителей:
Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на
самые деликатные темы.
Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.