Презентация, доклад на тему Онтогенез речевого развития

Подготовительный этап (от рождения до 1 года)

Слайд 1Онтогенез речевого развития
Логопед: Бредихина С.В.

Онтогенез речевого развитияЛогопед: Бредихина С.В.

Слайд 4Подготовительный этап (от рождения до 1 года)

Подготовительный этап (от рождения до  1 года)

Слайд 5Подготовительный этап

Подготовительный этап

Слайд 6Преддошкольный этап (1-3 года)

Преддошкольный этап (1-3 года)

Слайд 7Преддошкольный этап (1-3 года)

Словарь:
к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;
к концу

2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);
к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)



Преддошкольный этап (1-3 года)Словарь: к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;к концу 2-го года — 300 слов

Слайд 8Грамматический строй
К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм

единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
Грамматический строй  К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен

Слайд 9Освоены гласные ([А], [У], [О], [И])  
согласные раннего онтогенеза [К], [К’],

[Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’]
 к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’].
Фонематический слух ребенка третьего года жизни практически не развит.

Звукопроизношение:

Освоены гласные ([А], [У], [О], [И])  согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’],

Слайд 10Связная речь
Связная речь только начинает формироваться. Ребенок третьего года жизни овладевает

диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.
К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду.
Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»).
Он слушает чтение стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья.
Связная речьСвязная речь только начинает формироваться. Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором

Слайд 11Дошкольный этап (от 3 до 7 лет)

Дошкольный этап (от 3 до 7 лет)

Слайд 12 Словарь:

Словарь:

Слайд 13Звукопроизношение в норме

Звукопроизношение в норме

Слайд 14Фонетико-фонематическая сторона речи
3-4 года
Появляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц), к

четырем годам шипящие (Ш, Ж). Речь становится более отчетливой. Правильно произносят гласные: Э, Ы, к норме приближается звук Х.Дети верно воспроизводят слова со стечением 2 -3 согласных. Становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 слога). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных еще нередки пропуски звуков и слогов, их перестановки.
4-5 лет
Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([Ш] на [С], а [З] на [Ж]), а звуки [Р], [Р’], [Л] могут заменяться на [Л’], [J] или отсутствовать. Звуки [Ч] и [Щ] ребенок пятого года жизни, как правило, смягчает. Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.
5-6 лет
В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что считается физиологической нормой. Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.
6-7 лет
К шести годам процесс фонемообразования заканчивается. Ребенок правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи окружающих. (А. Н. Гвоздев). Он не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.



Фонетико-фонематическая сторона речи 3-4 годаПоявляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц), к четырем годам шипящие (Ш, Ж).

Слайд 16Грамматический строй речи
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм

при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.
В 3 года ребёнок должен:
• Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;
• Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;
• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;
• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;
• Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;
• Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

Грамматический строй речи На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний,

Слайд 17На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с

расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.
В 4 года ребёнок должен:
• Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;
• Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;
• Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;
• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;
• Правильно согласовывать слова в предложении.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа

Слайд 18
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших

языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).
В 5 лет ребёнок должен:
• Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;
• Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;
• Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;
• Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука.
В 6 лет ребёнок должен:
• Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;
• Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;
• Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;
• Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;
• Образовывать прилагательные от существительных: относительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;
• Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;
• Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности,

Слайд 19Школьный
(от 7 до 17 лет)

Школьный(от 7 до 17 лет)

Слайд 20Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению

с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств 
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть