Слайд 1Организация работы
по профилактике суицидального поведения подростков
в образовательном пространстве
Педагог-психолог МБОУ-СОШ
№8
Коренькова Е.В.
Слайд 2Нормативно-правовая база по профилактике подростковых суицидов в Российской Федерации
Конвенция ООН о правах
ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30);
ФЗ РФ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г;
ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14;
ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999г.
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г;
Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»;
Слайд 3Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 –
2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280;
План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 - 2015 годы, утв. приказом Мин.обр. науки России от 26.10.2011 г. № 2537;
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Ко АП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция от 05.05.2014) Статья 5.35;
Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида".
Слайд 4Цель работы по профилактике суицида в образовательной среде: создание благоприятного социально-психологического
климата, способствующего укреплению психологического здоровья учащихся.
Задачи:
укрепление социальной защищенности учащихся;
выявление причин, способствующих проявлению суицидального поведения;
совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидов;
развитие социальной активности учащихся;
вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;
активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;
активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности.
Слайд 5Принципы организации
профилактического подхода:
Принцип целостного подхода к профилактике.
Суицидальное поведение является одним
из видов деструктивного поведения. Узконаправленное воздействие, предупреждающее именно суицидальное поведение может привести просто к замене формы девиации: например, с суицидального на аддиктивное. Поэтому психологическое сопровождение профилактики суицидов в образовательном учреждении должно предупреждать отклоняющееся поведение в целом.
2. Принцип системности. Психологическая профилактика не преследует цели разрушения или изменения неблагоприятных личностных установок. Её основная цель – формирование социально приемлемых личностных установок на ранних этапах личностного развития морально-нравственной сферы, системы ценностей, позитивных поведенческих навыков.
Слайд 63. Опережающий характер сопровождения.
Создание стойких желательных установок возможно лишь до момента,
когда дети самопроизвольно усвоят деструктивные варианты решения жизненных проблем.
Попытки их создания позже более трудны и менее продуктивны, так как теперь необходимо перестраивать уже готовые, например, проалкогольные установки.
Поэтому профилактическая работа должна начинаться с младшего школьного возраста, а лучше всего с дошкольного.
Слайд 7
Методы профилактики
суицидального поведения несовершеннолетних:
Активная эмоциональная поддержка подростка, находящегося в состоянии
депрессии;
Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию;
Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
Расширение временной перспективы и самопонимания.
Слайд 8Уровни профилактики суицида в образовательной среде.
Первый уровень – общая профилактика
Второй
уровень – первичная профилактика
Третий уровень – вторичная профилактика
Четвертый уровень – третичная профилактика
Слайд 9Первый уровень – общая профилактика
Цель – создание в школе здоровой среды
Мероприятия
Общая
профилактика через создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Слайд 10Пример профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни:
«Все
цвета, кроме черного» (М.М. Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова);
«Разговор о правильном питании». М.М. Безруких, А.Г.Макеева,, Т.А.Филиппова;
«Мой выбор». Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Прутченков А., Смирнова Г.М.;
«Твоё здоровье». Потемкин Г.А.;
«Жизненные навыки и социальные умения» (для обучающихся с 1-го по 5 класс) под ред. С.В. Кривцовой и другие.
Слайд 11Второй уровень – первичная профилактика
Цель – выделение групп суицидального риска; сопровождение
детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия
Диагностика суицидального поведения, классные часы, круглые столы, стендовая информация, разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.
Слайд 12Последовательность первичного выявления и сопровождения обучающихся «группы риска» по суицидальному поведению.
1)
Наблюдение за социально-психологическим состоянием обучающихся и выявление детей, переживающих стресс и/или потенциально подвергающихся риску суицидального поведения.
2) При наличии подозрения на возможный риск развития суицидального поведения, дополнительный сбор информации (родители, одноклассники, учителя, разговор с обучающимся).
3) При подтверждении подозрений о возможном наличии риска развития суицидального поведения необходимо сообщить об этом школьному педагогу-психологу и, совместно с ним, информировать родителей о наличии возможного риска и рекомендовать обратиться к профильным специалистам.
4) При необходимости, совместно с педагогом-психологом продолжать отслеживать динамику социально-психологического состояния, обучающегося и оказывать ему эмоциональную, психолого-педагогическую поддержку.
Слайд 13Симптомы суицидальных намерений.
Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не
хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь» и т.п.
Заинтересованность темой смерти: фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение, вывешивание на своей страничке в соцсетях роликов и картинок о смерти, самоповреждении, самоубийстве;
Подготовка к совершению попытки: активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ, изучение информации в интернете);
Слайд 14Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное): Косвенные
намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств, прямые сообщения о суицидальных намерениях, которые часто не принимаются всерьёз;
Слайд 15
Символическое прощание с ближайшим окружением: раздача личных вещей, фото, подготовка и
выставление ролика, посвященного друзьям и близким; дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость;
Другие резкие изменения в поведении: необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
Депрессивная симтоматика.
Слайд 16Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
К
суицидальным поступкам чаще всего склонны подростки из неблагополучных семей, наркоманы или алкоголики, подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
По формам суицида можно понять, что суицидальные попытки совершаются в состоянии аффекта, с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины суицида разнообразны, их довольно много и они зависят от того, что для человека является ценностью: любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.
Подросток, начинающий задумываться о суициде, надеется, что должны произойти изменения к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, что ему необходимо поделиться своими переживаниями. Поэтому он и ведёт себя так, чтобы привлечь внимание к себе. Задача друзей и родителей заметить эти изменения в поведении.
Слайд 17Третий уровень – вторичная профилактика
Цель – предотвращение самоубийства.
Помощь человеку с
выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать психологическое состояние.
Мероприятия
Поддержка лиц, переживающих кризисы, ориентированная на решение актуальных проблем подростка.
Оценка риска самоубийства, оповещение соответствующего учреждения психического здоровья, запрос помощи. Оповещение родителей, разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Слайд 18Виды профилактической работы с родителями детей с суицидальным поведением в ОО:
Консультации
(индивидуальные и групповые), разъяснение работы с подростками по превентивным программам.
Работа социально-психологической службы (работа с «семьями группы риска», мониторинг и диагностика профилактической работы, обработка результатов, организация работы по социальному проектированию, работа со школьным пресс-центром, направление документов на КНД).
Организация занятости детей во внеучебное время (по программам дополнительного образования, школьным проектам, классным часам и внутришкольным мероприятиям).
Совместная работа с медицинскими специалистами, клиническими психологами в направлении профилактики суицидального поведения подростков.
Работа с родителями (родительские собрания, клубы, патрули, конференции).
Помощь родителей и педагогов подросткам в проведении конкурсов игр и акций по профилактике суицидов.
Привлечение родителей к профилактической работе с ученическим самоуправлением, волонтерской командой ОО.
Слайд 19Кризисное вмешательство
при высоком риске суицида.
В случае выявления высокого риска потенциального
суицида у одного или нескольких учащихся психолог ОО:
Информирует о суицидальных намерениях учащегося узкий круг лиц, которые могут повлиять на принятие мер по снижению риска (администрацию, классного руководителя, родителей). Согласовывает с ними дальнейшие действия.
Осуществляет кризисную психологическую помощь подростку с суицидальными намерениями. При необходимости, согласовывает свои действия с другими специалистами (например, антикризисных подразделений ЦППМС, Центра экстренной психологической помощи МГППУ, иными антикризисными службами).
Слайд 20Госпитализацмя в профильные медицинские учреждения.
Слайд 21Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель – снижение последствий и уменьшение вероятности
дальнейших случаев
Мероприятия
Помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства и их окружению, а также направлена на социально-психологическое сопровождение окружения близких погибшего от суицида и предотвращение волны подражательных суицидов.
Слайд 22
Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о
причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.
• Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
Слайд 23
Психолог ОО (совместно со специалистами ЦППМС) в первую очередь осуществляет первичную
диагностику психофизиологического состояния учащихся. Психолог ОО проводит встречу с классом, в котором произошел случай (при необходимости может быть проведена беседа в нескольких классах):
Групповая форма работы:
Беседа с детьми позволяет:
Оценить наличие явной или потенциальной угрозы для жизни как для самого человека, находящемся в кризисном состоянии, так и его окружения.
Упорядочить информацию, выстроить последовательность событий (абсолютный хаос в порядок).
Встреча с классом, в котором произошел суицид
Слайд 24
Групповое обсуждение травматического события позволяет учащимся лучше понять произошедшее, понять погибшего
(его проблемы, «пусковые» факторы, послужившие последней каплей, глубину отчаяния, его чувства), отреагировать свои чувства, повысить взаимопонимание и доверие между учащимися, адаптироваться после случившегося, формировать позитивное будущее, вернуть чувство самообладания, утраченное равновесие. На равновесие влияют несколько взаимодополняющих факторов: реалистическое восприятие события; наличие адекватной поддержки (социальных ресурсов); адекватный механизм разрешения проблемы. Следует не избегать пугающего опыта, а находить ресурс для преодоления и дальнейшего развития (стали взрослее, ответственнее).
Встреча с классом, в котором произошел суицид
Слайд 25Информировать учащихся об имеющихся очных экстренных и кризисных психологических службах в городе
(районе), телефонах доверия (рассказать, для чего они существуют, как работают, оставить их номера телефонов).
Необходимо помнить о том, что на третьи сутки, как правило, наступает психологическое и физическое истощение у людей, переживших данное травматическое событие, поэтому психологическую работу необходимо планировать с учетом динамики состояния пострадавших.
Встреча с классом, в котором произошел суицид
Слайд 26После группового занятия, на основе наблюдения и беседы, психолог приглашает часть
нуждающихся в психологической помощи ребят на индивидуальную консультацию с целью уточнения степени воздействия травматического события и преодолении его. Часто ребята приходят сами, считая, что им нужна помощь психолога. За этим решением могут быть скрыты различные страхи: оставаться одному, спать без света, приходить в то место, где был совершен суицид, плохое самочувствие, чувство вины, раскаяние, подавленное настроение и др. Часть же обращений ребят направлено на получение консультаций по вопросам непонимания, одиночества, низкой самооценки. Психолог должен уметь развести заявленные проблемы на связанные с конкретной травматической ситуацией или кризисными проявлениями ребят.
Встреча с классом, в котором произошел суицид
Слайд 27Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит
в отсутствии у них знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны в интересах детей. Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы.
Правила для работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство:
Слайд 28Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая
не только о произошедшей трагедии, но и о счастливом времени и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно.
Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств. Вместе с тем необходимо обращать особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения.
Слайд 29Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить
ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце. Или самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного потерпеть.
Помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходит после одной встречи, 1–2 дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.
Слайд 30Заключительные рекомендации по профилактике суицидов.
Самоубийство не является неожиданным: учащиеся с суицидальными
наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер. Превенция самоубийств является для учителей и других работников ОО задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:
своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
облегчение душевных страданий;
Слайд 31проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний
или изменений в поведении;
оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
контроль посещаемости занятий и прогулов;
дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.