Слайд 1Обогащение словарного запаса детей с общим недоразвитием речи в ходе дидактических
игр
Учитель-логопед
Яковченко Н. Ю.
КОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Слайд 2 Одним из основных показателей готовности ребенка
к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Однако, результаты ежегодного обследование детей 6-7 -летнего возраста показывают, что, примерно 80% из них имеет недостатки речевого развития различного происхождения и характера. Довольно часто на фоне недостатков в развитии правильного звукопроизношения, лексико-грамматического недоразвития речи; прослеживается тенденция к уменьшению активного словаря, происходит замена нормативной лексики просторечными и жаргонными словами, характерными для детской речевой среды, упрощаются синтаксические конструкции. Нередко можно наблюдать, что ребёнку не хватает слов и умения построить своё высказывание. Всё это свидетельствует о недостаточном развитии лексической стороны речи.
Слайд 3Несформированность лексической стороны речи является центральным звеном в структуре дефекта детей
данной категории.
Понятие «лексика» в словаре лингвистических терминов определяется как совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определенную систему. Лексика является внутренне организованной совокупностью лексических единиц (слов, устойчивых словосочетаний, клишированных оборотов), связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам.
Речь, в том числе и лексическая ее сторона, развивается постепенно, поэтапно. К 5 годам
нормально развивающиеся в речевом отношении дети имеют достаточный словарный
Слайд 4запас (3000-4000 слов), владеют навыками словообразования и словоизменения.
Пополнение лексического запаса (обогащение
словаря) каждого ребенка, происходит в процессе ознакомления его с окружающим миром. Слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением о том, что изучает ребенок. Процесс усвоения детьми слов происходит одновременно с «исследованием» предметов, действий и явлений, соответствующих этим словам.
У детей с ОНР наблюдается совершенно иная картина развития лексики: процесс ее усвоения детьми при нарушенном речевом развитии протекает в замедленном темпе. Исследователи отмечают, что у детей с ОНР не в полной мере сформированы различные компоненты лексического значения слов; у них наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря; неточное употребление слов; отличается своеобразием и развитие словарного запаса.
Слайд 5Особенности лексического развития детей с ОНР
Слайд 6. В ходе исследований Р.Е. Левиной, Г.В.
Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Н.С.Жуковой проблемы овладения лексической стороной речи детьми с ОНР, выяснилось, что решение её возможно лишь с помощью комплексного подхода. Успешность работы по формированию лексической стороны речи у детей с ОНР предопределяет их логопедическое сопровождение , а также согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов и воспитателями с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
.
Слайд 7 В связи с вышеизложенным, целью логопедических занятий по обогащению словарного
запаса детей с ОНР являются:
развитие речевого слуха,
формирование лексико-грамматической стороны речи,
формирование целостного впечатления об изучаемом предмете,
Развитие диалогической и монологической речи.
Слайд 8
Для определения приоритетных направлений
в работе над совершенствованием речи обучающихся практикуется посещение логопедом школьных уроков.
Так, в ходе посещения урока по ознакомлению с окружающим миром в 1-м и 2-м классах выяснилось, что , при построении самостоятельных высказываний по изучаемой теме урока, большинство учащихся испытывали определённые сложности, что объясняется, с одной стороны, недостаточным объёмом словарного запаса и, с другой стороны, незнанием лексического значения слов.
Идентичная картина наблюдалась и в ходе логопедических занятий по развитию речи . Так, в одном из занятий по теме «Весна» детям предлагалось назвать перелётных птиц (на картинках были изображены и перелётные, и зимующие птиц). Дети причислили к перелётным практически всех изображённых птиц. Объясняли свой ответ тем, что все птицы имеют крылья, чем объясняется их способность летать, т.е. все птицы являются перелётными.
Слайд 9Дидактические и словесные игры как одно из средств развития словаря детей
с ОНР.
Для устранения пробелов в знаниях обучающихся по лексической теме «Птицы» была проведена следующая работа.
Рассматривались иллюстрации с перелётными и зимующими птицами; обращалось внимание на части тела птиц, особенности строения, окраску оперения, ;
проводилась беседа о том, почему зимующие птицы(голуби, воробьи, вороны и др.) не улетают на юг: зимующие птицы живут рядом с людьми, которые их подкармливают, кроме того, рядом с людьми можно всегда раздобыть себе еду.
Также использовались сведения из личного опыта детей о помощи пернатым в зимний период . Это изготовление кормушек, размещение их во дворе школы, наблюдения за птицами.
Слайд 10 Для закрепления полученных сведений в их в активном словаре, обучающимся
предлагались различные дидактические игры, словесные игры, упражнения.
Словесная игра как разновидность дидактической, содержит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, в частности, для развития словаря; развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности.
Слайд 11 Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений,
описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.
Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Упражнения должны быть кратковременными.
Слайд 12Дидактическое упражнение «Назови зимующих птиц»
ЦЕЛЬ: расширять словарь обучающихся за счёт введения
названий зимующих птиц; уточнить, опираясь на опыт обучающихся, значение слова «зимующие»; закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».
Упражнять в подборе антонимов в Д/У «Скажи наоборот»
Ворона большая, а воробей(какой?)…маленький;
У снегиря грудка красная, а у синицы (какая?)… жёлтая
Слайд 13«Чем питаются зимующие птицы?»
ЦЕЛЬ: расширять словарь ; уточнить, опираясь на
опыт обучающихся, чем они подкармливали зимующих птиц; продолжать уточнять, опираясь на опыт обучающихся, значение понятия «зимующие птицы».
Слайд 14Беседа «Почему у птиц разные клювы?».
Дидактическая игра Накорми птиц»
ЦЕЛЬ: расширять
словарь ; уточнить, чем питаются птицы; подвести к пониманию зависимости способа питания от формы клюва;воспитание бережного отношения к природе.
План беседы:
Сообщение информации о разных клювах птиц;
Форма клюва зависит от того, чем питается птица;
Ввести в словарь слова -определения и слова -сравнения, характеризующие особенности строения клювов пернатых: «скрещенный»(у клеста); «крючковатый»(у орла);»как мешок(у пеликана) и т.д.;
Д/И «Накорми птиц».
Слайд 15Словесная игра «У кого какой клюв?»
ЦЕЛЬ: расширять словарь за счёт
слов-определений; уточнить, чем питаются птицы; подвести к пониманию зависимости формы клюва от способа питания птиц.
Слайд 16Дидактическое упражнение«Зимующие птицы: кто как голос подаёт?»
ЦЕЛЬ: расширять словарь ;
ввести в словарь учащихся слова-действия, характеризующие голоса зимующих птиц; закреплять полученные сведения в д/у:;развивать интерес к птицам, воспитывать бережное отношение к природе.
Кто стрекочет?-Сорока.
Кто воркует?-голуби
Кто тинькает?-синица
Кто ухает?-сова
Кто чирикает?-воробей
Слайд 17"Узнай по описанию»
Цель: составлять описательный рассказ с использованием схемы на
карточке;использовать в речи полученные ранее сведения о птицах; расширять словарь обучающихся.
Ход занятия: предлагается рассказать о птице так, чтобы можно было узнать ее. У детей карточки-схемы; изображения птиц на доске.
Педагог даёт рассказа по предложенной схеме.
Слайд 18Дидактическое упражнение «Назови перелётных птиц»
ЦЕЛЬ: расширять словарь, объяснить, почему эти
птицы называются перелётными; закреплять обобщающее понятие «перелётные птицы»; упражнять в подборе слов-признаков(определений) и слов-действий(глаголов):
Грач (какой?)чёрный,… Кукушка(какая?) пёстрая,…
Ласточка (какая?)быстрокрылая…
Слайд 19Дидактическая игра
« Кто где вьёт гнёзда?
ЦЕЛЬ: расширять словарь ;
ввести в словарь детей слова-действия, характеризующие действия птиц по устройству гнёзд; закреплять правильное употребление предлогов с последующей записью в тетради ; воспитывать бережное отношение к природе.
Скворец-в скворечнике;
Ласточки-под крышей;
Аист-на печной трубе;
Грач-на дереве;
Дятел- в дупле;
Орёл-на скалах и т.д.
Слайд 20
Отгадывание загадок о птицах
ЦЕЛЬ: расширять словарь, закреплять названия птиц, развивать мыслительную деятельность, речь; закреплять звуко-буквенный анализ слов-отгадок для последующей записи в тетрадях
Это старый наш знакомый-
Он живёт на крыше дома-
Длинноногий,, длинноносый
Длинношеий,безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту
(Аист).
Ходит к речке смело
Он в наряде белом.
У него на ножках
Красные сапожки.
(Гусь).
Слайд 21
Отгадывание загадок о птицах
ЦЕЛЬ: расширять словарь, закреплять названия птиц, развивать мыслительную деятельность, речь; закреплять звуко-буквенный анализ слов-отгадок для последующей записи в тетрадях
Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По дворам летает,
Крошки собирает.
(Воробей).
На шесте -дворец,
во дворце- певец.
(Скворец).
Слайд 22
Дидактическое упражнение «Один-много»
ЦЕЛЬ:расширять словарь, закреплять названия птиц, развивать мыслительную деятельность, речь;Упражнять в употреблении существительных (названий птиц)во множ.числе.
Один скворец-много скворцов
Одна синица- много синиц
Один воробей- много воробьёв
Одна ворона-много ворон и т.д.
Слайд 23 В ходе использования дидактических игр в изучении лексической
темы «Птицы» на уроках по развитию речи, а также во время индивидуальных логопедических занятий ,хочется отметить следующее:
повышение интереса к птицам, их жизни в живой природе, к наблюдениям за ними. Обучающиеся в своих рассказах используют понятия «Перелётные» , «зимующие « птицы; названия птиц; некоторые особенности образа жизни птиц.
Расширился словарь обучающихся за счёт существительных(названий птиц); определений (описание птиц),глаголов (деятельность птиц в природе) и т.д.;
Улучшилось (у некоторых учащихся) качество самостоятельных высказываний, описаний-загадок.
Повысился интерес к мыслительной деятельности: установлению причинно-следственных связей,( например, зависимость питания от формы клюва) ;отгадыванию и составлению загадок.
Однако, для дальнейшего формирования словаря обучающихся планируется продолжение работы по этой теме: знакомство с разнообразием видов птиц в природе: водоплавающих, певчих, экзотических.