Слайд 1Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном
пространстве.
Слайд 2Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков
общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Социальная интеграция
детей с ОВЗ рассматривается
как наиболее перспективное направление современной социальной культурной политики
и является одной из важных
ступеней в организации
образовательного процесса ОУ.
Слайд 3Основные задачи социализации :
пробуждение социальной активности;
воспитание чувства собственного достоинства;
максимальная индивидуализация обучения;
формирование
стремления к самоопределению;
формирование способности к выбору жизненной позиции;
формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества;
формирование навыков правильного поведения;
трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
развитие творческих способностей.
Слайд 4 C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше
детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Слайд 5
Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной
школе?
Какие проблемы у него возникнут?
Готова ли школа к обучению таких детей?
Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы?
В период введения инклюзивного обучения возникает масса вопросов :
Слайд 6Образовательное пространство при социализации составляют :
дети
родители
педагоги специалисты
Слайд 7 Коллектив школы должен использовать единый «Принцип педагогической экологии»
(Р.В. Овчаровой), который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.
Слайд 8Развитие навыков и личностных качеств
Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно,
но все педагоги должны стараться создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:
социальная компетентность;
толерантность;
навыки решения проблем;
независимость, уверенность,
самоуважение, самоконтроль;
навыки целеполагания.
Слайд 9Что должна сделать школа?
Сама система преподавания, господствующая в массовой школе не
всегда подходит «особым детям». Ребенку с ОВЗ зачастую трудно удержать внимание большее 15-20 минут, а урок длиться 45 минут. Учителю невозможно выделить время на уроке для индивидуальных занятий с больным ребенком, ему важнее удержать внимание остальных 30 человек в классе. Нужен помощник (тьютор), который, не отвлекая учителя, помог бы ребенку усвоить учебный материал в его темпе.
Слайд 10
Необходима профессиональная переподготовка учителей – работа с детьми с ограниченными возможностями
имеет свои особенности. Неподготовленному учителю трудно отличить проявления болезни от каприза, неподготовленность к уроку от стресса перед устным ответом. Учитель боится не справиться, если на уроке с ребенком вдруг начнется эпилептический припадок.
Нужно сформировать благоприятный психологический климат в коллективе одноклассников.
Слайд 11
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ ведется по основным направлениям:
диагностика;
экспертиза;
консультирование;
просвещение;
коррекционно-развивающая работ
Слайд 12Основные принципы коррекционно-развивающей работы:
Соблюдение интересов ребенка;
Системность;
Непрерывность;
Вариативность;
Рекомендательный характер оказания помощи.
Слайд 13Роль семьи
Социальные нормы.
Стиль жизни.
Знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд
родителей.
Познает, что такое добро, зло, любовь, дружба, верность.
Семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей.
Слайд 14Работа с родителями
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и
избежать ошибок в воспитании.
Слайд 15Что может сделать сам ребенок?
Не секрет, что человек ощущает себя счастливым,
когда он кому-нибудь нужен, когда он способен помочь кому-то другому. Можно, зациклиться на своей болезни, считая себя самым несчастным и, требуя на этом основании, помощи от окружающих. Можно, наоборот, помочь тем, кому хуже, чем тебе. Можно кормить зимой птиц, взять из приюта щенка или котенка, помогать присматривать за младшими детьми в семье или консультировать неуспевающих одноклассников. Необходимо найти вместе с ребенком такое дело, и он почувствует свою значимость и необходимость в этом мире.
Слайд 16 Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве
всех участников образовательного процесса.