Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение
Подсинская средняя общеобразовательная школа
Проект:
«Воспитание духовно богатой, свободной,
физически здоровой, творчески мыслящей личности через систему внеклассной работы»
Составила:
классный руководитель 5 А класса Подсинской средней общеобразовательной школы
Гураль Антонина Ивановна
Слайд 2О себе!
Учитель математики и информатики.
Год рождения
1952.
Образование высшее, окончила АГПИ по специальности математика в 1973 году.
Педагогический стаж работы 34 года.
Стаж работы в должности классного руководителя 34 года.
Последние курсы повышения квалификации прошла в 2007 году.
Слайд 3
Какими дети рождаются, это ни от кого не
зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти.
Плутарх
Готовясь в очередной раз взять 5 класс, я задумалась... стараешься работать добросовестно, планируешь работу с классом, принимаешь с классом участие в школьных мероприятиях. Ученики уважают и много лет после школы выражают свою признательность. Но нет полного удовлетворения работой. Этот не считает необходимым бросить курить, тот не прилагает усилий чтобы лучше учиться, эта ушла с урока, оправдываясь головной болью.
Слайд 4В студенчестве я занималась в лыжной секции, наш тренер был для
нас непререкаемым авторитетом. Он стал для нас отцом, мог зайти в гости к лыжникам, похвалить за образцовое ведение хозяйства, за здоровое питание. Для нас невозможны были поступки, за которые было бы стыдно перед тренером, в том числе вредные привычки.
И сейчас мы остаемся командой, родными людьми, поддерживая друг друга своей дружбой.
По моему мнению, именно такая модель взаимоотношений в классном коллективе является действенной и оказывает положительное влияние на формирование личности.
Слайд 5Я решила использовать этот уникальный опыт, создать класс-команду.
Когда класс –
это не просто дети, собравшиеся на время для учебных занятий, а команда близких по духу товарищей, то временные неудачи в учебе не приводят к деформации личности, к возникновению комплексов.
Подросток чувствует себя защищенным в кругу равных себе, потому что имеет возможность проявить себя в походе, на лыжне. До наших занятий, никто на лыжах не стоял, но после первой поездки на лыжную базу все захотели поехать еще и еще. После седьмой поездки мы решили все купить лыжи и заняться этим спортом всерьез. Интересно было наблюдать как поменялись роли.
Денис отстает на уроках математики, дома у него неблагополучная обстановка. Он считал, что с ним никто не хочет дружить, даже пытался как-то подкупить одноклассников угощением. На лыжах Денис быстро освоился, ловко скатывался с высокой горы вместе с остальными мальчиками, помогал девочкам и выглядел очень счастливым.
Настя очень хорошо учится, но слишком быстро выросла и еще не освоилась со своими руками и ногами, боялась физкультуры и всячески старалась избегать участия в общешкольных спортивных мероприятиях. Меня поразило её мужество и упорство. Не пропустив ни одной поездки, она надевала лыжи и в течение часа шла по лесу под моим присмотром, потому что не успевала за остальными.
Слайд 6
Дети, которые пришли ко мне в 5 класс, очень разные: одни
воспитаны очень грамотно в семье, развиты физически и интеллектуально, владеют навыками учебной работы. Другие в большой степени инфантильны, проводят свободное время на диване у телевизора или компьютера. Третьи из неблагополучной семьи, где мама рассказывает учителю, что оставляет сыну несколько сигарет на день. В сентябре на субботник пришли пять человек. Во время завтрака в столовой дети кричат, толкаются, хватают со стола. Было несколько случаев ухода с последних уроков.
Слайд 7Перед собой я ставлю задачу: создать условия для развития способностей каждого
учащегося, формирования духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых условиях жизни.
Слайд 8
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность –
в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и т. д.
Важную роль в жизни ребенка играют объективные социокультурные условия его развития, одним из дисгармоничных факторов является та или иная степень социальной деривации в семье и школе, когда личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность.
Слайд 9
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех
в жизни.
Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано.
Школа – как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности – позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.
Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Слайд 10
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной
социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям – это повседневная реальность, “заданный параметр” современной цивилизации.
Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда.
Слайд 11
Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике: невероятно уплотняется
время в условиях стремительной эскалации научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание.
Важно, чтобы школа возродилась как психологически необходимый ребенку институт, став местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях.
Интерес со стороны школы к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов школы на основные заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям.
Собственно “экология школы” должна преобразовываться, чтобы дети не чувствовали себя в ней “лишними людьми”, превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей
Слайд 12Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако к
конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики.
Слайд 13Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру – приобретение опыта
успеха в школе. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.
Слайд 14Проанализируем базовые потребности человека:
Потребность в любви
и в
чувстве собственного
достоинства.
Потребность ощущения значимости собственного Я.
Слайд 15
Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к
любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями,- это дом и школа.
Слайд 16Реальность:
ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии
поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.
Это и есть дисциплина.
Слайд 17ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
моделирование воспитательной системы класса;
формировать дружный коллектив, в
котором происходит всестороннее развитие личности;
создавать ситуацию успеха и самореализации каждого ученика.
развивать креативные (творческие) способности в разнообразных видах деятельности;
развитие творческой личности учащихся на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности;
помощь в адаптации учеников при переходе из начальной школы в среднее звено;
укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
формирование ответственного отношения к природе родного края.
Слайд 18Можно выделить 6 основных целевых направлений:
Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный,
нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям.
Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности.
Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
Физическое воспитание и гигиеническая культура.
Слайд 19ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
развить субъективность личности каждого учащегося;
создать условия для интеллектуального,
нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности;
способствовать воспитанию любви к родной природе;
познакомить с правилами поведения на природе;
пополнить знания учащихся по экологии.
Слайд 20
В детстве происходят события, которые влияют на будущую жизнь человека. И
мне, как классному руководителю, необходимо почаще всматриваться в глаза своих учеников, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить проклюнувшееся зло или увидеть в них отражение своих верных или неверных педагогических действий.
Слайд 21Основные принципы:
заботливое отношение друг к другу;
совместная деятельность детей и взрослых
(вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем);
целесообразность (все делаем с пользой);
творческое отношение к делу;
моделирование (создание условий для смены позиций и ролей);
“мажор” (положительный эмоциональный настрой).
Слайд 22Для успешной их реализации необходимо создать психологические и социально – педагогические
условия, благоприятствующие развитию ребенка, самоопределению его в социуме.
Слайд 23Эмерсон, американский мыслитель XIX века, говорил, что секрет успешного воспитания лежит
в уважении к ученику.
Свои взаимоотношения с учащимися я стараюсь строить по этому принципу:
быть рядом с детьми и чуть-чуть впереди;
уважать личность ученика, его интересы и чувства;
хвалить ребенка прилюдно, а порицать наедине.
Слайд 25
Важной частью системы воспитания считаю формирование культурных традиций класса: в зимний
период походы в лес на лыжах, турпоходы, вечера с познавательно-развлекательной программой - «День именинника», «Встречаем Новый год», «Наши милые девчата» и др., новогоднее оформление класса с обязательным открытием «Мастерской Деда Мороза»; а также активное участие в школьных мероприятиях: день знаний, дни здоровья, день самоуправления.
Учащиеся принимают самое активное участие в мероприятиях различного уровня, в том числе, муниципальных: спартакиады, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы.
м
Слайд 26 Наши успехи
Паначева Ирма заняла 1 место в районном конкурсе рисунков
« Моя Родина Хакасия».
Чечеткин Саша – 2 место в республике по борьбе.
Слайд 27Результат проекта
Класс стал дружнее, полностью прекратились драки, которые в начале года
были ежедневным. Мы стали вместе праздновать дни рождения. Не осталось ни одного человека, который оставался бы в одиночестве.
Повысилась ответственность учеников: отпала проблема пропуска уроков без уважительной причины.
Ребята стали более самостоятельными. Поведение учащихся в столовой стало адекватным
В общешкольных мероприятиях стали принимать участие все
В спортивных состязаниях класс, а также отдельные ученики заняли призовые места.
Мы собрали альбом замечательных фотографий.
Ученики стали меньше болеть.
На лето мы запланировали многодневный поход.