Слайд 123.9.15
Образовательная среда – формы и содержание психологического комфорта. Восстановительный подход в
разрешении конфликтных ситуаций
Пудовкина О.П., социальный педагог МОБУ «Саракташсая СОШ №2»
Слайд 223.9.15
2 В.А. Сухомлинский
Конфликт между педагогом и ребенком, учителем и родителями, педагогом
и коллективом – большая беда учебных заведений
Слайд 323.9.15
3 Определение психологического комфорта
Сложное совместное действие противоборствующих сторон, столкновение противоположных интересов,
взглядов, стремлений;
Стадия развития противоречий, когда они становятся крайне полярными, противоположными;
Следствие инновационных процессов, создающих предпосылки для непонимания между участниками образовательного процесса;
Естественное явление для современного динамичного образования.
Слайд 423.9.15
4 Характеристики конфликта
Разный социальный статус, разные субкультуры;
Разный жизненный опыт и степень
ответственности за ошибки;
Разные представления о конфликтной ситуации, разные эмоциональные реакции;
Ошибки в разрешении конфликта порождают другие конфликты.
Конфликт в образовательной среде легче предупредить, чем разрешить.
Слайд 523.9.15
5 Виды конфликтов (по В.И. Курбатовой)
Мотивационные конфликты;
Недостатки в организации учебной деятельности
субъектов образовательной среды;
Конфликты, связанные с их отношениями.
Слайд 623.9.15
6 Виды конфликтов (по Серовой Л.В.)
Конфликтная образовательная среда школы характеризуется административными,
профессиональными, амбициозными, этическими, внутриличностными, межличностными, адаптационными, межгрупповыми конфликтами.
Слайд 723.9.15
7 Предупреждение конфликтов
Комплекс профилактических социально-педагогических мер по минимизации причин деструктивных конфликтов
между субъектами образовательного процесса и разрешению конкретных предконфликтных ситуаций
Слайд 823.9.15
8 Готовность предупредить конфликты
Уровень сформированности жизненных ценностей,
Уровень развития конфликтологической культуры,
Характер взаимоотношений
субъектов,
Социальный потенциал взаимодействия и его использование,
Психолого-педагогическое сопровождение,
Уровень толерантности.
Слайд 923.9.15
9 Позитивные последствия конфликтов
Влияет на формирование новых черт характера и перестройку
личности
Переводит участников на новый уровень взаимодействия
Способствует изменениям в педагогической среде в сторону ее большей эффективности.
Слайд 1023.9.15
10 Детерминанты конфликтов
Личностные детерминанты – связаны с индивидуально-психологическими особенностями участников образовательного
процесса,
Социальные детерминанты – обусловлены особенностями микро- и макросреды.
Слайд 1123.9.15
11 Что сегодня?
Реагирование на конфликтные ситуации носит обвинительный или карательный характер
Подлинные
конфликты остаются неразрешенными и снижают развивающий потенциал образовательной среды
У школьников формируется чувство враждебности по отношению к взрослым
Слайд 1223.9.15
12 Социальное согласие
Жизненная необходимость.
Чем больше усложняются социальные, экономические, культурные отношения,
тем больше в них противоположных интересов.
Насущным становится поиск цивилизованных путей выхода из конфликтов, порождаемых динамикой отношений
Слайд 1323.9.15
13 Примирительные процедуры
Свободные, демократичные подходы к проблемам взаимоотношений между людьми и
организациями
Возможность полноценного участия в построении гражданского общества.
Обеспечение возможности нахождения эффективных и быстрых решений для урегулирования конфликтов
Слайд 1423.9.15
14 Медиация
Путь достижения истинного консенсуса с помощью третьего лица;
Отказ от варианта
«или-или» в пользу варианта «как это, так и то»;
Дальновидный ответ на кризис традиционной системы правосудия;
Надежда на свободу от насилия, добровольность.
Слайд 1523.9.15
15 Принципы медиации
Признание медиатора всеми сторонами конфликта;
Собственная ответственность сторон конфликта за
его урегулирование;
Полная конфиденциальность относительно всей информации, ставшей известной в процессе медиации
Принцип информированности всех участников
Принцип нейтральности и объективности медиатора
Слайд 1623.9.15
16 Восстановительный подход к решению конфликтов в образовательной среде
Школьная медиация
Процесс, в
рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт
Новый подход к разрешению конфликтных ситуаций на всех уровнях системы Российского образования
Слайд 1723.9.15
17 Восстановительная медиация
Технология, в которой медиатор создает условия для восстановления
способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Слайд 1823.9.15
18 Важно
Стороны конфликта должны иметь возможность освободиться от негативных состояний;
Обрести ресурс
для совместного поиска выхода из ситуации;
Важны предварительные встречи с медиатором каждой стороны и общая встреча.
Слайд 1923.9.15
19 Нормативно-правовое основание
ФЗ «Об образовании»
ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с
участием посредника (процедуре медиации)»
Медиация – внесудебная процедура, новый инструмент системы альтернативного разрешения споров.
Слайд 2023.9.15
20 Сегодня
Государство признает за медиацией статус законного способа урегулирования конфликтов и
споров, определяет процедуру медиации, сферы деятельности медиаторов, защищает их конфиденциальность, предопределяет необходимость создание института медиации в России, что предусматривает эмоционально – психологический комфорт в общеобразовательном учреждении.
Слайд 2123.9.15
21 Нормативно-правовое основание
1.01.2012 Указ президента РФ В.В. Путина «О национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы». «Развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении»
Постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.12 «О программе действий в интересах детей Оренбургской области на 2012-2017 годы»
Слайд 2223.9.15
22 Основные направления работы
Аналитико-прогностическое – Мониторинг эффективности деятельности социально – психологической
службы, информационная и рекламная деятельность.
Организационно-педагогическое – Организация и проведения, конференций, семинаров, конкурсов, работа с образовательными учреждениями
Учебно-методическое – подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам использования психологических технологий
Научно-методическое – Экспертиза и супервизия деятельности социально – психологических служб