Слайд 1
Тема: «Основные направления,
специфика занятий и знакомство с
играми и упражнениями
для развития зрительного
и речевого восприятия
у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Семинар - практикум
Слайд 2Зрение - основной канал информации об окружающем мире.
Зрительные впечатления предполагают переработку
информации в коре головного мозга.
Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
Слайд 3
Основные задачи
1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» -
одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).
2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» - по торчащим ушкам).
3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.
4. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.
5. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»).
6. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.
Слайд 4Специфика занятий
1.Четкое взаимодействие в решении организационных вопросов учителя – логопеда и
воспитателя:
- составляют расписание занятий;
- используют фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы для осуществления коррекционных задач ;
- привлекают родителей к коррекционной работе (консультации и практические советы, показы открытых фронтальных занятий, демонстрация приемов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т. д.);
- обновляют предметно-развивающую среду в соответствии с очередным этапом коррекционной работы;
Слайд 52.Создание условий для активизации словарного запаса детей
-Проведение словесных игр
-развитие умения использовать
в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы
-Обучение рассказыванию
-Совершенствование умения составлять рассказы
-Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса
3.Развитие фонематического восприятия
-полный звукослоговой анализ и синтез слов
-дифференциация звуков по акустическим, артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие – глухие
-- усвоение терминов: слово - слог - звук, гласный звук, согласный звук, предложение.
Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза слов в игровой занимательной форме с элементами соревнования
Слайд 6-Развитие доступных детям форм словесно-логического мышления
-Обогащение знаний и представлений об окружающем
— важнейший источник развития речи детей.
-Развитие познавательных интересов.
-Развитие познавательной активности.
-Совершенствование словообразования и словоизменения (грамматический строй речи)
-Использование в учебной речевой деятельности словаря, наработанного воспитателями в процессе ознакомления детей с окружающим и предметным миром
-Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам
4.Систематизация и составление картотеки коррекционных и речевых игр; активное использование их в работе.
- на внимание;
- тренирующие наблюдательность;
- на быстроту реакции;
- приучающие ценить время;
- развивающие глазомер;
Слайд 7- воздействующие на эмоции и чувства;
- на смекалку;
- на ориентировку в
пространстве и на плоскости листа;
- игры-диалоги, игры-сценки.
5.Развитие внимания и памяти (слуховой, зрительной, вербальной)
-выполнение и отчет о выполнении постепенно увеличивающихся многоступенчатых инструкций;
-передача с помощью речи последовательности совершаемых действий;
-использование различных форм обращений к детям;
- включение различных дидактических игр и упражнений во фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;
- решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций;
- заучивание речевого материала разной степени сложности.
Слайд 8
Игры и упражнения для развития зрительного восприятия и формирования зрительно-моторных навыков
Блок
I. Учимся смотреть и видеть.
Основная цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания
-Найди два одинаковых рисунка в каждом ряду. Покажи их.
-Найди такую же картинку в этом ряду. Поставь под ней точку карандашом.
Блок II. Учимся следить глазами.
Основная цель: формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера
Рассмотри этих насекомых, назови их;
Найди выход из лабиринта;
Рассмотри рисунки, запомни их;
Слайд 9Блок III. Учимся ориентироваться в пространстве.
Основная цель: формирование представлений о
системе координат: сверху - снизу, спереди - сзади, слева – справа
-найди половинки и соедини их стрелками, раскрась;
-раскрась правую половину елки с игрушками, так же как раскрашена левая;
-как получить такой цветок? Выбери нужные карточки
-найди тень собаки;
-назови что находится: перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.
Слайд 10Игры и упражнения для развития речевого восприятия
Слайд 11Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.
Цель: формирование тонких, координированных движений
рук. Упражнения для рук, которые ребёнок выполняет, копируя взрослого, например: Наши пальчики, Возьми большой мяч, Возьми маленький мяч, также игры с мелкими и сыпучим материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию, разнообразные шнуровки, составление узоров из мозаики, кубики Никитина и т.д. Важной частью данной задачи являются пальчиковые игры, в ходе которых у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
Слайд 12Формирование графических навыков.
Цель: научить детей проводить различные линии по подражанию, по
образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, правильно держать карандаш при письме, правильной осанке. (Прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: Дорожки, Дождик, Парашютисты; ритмические круговые движения Намотаем нитки, Соберем веревочку; волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях Летит бабочка, Обведи рисунок, составь картинку по точкам-штрихам и штриховка.
Слайд 13Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной
мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил, так как в первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть, правильно держать карандаш, бумагу. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Слайд 14Раскрашивание рисунков предполагает разные виды штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и
укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. При работе со штрихом развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности, что имеет большое значение для детей-логопатов.
В старшем дошкольном возрасте вводится работа в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.