Слайд 1Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики
Семинар
«Подготовка специалистов к
работе в экспертных группах и аттестационных подкомиссиях по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
Н.Б. Пластинина
Слайд 2ПРИКАЗ №209 МОиН РФ
От 24 марта 2010 года
«О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
Зарегистрирован в Минюсте РФ
26 апреля 2010г. Рег. номер 16999
Слайд 3(от лат. Attestation - свидетельство)
Как управленческое явление направлена на установление соответствия
чего – либо определенным требованиям, стандартам.
Аттестация
Слайд 4Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных
учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены;
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений вводится в действие с 1 января 2011 года;
С 1 января 2011 года утрачивает силу приказ №1908 МОиН РФ от 26 июня 2000 года.
Слайд 5Цель аттестации:
Установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой
или высшей квалификационной категориям;
Подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Слайд 6Задачи аттестации:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их
методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
повышение эффективности и качества педагогического труда;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
Слайд 7 учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации
образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Задачи аттестации:
Слайд 8Основные принципы аттестации
коллегиальность,
гласность,
открытость,
объективное отношение
к педагогическим работникам,
недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Слайд 9Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности
проводится
один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее - представление).
Слайд 10Аттестации не подлежат:
педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух
лет;
беременные женщины;
женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Слайд 11Технология подготовки и проведения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
В
образовательном учреждении издается распорядительный акт:
определен список педагогических работников, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям;
даны соответствующие поручения по подготовке представлений в аттестационную комиссию;
обозначены сроки ознакомления с представлениями педагогических работников;
сделаны необходимые распоряжения.
Слайд 12Представление работодателя на аттестуемого педагога
В представлении характеризуется
профессиональная деятельность
аттестуемого
на основе
квалификационной характеристики
по занимаемой должности,
деловые качества педагогического работника,
отражаются основные результаты деятельности,
содержится информация о повышении квалификации,
сведения о результатах предыдущих аттестаций.
Слайд 13Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №761н от 26
августа 2010 года
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Слайд 14Требования к квалификации по должности «учитель».
Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Слайд 15Представление работодателя
Представление заверяется подписью работодателя, печатью образовательного учреждения.
Педагогический работник
должен быть ознакомлен с представлением под роспись не позднее чем за месяц до проведения аттестации. Запись «с представлением ознакомлен», дата, подпись, расшифровка подписи делаются в конце текста представления, подписи работодателя и печати.
Слайд 16Педагог имеет право
Дополнительно представить в аттестационную комиссию собственные материалы,
наиболее полно
характеризующие его деятельность и результативность в межаттестационный период (или с даты поступления на работу).
В случае несогласия с представлением работодателя представить обоснованное заявление в аттестационную комиссию.
Слайд 17Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем
до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.
Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанными с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
Слайд 18Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной
власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
(Приказ №209)
Слайд 19По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
Слайд 20В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности
вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации
В силу пункта 3 части первой и части второй статьи 81 ТК РФ увольнение по пункту 3 части первой статьи 81 Кодекса допустимо при условии, что несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации, проведенной в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Учитывая это, работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по названному основанию, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.
Если работник был уволен по пункту 3 части первой статьи 81 Кодекса, то работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую имеющуюся у этого работодателя работу (часть третья статьи 81 ТК РФ).
Слайд 21Увольнение работника
Не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности
и в период пребывания в отпуске; беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет, других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (статья 261 ТК РФ)
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ (часть вторая статьи 82 ТК РФ)
Слайд 22Ответственность работодателя
В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать
безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обеспечивать оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Слайд 23Оформление результатов аттестации
(Орган исполнительной власти субъекта РФ)
Протокол аттестационной комиссии
Распорядительный
акт органа исполнительной власти субъекта РФ
Слайд 24Оформление результатов аттестации
(образовательное учреждение,
личное дело педагогического работника)
Аттестационный лист
Выписка
из распорядительного акта органа исполнительной власти субъекта РФ
Слайд 25Проведение письменного квалификационного испытания
Письменное квалификационное испытание может проводиться выездной комиссией с целью обеспечения более
комфортных условий для аттестуемых.
Оно может быть проведено по итогам курсов повышения квалификации при условии, что испытание будут проводить представители независимой экспертной группы, созданной в регионе для проведения аттестации педагогических работников.
Подготовка заключения экспертной комиссией по итогам выполнения заданий, включенных в квалификационное испытание.
Слайд 26Варианты проведения письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
Письменное квалификационное испытание
может проводиться в двух вариантах по выбору аттестуемого педагога:
подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году;
2) решение педагогических ситуаций.
Слайд 27 Решение педагогических ситуаций как форма квалификационного испытания
Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической
компетентности: знаний, умений, личностных качеств.
При проведении квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителю предлагается решить три ситуации (мини-кейса). На выполнение предложенных заданий, как правило, требуется не более 60 минут. Для избегания стрессовых ситуаций для педагогических работников при проведении письменного испытания целесообразно предоставить 1,5 часа. Этого времени достаточно для спокойного выполнения задания.
Выбор ситуаций для квалификационного испытания проводится случайным образом из имеющегося банка ситуаций.
Аттестующийся педагог выбирает три ситуации из подготовленного для квалификационного испытания набора ситуаций (не менее 30), называя три номера из перечня, который ему заранее неизвестен.
Слайд 28Инструкция для аттестуемого педагога:
«В рамках проведения квалификационного испытания с целью установления соответствия занимаемой должности Вам предлагается решить три педагогических
ситуации. Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения.
На выполнение задания Вам дается 1.5 часа. При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации: умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения;
умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения,
умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;
умение учитывать особенности обучающихся;
умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;
умение предвидеть результаты воздействия.
За предложенный Вами вариант по каждой из ситуаций Вы можете получить от «0» до «3» баллов:
Слайд 29Примеры заданий
1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из
одноклассников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажите и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.
2. Представьте себе, что Вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.
Как Вы отреагируете (как поступите, сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.
3. Вы предлагаете задание учащимся на уроке, а они дружно говорят, что уже решали его с педагогом, который заменял Вас на предыдущем занятии.
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант, ориентируясь на тему, которую Вы сейчас изучаете с классом объемом не более 1 страницы.
Слайд 30Подготовка экспертного заключения
За выполнение трех заданий педагог может получить от 0
до 9 баллов.
Для получения положительного заключения о соответствии занимаемой должности достаточно набрать 4 балла. Подсчет общего количества баллов осуществляется методом сложения количества баллов, полученных за решение каждой из трех ситуаций по формуле:
ПС = А + В + С
Где ПС – показатель соответствия занимаемой должности,
А – оценка за решение первой ситуации, В – оценка за решение второй ситуации, С – оценка за решение третьей ситуации.
Комиссия принимает одно из следующих решений:
Соответствует занимаемой должности – в том случае, если педагог набрал 4 и более балла.
Не соответствует занимаемой должности – если педагог набрал менее 4-х баллов.
По тем моментам, которые вызвали затруднения у учителя при разрешении педагогических ситуаций (постановка педагогических целей и задач, построение взаимоотношений с обучающимися, выбор методов воздействия, оценка возможного эффекта и отдаленных последствий и др.), педагогическому работнику предлагается повысить квалификацию (самоподготовка, обучение на курсах, специальных семинарах и т.п.).
Слайд 31Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
владеют современными образовательными
технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Слайд 32Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
имеют установленную первую квалификационную
категорию;
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания
Слайд 33Практическое направление:
Проведение 1 – 2 уроков (занятий). При аттестации впервые на
заявленную категорию, количество уроков (занятий) – 2, при повторной аттестации на уже имеющуюся категорию – 1 урок (занятие) – в обязательном порядке.
На момент проведения открытого урока (занятия), педагогическому работнику необходимо представить экспертам план – конспект 2 уроков (занятий) и проекты самоанализа проводимых открытых мероприятий. Педагогический работник может выбрать форму проводимого занятия (урока), представить экспертам свою деятельность не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.
Требования к написанию конспекта идентичны требованиям, предъявляемым к конспекту при проведении письменного квалификационного испытания на установление соответствия занимаемой должности.
Слайд 34Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой
и высшей квалификационным категориям
I. Предварительный этап, включающий написание заявления, заполнение листа самооценки и анализ результатов его заполнения
Слайд 35II. Проведение экспертной оценки педагогической деятельности:
а) Проведение экспертизы уровня теоретических знаний по
предмету/должности (I направление): защита теоретического направления (согласно одной из выбранных форм);
б) Проведение экспертизы уровня профессиональных компетентностей, результатов деятельности (II направление) на соответствие заявленным квалификационным категориям по индивидуальным графикам аттестующихся.
Данное направление включает в себя: проведение уроков (занятий, мероприятий), анализ профессиональной деятельности педагогического работника с использованием различных источников для проведения оценки.
Слайд 36
III. Принятие решения об установлении соответствия требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной
категории
По результатам аттестации Главная аттестационная комиссия Министерства принимает одно из следующих решений:
а) уровень квалификации педагога соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
б) уровень квалификации педагога не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
Слайд 37 В Главную аттестационную комиссию
от
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
_________________________________
_________________________________
(должность, полное наименование ОУ)
_________________________________________________
________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу аттестовать меня в 20__ году на __________________ квалификационную категорию по должности ____________________________________________
В настоящее время (имею ___________ квалификационную категорию, срок ее действия до_________) либо (квалификационной категории не имею).
Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к __________ квалификационной категории: __________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наиболее приемлемой формой проведения экспертизы уровня теоретических знаний по должности считаю: __________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Сообщаю о себе следующие сведения:
образование (когда и какое образовательное учреждение профессионального образования окончил, полученная специальность и квалификация) ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
стаж педагогической работы (по специальности) ________ лет,
в данной должности ________ лет; в данном учреждении _______ лет.
Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Сведения о повышении квалификации ______________________________________
______________________________________________________________________________
Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести в моем присутствии (без моего присутствия) (нужное подчеркнуть)
С порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлен(а).
Даю согласие на обработку моих персональных данных, указанных в данном заявлении, в целях проведения аттестации.
"__" _____________ 20__ г. Подпись ___________
сл. ___________ сот._______________
Слайд 38Лист самооценки педагогической деятельности учителя
_____________________________________________________________________________________(ФИО),
___________________________________________(образовательное учреждение, преподаваемый предмет)
_____________________________________________________(имеющаяся квалификационная категория)
________________________________________________________(категория, на
которую Вы претендуете)
Уважаемый учитель
Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие методы и приемы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу:
5 – Вы абсолютно согласны с утверждением
4 – Вы скорее согласны с утверждением
3 – Вы выбираете нечто среднее, Ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов
2 – Вы скорее не согласны с утверждением
1 – Вы абсолютно не согласны с утверждением
Отмечайте Ваш ответ знаком «+» в соответствующей колонке.
Заранее благодарим за сотрудничество!
Слайд 39Компетентность в области личностных качеств
1.1. Эмпатийность и социорефлексия
1.2. Самоорганизованность
1.3.
Общая культура
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)
2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу
2.3. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач
3. Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности
3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности
3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников)
3.3.Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников)
Слайд 404. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности.
4.1. Компетентность в методах
преподавания
4.2. Компетентность в предмете преподавания
4.3.Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов
Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений
5.1. Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, методические и дидактические материалы
5.2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы
5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях
6. Компетентность в области организации педагогической деятельности
6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения
6.2. Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников)
6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание
Слайд 42Лист самооценки педагогической деятельности учителя
Слайд 43
После заполнения каждого раздела листа самооценки, Вам необходимо просуммировать полученное количество
баллов и разделить данный результат на 12. Отметьте это значение на той оси диаграммы, которая соответствует указанной педагогической компетентности. Соедините полученные значения непрерывной линией.
Сложите полученные результаты по шести основным педагогическим компетенциям и разделите полученную сумму на 6. Итоговое значение запишите над диаграммой.
Слайд 46Теоретическое направление:
Включает одну из выбранных педагогическим работником форм из указанного перечня:
Экзамен
(в письменной или тестовой формах);
Реферат;
Защита методических разработок (программ дополнительного образования);
Представление и защита портфолио;
Представление и защита публикаций
Слайд 47Методические рекомендации по проведению экзамена
Экзамен, как форма проверки теоретических знаний, включает
в себя три раздела:
Проверка теоретических знаний по предмету (должности);
Проверка знаний по педагогике, (включая современные образовательные технологии);
Проверка знаний по психологии, включая разделы специальной психологии для педагогических работников, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях, реализующих коррекционные образовательные программы
Слайд 48Критерии определения установления соответствия первой (высшей) категории при проведении экзамена.
Слайд 49Методические рекомендации по написанию и защите реферата
Реферат - (от латинского referro
- сообщаю, докладываю) - краткое изложение в письменном виде содержания исследования по выбранной проблеме (словарь иностранных слов).
Общие требования к оформлению реферата: поля - левое – 2,5 см; верхнее, правое, нижнее – 2 см, шрифт – 14, интервал – полуторный; Times New Roman.
Общее число страниц реферата (без списка использованных источников и приложений) – не менее 25 страниц.
Обязательными элементами являются:
1. титульный лист;
2. оглавление;
3. введение;
4. основная часть документа;
5. заключение;
6. список использованных источников;
Необязательными элементами являются:
1. перечни условных обозначений, сокращений и терминов;
2. приложения.
Слайд 50Качество реферата оценивается экспертами по следующим показателям:
1. соответствие содержания работы заявленной теме,
которая должна отражать основную профессиональную деятельность аттестуемого;
2. грамотность изложения и качество оформления работы;
3. самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование справочной литературы;
4. обоснованность и доказательность выводов при защите реферата и ответов на вопросы.
Оценка при защите реферата предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 28 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите реферата при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 32 (не менее 8 баллов за каждый пункт).
Слайд 51Методические рекомендации по оформлению и защите методических разработок
(программ дополнительного образования)
Методические
разработки.
Рассмотрение методических разработок аттестуемого производится только на основе его личного желания предъявить собственные разработки для обсуждения.
Методическая разработка должна иметь следующую структуру:
титульный лист;
введение;
аналитическая часть;
практическая часть;
заключение;
приложения.
Слайд 52Методическая разработка оценивается
по следующим показателям:
Соответствие содержания разработки выбранной проблеме. Грамотность
изложения и качество оформления разработки.
Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала.
Обоснованность и доказательность выводов.
Практическая значимость работы.
Оценка при защите методической разработки предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 28 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите реферата при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 32 (не менее 8 баллов за каждый пункт).
Слайд 53Разработка программ дополнительного образования
Рассмотрение разработанной программы дополнительного образования аттестуемого производится только
на основе его личного желания предъявить собственные разработки для обсуждения.
Программа дополнительного образования должна иметь следующую структуру:
титульный лист;
пояснительная записка;
тематическое планирование;
материалы для проведения диагностики, методическое обеспечение программы;
сведения о материально – техническом оснащении, необходимом для реализации программы дополнительного образования;
список использованных источников;
приложения.
Слайд 54Критерии оценки образовательной программы (текст)
Слайд 55Критерии оценки образовательной программы (защита)
Слайд 56Оценка при защите программы дополнительного образования предполагает максимальный балл (5) по
каждому из пунктов оценивания текста программы и ее защиты; окончательное количество баллов определяется, как среднее между двумя суммами баллов, набранных в двух группах критериев. При аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов по каждой группе критериев не должна быть менее 28 (в каждом отдельном пункте не менее 3 баллов); окончательное количество баллов - также не менее 28. При аттестации на высшую квалификационную категорию сумма баллов по каждой группе критериев не должна быть менее 32 (в каждом отдельном пункте не менее 4 баллов); окончательное количество баллов - также не менее 32.
Слайд 57Методические рекомендации по представлению и защите портфолио
Педагогический работник, аттестуясь, может
выбрать форму процедуры - аттестацию по пакету документов, оформленному определенным образом («портфолио»).
Коммуникативная культура аттестуемого оценивается экспертами дополнительно по результатам собеседования, анкетирования администрации школы, учителей, учащихся и их родителей.
Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный файл, с включенным в него материалом, вошедший в портфолио, должен нумероваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагогический работник.
Портфолио для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам. При ознакомлении с материалами портфолио и во время защиты, экспертам необходимо проставить знак отличия (галочку, крестик, плюсик) в колонке, которая, на их взгляд, соответствует уровню раскрытия критерия.
Слайд 58Раздел 1. «Общие сведения о педагогическом работнике».
Данный раздел включает материалы, отражающие
достижения учителя в различных областях:
фамилия, имя, отчество, год рождения;
образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении; должность; стаж работы в данной должности;
повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
результаты социологического опроса (анкетирование администрации, учащихся/ воспитанников, родителей, коллег по умениям делового и коммуникативного общения аттестуемого педагога)
другие документы по усмотрению аттестуемого.
Слайд 59Раздел 2. «Высокие результаты обучения при их позитивной динамике за последние
3 года».
Слайд 60При проведении оценки портфолио учитывается и выступление педагога с публичной защитой.
Все
двадцать семь пунктов шести разделов портфолио (рассматриваются разделы 2-7),и три критерия при оценке публичной защиты оцениваются по трехбалльной системе:
0 баллов приносит утверждение экспертов при оценке критерия из раздела «не проявлен»;
1 балл приносит утверждение экспертов при оценке критерия из раздела «выражен неярко»;
2 балла приносит утверждение экспертов при оценке критерия из раздела «ярко выражен».
При суммировании полученных результатов максимальная оценка может составить 60 баллов. Соответствие требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, определяется при наличии 70% от максимального числа баллов (42 балла), к высшей квалификационной категории – 80% (48 баллов).
Слайд 61Методические рекомендации по представлению и защите публикаций.
Данная форма при проведении экспертизы
на определение соответствия требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, наиболее интересна тем педагогическим работникам, которые уже освоили умение оформлять свои мысли и достижения в виде статей или для тех, кто планирует начать «печататься».
Качество публикаций оценивается экспертами по следующим показателям:
1. соответствие содержания публикаций заявленной проблеме, которая должна отражать основную профессиональную деятельность аттестуемого;
2. грамотность изложения;
3. самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование справочной литературы;
4. профессиональный рост и развитие педагогического работника, представившего к защите свои публикации
Оценка при защите публикаций предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 28 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите публикаций при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 32 (не менее 8 баллов за каждый пункт).
Слайд 62Проведение экспертизы уровня профессиональных компетентностей, результатов деятельности (II направление) на соответствие
заявленным квалификационным категориям по индивидуальным графикам аттестующихся.
Данное направление включает в себя:
проведение уроков (занятий, мероприятий),
анализ профессиональной деятельности педагогического работника с использованием различных источников для проведения оценки.
Слайд 63Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания
Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе
которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.
Задача педагога в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.
Слайд 64Общие требования к написанию конспекта:
1. Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и
программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.
2. При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).
3. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 3 – 4 часа.
Слайд 65Общие требования к написанию конспекта:
4. Конспект урока должен быть связан с освоением
новой темы (нового учебного материала).
5. Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
6. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.
Слайд 66Схема конспекта урока (занятия)
ФИО педагога____________ _________________________________________________________________________________
Полное название ОУ _______________________________________________________________________________________
Предмет (форма занятия)______________Класс
(группа)_________________УМК____________________________________
Тема урока (занятия)________________________________________________________________________________________
Дата проведения урока (занятия) _____________________________________________________________________________
Слайд 67Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 68Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
-
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Слайд 69Познавательные универсальные действия включают
общеучебные,
логические,
действия постановки и решения проблем.
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
-знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Слайд 701.Общеучебные универсальные действия:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Слайд 712. Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 72 3. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 73Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 76Проект самоанализа урока (занятия)
ФИО педагога____________ _____________________________________________________________________________
Полное название ОУ ___________________________________________________________________________________
Предмет (форма занятия)______________Класс
(группа)_____________________УМК____________________________
Тема урока (занятия)___________________________________________________________________________________
Дата проведения урока (занятия) ________________________________________________________________________
Слайд 77
Схема оценки письменной работы педагога
Слайд 78Пример заполнения схемы оценки письменной работы
Слайд 79Обработка результатов
По итогам оценки суммируются все положительные оценки отдельно по каждой
из базовых педагогических компетенций и по каждому их этапов урока. Полученная сумма делится на общее количество оценок по соответствующей компетентности или по этапу урока.
Если итоговый балл ≥ 0,5, можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл < 0,5, уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным.
Основными являются оценки, отражающие уровень развития базовых педагогических компетенций. На их основе подсчитывается итоговый балл, представляющий собой среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций.
∑ БПК
ПС = ---------
6
Где: ПС – показатель соответствия занимаемой должности
БПК – оценки по базовым педагогическим компетенциям.
Итоговый показатель может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла.
Он интерпретируется следующим образом:
От 0,5 до 1 балла – соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.
От 0 до 0,49 балла – несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.
Слайд 81Подготовка экспертного заключения
По результатам оценки письменной работы эксперт пишет заключение, в
котором, на основе представленных критериев и итоговой таблицы оценок, он должен отразить:
Уровень владения учебным материалом: насколько полно раскрыта заданная тема урока.
Уровень развития базовых педагогических компетенций.
Эффективность работы педагога на отдельных этапах урока.
По результатам экспертной оценки могут быть разработаны предложения по индивидуальной программе повышения квалификации, направленной на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций.
Важно отметить, что принятие решения о несоответствии занимаемой должности не является для учителя необратимым.
Работодатель в данном случае может обеспечить обучение, повышение квалификации такого учителя и повторное прохождение им процедуры аттестации.