Слайд 1
О ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Слайд 2Если человек не знает к какой пристани он держит свой путь,
для него ни один ветер не будет попутным
Сенека
Профессиональная ориентация - система мероприятий, направленных на оказание помощи учащимся в выборе профессии. Помогают в этом учителя, психологи, социальный работник.
Конечной целью профориентации является принятие учащимся осознанного и ответственного выбора будущей профессии.
Слайд 3Профориентация помогает:
Если вы еще не знаете, кем хотите стать, профориентация
поможет подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям.
Если вам нравится какая-либо профессиональная сфера (например, экономическая), профориентация поможет выбрать перечень специальностей, соответствующих современным требованиям рынка труда.
Если вы уже выбрали профессию, профориентация поможет вам соотнести свой выбор с вашими способностями, предпочтениями и профессиональными ожиданиями.
Для чего нужна профориентация?
Слайд 4
Рекомендации родителям по профориентации
Слайд 5ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не
только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
Слайд 6ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать,
из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых.
Слайд 7ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию
о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
Слайд 8ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться
только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
Слайд 9ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо
не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
Слайд 10ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на
«день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
Слайд 11ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не
зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.