Слайд 1Организация проектной деятельности в ОУ
Скажи и я забуду.
Покажи и я запомню. Вовлеки и я научусь.
Китайская пословица.
Слайд 2Современные тенденции образования
Современная система образования должна быть построена на
предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Слайд 3МЕТОД ПРОЕКТОВ
Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной
последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Слайд 4"Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне"
Джон
Дьюи
"…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе."
Слайд 5ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Размышлять, опираясь
на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Слайд 6СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная
деятельность
Исследовательские
Поисковые
Научный метод
Дискуссии,
эвристические беседы
Мозговые атаки
Ролевые
Слайд 7
Проблемно-исследовательская технология
Технология имитационного моделирования
Рефлексивная технология
Деятельностная технология
Самоопределен-ческая технология
Коммуникативная технология
Технологии, составляющие метод проектов
Слайд 8Технология имитационного моделирования
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных
профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Как моделировать?
Что такое затруднение ?
Каковы риски имитационных и игровых технологий?
Слайд 9Проблемно-исследовательская технология
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение
через открытие".
Что проблематизируется?
Какие формы проблемного обучения существуют?
Как организуется исследовательская деятельность?
Слайд 10Деятельностная технология
Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую
деятельность, быть ее субъектом
Что значит быть субъектом образования?
Когда учащийся субъект?
Что такое проект?
Какую деятельность
мы проектируем?
Слайд 11Рефлексивная технология
Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как,
каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Что такое рефлексия?
Как организовать рефлексию ?
Какова роль рефлексии в проекте?
Слайд 12Самоопределенческая технология
Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению
той или иной образовательной деятельности.
Что такое самоопределение?
Какой педагогический эффект дает самоопределение?
В чем проблема использования технологии?
Слайд 13Коммуникативно-дискуссионая технология
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками
зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Как организовать дискуссию?
Где заканчиваются вопросы и начинаются ответы?
Что такое коммуникация?
Слайд 14ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
Признаки типологизации:
Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная).
Проекты:
практико-ориентированные,
информационные,
творческие.
Слайд 15ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
Предметно-содержательная область.
Проекты:
- моно-проект (в рамках одной области
знания),
- межпредметный проект.
Слайд 16ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
Характер координации проекта:
- проект с открытой координацией,
-
проект со скрытой (неявной) координацией.
Характер контактов:
- внутри школьный;
- региональный;
- международный.
Слайд 17ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
Количество участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
-
групповые.
Продолжительность проекта:
- краткосрочные,
- долгосрочные.
Слайд 18ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
1. Представление проблемной ситуации:
вербально;
с помощью видеоряда;
с помощью мультимедийных средств.
2.
Мозговая атака.
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
Слайд 19ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со
своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Слайд 20Метод проектов – способ организации процесса учебно-познавательной деятельности учащихся. Такой путь
познания предполагает решение учащимися какой-либо социально значимой и личностно актуальной для ученика проблемы.
Результат
Внутренний результат – успешный опыт осуществленной деятельности, опыт решения проблемы, приобретенные и использованные знания и умения, принятые ценности
Внешний результат
(продукт) – это то средство
разрешения проблемы,
которая и стала фактически
причиной реализации проекта
Слайд 21SWOT - анализ потенциала проекта
Слабая сторона
фактора
Сильная
сторона
фактора
Фактор,
оказываю-щий влияние на проект
Внутренняя
среда
Слайд 22SWOT - анализ потенциала проекта
Внешняя среда
Фактор,
оказывающий
влияние
на проект
Благопри-
ятные
возмож-
ности
риски
Общественная
поддержка
Повышение
уровня
социального
здоровья учащихся
Излишнее
отвлечение
от освоения
базовой программы
Слайд 23Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создаётся участниками
проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Слайд 24Проект - это "пять П":
Проблема,
Проектирование (планирование),
Поиск информации,
Продукт,
Презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Слайд 25Матрица проекта
Название проекта________________
Тематическое поле__________________
Проблема_________________________
Цель _____________________________
Задачи ___________________________
Сценарий совместной деятельности по решению задач
(основные шаги по реализации проекта) _______________
Описание продукта, полученного в результате проекта _________________
Слайд 26Матрица проекта (продолжение)
Вид проекта _______________________
Состав участников __________________
Межпредметные связи ______________
(название разделов программы,
содержание и задачи)
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта _________________________________
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта___________________________
Планируемое время на реализацию проекта по этапам__________________
Слайд 27Матрица проекта (продолжение)
Этапы: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный (содержание деятельности каждого
этапа и сроки)______________
Организационные формы работы над проектом: наблюдение, экспериментирование, моделирование, экскурсии, самостоятельная работа, групповое обсуждение (сроки)
Форма проведения презентации_______________________
Слайд 28«Единственный путь, ведущий к знаниям,
- это деятельность»
Бернард Шоу
Слайд 29КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
Слайд 30КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
характер общения и взаимопомощи участников проекта;
необходимая
и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов.
Слайд 31Nota Bene: ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и
недооценить сам процесс.
При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Недопустимо создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей. Проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.
Не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.
Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности: основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть "прожиты" .
Слайд 32"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади"
Дж. Герберт
Проект - это
метод обучения
Может применяться на уроке и во внеурочное время
Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
Проект - это форма организации учебного процесса
Может стать альтернативой классно-урочному обучению
Проект - это особая философия образования:
Философия цели и деятельности
Философия результатов и достижений