Слайд 1
«Общечеловеческие ценности –основа целостного педагогического процесса школы»
Слайд 2План:
1.Психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
2.Аксиологические основы программы нравственно-духовного
образования «Самопознание».
3.Интеграция самопознания и других дисциплин.
Пути интеграции. Внешняя и внутренняя интеграция
Слайд 3Позитивное высказывание (цитата).
«Наша миссия помочь ребенку поверить в себя» Амонашвили
Ш.А.
Вопрос: Почему наша миссия помочь ребенку поверить в себя?
Вопрос: что значит поверить в себя?
Слайд 4 Психолого-педагогические основы Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
Самопознание в мировой ретроспективе.
Древнегреческие мудрецы
призывали: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!»
О важности духовно-нравственного образования говорили Великие Учителя человечества всех времён (Сократ, Аль-Фараби, Шакарим, Марк Аврелий, Имануил Кант и др.).
Разрешите вас познакомить с некоторыми учениями:
Слайд 5
Сократ (469-399 до
н.э.) учил, что человек поступает дурно лишь по неведению и что, познав, в чём состоит добро, он всегда будет стремиться к нему. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю.… И все – таки я могу вместе с тобой поразмыслить и поискать». Сократическая беседа (майевтика) – это беседа, в ходе которой с помощью вопросов собеседнику должна открываться необходимость более углубленного самопознания, проверки собственных взглядов – метод, который используется в процессе преподавания дисциплины «Самопознание».
Слайд 6
Марк Аврелий (121-180) – римский император. Время его правления считают Золотым веком,
т.к. являлся глубоко духовным человеком, философом, жившим по духовно-нравственным законам. Марк Аврелий: «Для счастливой жизни нужно совсем немного. Всё дело в самом человеке, в его образе мышления». «Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы – вот совершенство характера. Наша жизнь – это то, во что её превращают наши мысли».
Слайд 7Учёные Казахстана - Аль-Фараби, Ыбырай Алтынсарин, Чокан Уалиханов, Абай Кунанбаев, Шакарим
Кудайбердиев внесли огромный вклад в развитие НДО в Казахстане.
Хотелось бы остановиться на великом казахском классике вдохновителе идеи самопознания Шакариме Кудайбердиеве (1858-1931). «В процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться учёные головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех. Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать
над всем: честный труд, совестливый разум,
искреннее сердце…».
Слайд 8.
Процесс нравственно-духовного образования, образования нашего сердца и души существенно отличается от
процесса интеллектуального образования, образование ума. Чтобы это узнать. Нужно познать себя.
«Познай себя». Эти слова были начертаны над входом в храм Аполлона в Дельфах, местопребывание священного Оракула. Каким бы великим ни было снизошедшее на них откровение Оракула, это не спасет их от дальнейших страданий, если они не сумеют увидеть истину, заключенную в этом афоризме – «Познай себя». Эти слова означают следующее прежде чем о чем-либо спрашивать, сначала нужно задать себе ключевой и самый главный вопрос своей жизни «Кто Я?», «В чем смысл моей жизни»? Я вам задаю этот вопрос, а вы мысленно ответьте на него. Так, вот, уважаемые, коллеги, на наших уроках, мы подводим детей к тому, чтобы они не только отвечали на эти вопросы, но и жили так как думали.
Слайд 9
Гуманистический подход к человеку основан на достижениях гуманистической психологии.
Основные положения гуманистической
психологии:
1) холический – целостный подход к человеческому существованию, убеждает в том, что все люди от природы добродетельны,
2) ориентировка на потенциал каждого человека - подчеркивает важность самопознания и самосовершенствования,
3) утверждение о существовании Сверхсознания или Высшего надличностного «Я» человека.
Родоначальник гуманной психологии - А. Маслоу (1908-1970), считает, что каждому человеку свойственны высшие потребности в вечных духовных ценностях (метапотребности). Если они не удовлетворяются, то развиваются метапатологии.
Карл Роджерс: «Чем больше мы познаем свою уникальность, тем ярче в нас проступает Общечеловеческое, и наоборот». А. Маслоу назвал это – «Вочеловечиванием» человека.
Умение слушать себя, погрузиться в себя, посидеть в тишине ума помогает человеку самореализоваться. На уроках самопознания – это «Минутка тишины» и «Позитивный настрой».
Слайд 10
Гуманная педагогика
Выбор стиля и модели общения с учениками во много определяется
педагогической парадигмой, на основе идей которой человек строит свою деятельность и отношения с другими людьми.
Философ Г.С. Батищев (1932 – 1990г.) выделяет три основные парадигмы педагогического знания, три типа педагогики: педагогика формирования, педагогика способностей, педагогика собственно воспитания.
В третьем типе при взаимодействии учителя и ученика пробуждается духовное начало. В жизни, в реальной педагогической практике эти три типа бывают смешаны. Даже у одного и того же учителя может оказаться в некотором противоречивом сочетании и один, и другой, и третий. Анализ поможет каждому разобраться в самом себе и сделать более ответственный и взвешенный выбор.
Слайд 11Идеи гуманизма, составляют концепцию проекта по нравственно-духовному образованию, автором которого является
С.А. Назарбаева (2001г.) и дисциплины «Самопознание» (2010/11уч.г.).
Целью, которого является становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно–духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова и дела.
Условия преподавания дисциплины самопознания:
Создание атмосферы любви, доверия, вдохновленного творчества, создание условий для самоисследования, развития интуитивного постижения себя.
Интеграция нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы
Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования.
Слайд 12Сара Алпысовна Назарбаева говорит: «Именно через образование мы хотим возродить в
нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».
Слайд 13 Процесс НДО (образование для сердца) существенно отличается от процесса интеллектуального
образования (образование ума). Прежде всего, тем, что нравственно-духовное образование - это внутреннее образование. Внешнее образование отвечает за успех во внешней жизни. Внутреннее образование означает нравственность в жизни
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо.
Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
Слайд 14Проблема включения ценностно ориентированного материала в базовое содержание образования становится актуальной
в связи с признанием ценностей духовно-нравственных, общечеловеческих. Поэтому при отборе образовательного материала, который может стать основой содержания духовно-нравственного воспитания, важно ориентироваться на ценности, отличающиеся гуманистической направленностью, общечеловеческим значением, наибольшей степенью обобщенности (А.Джумсаи, Ш.А. Амонашвили, Д.М. Маллаев, С.А. Назарбаева и др.)
Слайд 15Классификация системы ценностей, предложенная Т.И. Петраковой предполагает деление ценностей на три
вида: природные, приобретенные и абсолютные.
Природные ценности – это ценности естественных сил и способностей души, то есть ума, чувства, воли.
Приобретенные ценности – это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного развития, такие как: корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку,
Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые для всего человечества. Абсолютные общечеловеческие ценности
.
Слайд 16
В самопознании выделяют 5 ценностей:
Истина – это знание изначальной природы
всего сущего, разумной, вечной всепроникающей энергии жизни, которая уплотняясь, проявляется как материальный мир. Найти своё предназначение, жить по совести.
Любовь – это энергия, коротая передается словом, взглядом, улыбкой, прикосновением, делом, пониманием, мыслью. Качество, сответсвующее данной ценности – это бескорыстие.
Праведное поведение – это то, что рождается в истине. Главный принцип праведного поведения не причинение вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Соблюдать законы и норм морали.
Внутренний покой - не означает место, где тихо и мирно, где нет шума и беспокойства, где нет напряжённой работы. Покой в душе – это, когда кругом шум и опасность, а вы сохраняете в своем сердце уверенность. К внутреннему покою можно прийти через различение и размышление, контроль эмоций.
Ненасилие – это сладкий плод практики истины, любви и праведного поведения. Оно проявляет себя как любовь ко всем существам. Включает в себя все добродетели, совершение действий для облегчения страданий других людей, сохранение баланса в природе, соблюдение законов природы, не причинение вреда ни себе, ни другим живым существам, мир и гармонию. Основная идея - не вреди, помоги.
Слайд 17Интеграция предмета самопознание в другие дисциплины
Интеграция – это объединение в целое
разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение , слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интеграция – это слияние в единое целое нравственно-духовного и интеллектуального развития
Слайд 18
Через изучение этих нравственно – духовные ценностей будет выявляться и
взращиваться нравственно-духовный потенциал учащихся.
Каждой ценности соответствуют определённые качества характера, которые проявляются как добродетельные поступки в реальной жизни.
Каждый человек должен стремиться постичь общечеловеческие ценности. Наша с вами общая задача самим жить по ОЧЦ, быть примером и создать условия для становления ученика как человека с совершенным характером, который брал бы ответственность на себя за свою жизнь и добивался своей мечты. А главное, что этот человек был бы счастливым, ведь в своей жизни он сделал все, что хотел, выполнил свое предназначение и жил, по совести. Выполнить это мы сможем если предмет самопознание будет метапредметом, который должен быть интегрирован в целостный педагогический процесс.
Слайд 19
Интеграция Программы нравственнодуховного образования
«Самопознание» в целостный педагогический процесс школы.
«Тому, кто
не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред».
М. Монтень.
Интеграция НДО «Самопознание» в предметы - это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения, создаёт ситуацию «жизненности» процесса обучения.
Что дает данная работа учителю?
1. Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
2. Освобождает учебное время для изучения другого явления.
3. Исключает дублирование учебного материала.
4. Усиление межпредметных связей.
5. Оживляет школьные знания.
Слайд 20
Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и других дисциплин.
Интеграция внешняя –
это применение методических приемов самопознания на любом уроке (5Д, позитивный настрой, рассказывание притчи, цитата, завершающая минутка урока и др.).
Интеграция внутренняя – сближение естественных и гуманитарных наук. Главное не обучение предмету, а духовно – нравственное развитие через предмет. Самым важным является не накопление знаний, а становление достойной личности с хорошим характером, живущим в согласии с голосом совести.
Интеграция внутренняя – это интеграция основанная на целостности, понимания человека и мира .
Слайд 21Интеграция предмета «Самопознание» и других предметов через ценностное обогащение содержания школьных
дисциплин.
Возьмем математику: тема: Решение текстовых задач. Ценность: Любовь
У Тани большая семья, много братьев и сестер. У неё поровну братьев и сестер. Кого больше в семье Тани - мальчиков или девочек? Почему?
Обратить внимание детей на то, что у девочки большая семья. Рассказать, что в больших семьях дети очень дружны между собой, старшие присматривают за младшими, помогают родителям.
Ценность: праведное поведение.
К Мише на день рожденье пришли друзья - мальчики и девочки. Девочки съели по 5 печений, а мальчики по 7. Всего они съели 24 печения. Сколько всего мальчиков и сколько девочек пришли в гости к Мише? Как вы думаете, ожидал ли Миша столько гостей?
Ребята, посмотрите какой хороший мальчик Миша, сколько друзей у него. И все они рады что у друга день рождение и пришли его поздравить. Нужно обратить внимание детей, что Миша дружит и с девочками и с мальчиками.
Слайд 22Творческая групповая деятельность.
Все учителя делятся на 4 группы по цвету
жетонов (красный, синий, зелёный).
Приведите примеры интеграции общеобразовательных предметов и предмета самопознания.
Слайд 23
"Учительский вальс"
1.Ах, как годы летят, тот поверит, кто спросит.
Начался листопад,
приглашает нас в осень.
Снова дел и забот у нас неимоверно.
Вдруг осенней порой начинается год
И зовётся учебным.
Время выбрало нас
Зажигать души-свечи.
Пусть учительский вальс
Не кончается вечно
2.Это вам не пустяк, по ночам класс мне снится.
Это надо же так в свою школу влюбиться.
Где бумаг виражи, и программы, и планы.
Разумеется, здесь и проходит вся жизнь,
А ведь это немало.
Время выбрало нас
Зажигать души-свечи.
Пусть учительский вальс
Не кончается вечно
3.Сохрани же вас, Бог, и хранит ведь, наверно.
Пусть в стотысячный раз я волнуюсь безмерно.
Как увижу детей, совершаю открытья.
Значит, это судьба, значит, это судьба –
Школа, парта, учитель
Слайд 24 Домашнее задание:
1) Посмотреть фильм «Звездочки на земле»
2) Прочитать книги И.
Стульпенене «Физика языком сердца», В. Бак «Биология языком сердца».
Слайд 25
Пусть это поможет вам увидеть единую духовную суть общечеловеческих ценностей в
вашей личной жизни и в организации целостного педагогического процесса.