Флаг Республики Калмыкия - Хальмг Тангчин туг представляет собой прямоугольное полотнище золотисто-желтого цвета, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков . Желтое полотно флага, так же как и цвет герба, означает вероисповедание народа, цвет его кожи, залитую солнцем республику. В центре флага - голубой круг, в котором изображен белый лотос, означающий дорогу к светлому будущему, к процветанию, благополучию и счастью народов Калмыкии.
Замкнутая между долинами рек Дона, Волги, Кумы и северо-западным побережьем Каспийского моря, Калмыцкая степь делится по рельефу на три части: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность и Кумо-Манычскую впадину. Прикаспийская низменность издавна известна отсутствием пресной воды, пересыхающими летом солеными озерами и почти не покрывающимися зимой снегом Черными землями. Ергенинская возвышенность имеет плодородные земли и луга, заливаемые паводковыми водами, богатые рыбой пресные озера, возникшие в руслах древних рек (Сарпа, Цаца, Ханата, Цаган-нур). Кумо-Манычская впадина славится солеными озерами (Маныч-Гудило, Яшалтинское), длинными лиманами и обилием камыша, который калмыки издавна использовали как строительный материал.
Основные промысловые виды рыб: осетровые, сельдь, лещ, щука, судак, вобла, сазан, сом, красноперка, линь, карась, окунь. Одна из самых важных проблем Калмыкии - нехватка воды.
Однако имеющиеся проекты орошения степи пока неудачны.
Природно-климатические условия Калмыцкой степи являются оптимальными для ведения кочевого скотоводческого хозяйства. Прежде кочевом и полукочевом, ныне пастбищно-стойловом, которое сочетается в восточных районах с рыбными промыслами, а на западе - с земледелием.
В традиционном представлении калмык - это вольный, не знающий устали кочевник, передвигающийся со своим стадом из одного конца необъятной степи в другой. Однако такими кочевниками калмыки не были никогда. Кочевое скотоводческое хозяйство - это результат высоко специализированного приспособления к местным географическим и экономическим условиям.
В произведении А. Амур–Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.
Главными памятниками в эпическом народном творчестве калмыков явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году. По замыслу она стоит рядом с песней «О подвигах богатыря Саналы» и представляет один из стихов «Джангары».
В танце двигалась только верхняя часть тела – плечи, руки (некоторые танцы исполнялись даже сидя), но кочуя по России, калмыки смогли значительно расширить диапазон своего танца, добавив, в том числе движения ногами. Калмыцкие народные танцы также раскрывают летопись своего народа, историю его жизни. Так, воинственный танец «Далвлгын», например, танцы с подражанием животным и птицам, обрядовые танцы, свадебные в том числе и, конечно же, не менее распространены и шуточные танцы.
Танец «Чичирдыг» очень интересен, так как основным движением является тряска, но не определенной части тела, как плечи у цыган, например, а всего тела до кончиков пальцев в самом прямом смысле слова.
А вот «Ишкимдыг» разрешается танцевать только лишь мужчинам, так как этот танец несет соревновательный характер, где танцоры демонстрируют слою силу и ловкость.
В XIX-XX веках сохранились некоторые относительно древние инструменты, с помощью которых калмыцкие народные музыканты передавали сравнительно сложные мелодии. Наибольшее распространение получил двухструнный щипковый инструмент – калмыцкая домбра.
Домбра и сегодня является излюбленным инструментом у калмыков. В настоящее время он распространен как в профессиональной концертной практике, так и в художественной самодеятельности и быту.
Еще одним древнейшим музыкальным инструментом, известным еще героям эпоса «Джангар», является хур. По внешнему виду он напоминал скрипку. На нем играли при помощи смычка. Однако уже в начале XX века хур у калмыков встречается довольно редко.
Из струнных щипковых инструментов также можно упомянуть товшур. Его корпус грушевидный, выдолбленный из цельного дерева, с декой. Игрой на товшуре сопровождались калмыцкие эпические сказы.
У калмыков издревле были широко распространены разнообразные массовые игры как средства развлечения и как спортивные занятия, призванные воспитывать в молодом поколении ловкость, смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни. Наиболее популярным и широко распространенным видом массового развлечения были различные игры в альчики (шага наадлгн). В них играли не только дети и подростки, но и мужчины. Число участников достигало 10 и более. Каждый из них ставил условленное количество альчиков в один ряд в стоячем положении так, что образовывался ряд длиной иногда в метр и более. Все игроки отходили от этого места на 10–15 метров, откуда бросали биты с таким расчетом, чтобы выбить альчики на расстояние длиной не менее трех стоп. Тот, кто выбивал три альчика подряд, считался выигравшим и забирал либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить. Эта увлекательная и массовая игра развивала хороший глазомер, большую точность броска, а также силу удара.
Во время праздников говорить йорялы – благопожелания – тоже предоставляется тем, кто старше. Они же употребляют крепкие напитки, молодым это не дозволено.
В былые времена калмыки жили кланами – хотонами. Каждый хотон назывался по имени главного в роду. Считалось очень важным знать своих родственников до седьмого колена. Отцовская линия всегда главенствовала в доме, так как мать приходила в семью из другого рода. Примерно до четвёртого колена родственники были близкими, а с пятого до седьмого – считались дальними. Родственникам по отцовской линии не дозволялось вступать в брак между собой, так как потомство рождалось в таком случае больным, и род ослабевал.
В более далёкое время сватовство в Калмыкии проходило в три этапа:
знакомились семьями в доме невесты;
сватались с обсуждением за столом меню будущей свадьбы, подарков и состава свадебного поезда;
договаривались о дне церемонии.
В наше время всё происходит быстрее. Гелюнг (буддийский монах) определяет один благоприятный день для сватовства и второй — для самой церемонии.
Праздники Калмыкии.
ЗУЛ
Новый год зовется Зула. Отмечать его было принято в последних числах декабря (22 декабря в день солнцеворота). Праздник этот народный, древнейший. Но учитывая тот факт, что калмыки буддисты, то празднество проходило в буддийских храмах. На калмыцком языке, зула означает лампадка, огонь. В Новый год было принято разжигать костер. При этом огонь должен был быть максимально большим. Считалось, что этот огонь возвращает солнцу всю его силу, а значит, солнце будет греть еще теплее. Что касается храмов, то в этот день тут было принято разжигать лампады. По манере огня люди читали свое будущее. После этого необходимо было обойти храм по солнцу, в руках должен находится священный предмет - икона с буддийскими божествами. А также надо было не забыть оставить дары (сладкие продукты, молочные изделия) на жертвенном столе.
Огни Нового года
Праздник единства земли и воды (Урюс)
Урюс - главный праздник лета. Отмечался он в первое летнее полнолуние. В этот день было принято приносить жертву духам, чтобы они даровали годную траву на пастбищах для отменного кормления скота, а также чтобы скот хорошо плодился и размножался. Если скот будет здоров, будет размножаться, то и скотоводы будут жить богато с обилием еды, их дети будут здоровы и не будет ни в чем нужды. Чтобы все это было у калмыцкого народа, в этот праздник было принято собрать весь имеющийся скот возле дома, обрызгать головы скота молочком, кумысом.
Джангариада - это большой национальный праздник, пришедший из глубины времен. Испокон веков калмыки почитают, уважают и ценят первого друга степняка - коня.
День славы ойратов
1 сентября - это день памяти великих предков. В этот день зажигают Зул, делают подношения предкам, славят их. Они ничего не боялись, для них не было никаких преград, ничто не могло остановить железную поступь ойратской конницы. Калмыки помнят, чья кровь течет в их жилах и чтят величие ойратского духа.
«ХурсынМаханГуйртяган» –лапша, приготовленная вместе с прожаренными мясом с луком.
«Бёрюги» – большие по размеру пельмени с начинкой из мяса и большого количества лука.
«Кюр» – бескостное мясо барана, запечённое в его желудке в земельной яме.
Необычайно вкусен калмыцкий национальный хлеб. Хлеб потребляется только белый. Он представляет собой пресную лепёшку, прожаренную в кипящем бараньем жире. Например, «Борцог» – лепёшка небольшого размера в разной толщине или форме и «Цельвег» – тоненькая лепешка, напоминающая немного вкус русских классических блинов
Любимые напитки калмыков
Калмыки активно используют в пищу молоко, коровье и кобылье. Изредка и козье. Готовят калмыцкие кулинары на его основе разнообразные блюда. Это всем известные сметана, сырные продукты и творог, простокваша и кумыс.
«Чигян» – молочнокислый напиток, представляющий собой что-то среднее между простоквашей и кефиром. Довольно часто им лечат различные болезни – от гриппа до желудка.
«Шююрюмг» – высушенный овечий творог, размером с детский кулачок «сала» и «хурсан» – в лепёшке.
На десерт подаются различные сладкие блюда (как, например, булмык, хог-тосн и др.), горячий чай со сливочным маслом.
Достопримечательности
Храмовый комплекс «Геден Шеддуб Чой Корлинг»
Храмовый комплекс «Геден Шеддуб Чой Корлинг» находится в Элисте. Внешне он напоминает тибетский храм, украшен скульптурами, резьбой, символикой, живописью. Фасад украшен Колесом Учения, по бокам застыли лани. У входа находятся барабаны-кюрде. В большом молельном зале расположена статуя сидящего Будды. Высота золотой статуи – около 3,5 м.
Пагода Семи Дней
Перед университетом расположилась изящная пагода из семи ярусов. Внутри находится медный кюрде – барабан для молитв.
Золотые ворота
Алти Босх – один из самых узнаваемых символов Калмыкии. Вся конструкция представляет собой золотую буддийскую арку, поддерживаемую красными колоннами. Высота ворот – 15 метров. Украшены они красочными картинами из калмыцкой истории. Особенно любят тут фотографироваться во время свадеб.
Парк «Дружба»
Крупнейшая зона отдыха (недалеко от Ленинской площади) была основана в 1937 году и сразу завоевала сердца горожан. На обширной территории можно увидеть множество уникальных видов растений, а стиль парка слегка напоминает восточные сады. На территории много памятников и скульптур: Аллея Героев, бронзовая фигура сказителя-джангарчи Овла, мраморный Цаган Аав и многие другие.
Золотой всадник
На небольшом кургане находится пятнадцатиметровая стела. Её венчает восьмиметровая фигура всадника, полностью покрытая сусальным золотом. В одной руке всадника – знамя, в другой – лук. Над плечом летит сокол. Скульптор взял образ всадника прямиком из национального эпоса. Это смелый и отважный батыр Джангар. Находится на улице Джангара, при въезде в город.
«Золотая обитель»
«Золотая обитель» находится в 5 км от города. По периметру расположен забор с белоснежными 108 ступами. Четыре входа, южный – самый главный. Вокруг хурула 17 пагод со статуями. Состоит храм из семи уровней. На первом расположен музей, на втором – молельный зал (с высокой золотой статуей Будды инкрустированной бриллиантами), на третьем – комнаты для индивидуального приема, на четвертом – резиденция буддийского главы. Пятый уровень отдан Делай-ламе. Над ним – хозяйственные помещения. А на самом высоком этаже молятся духовные лица.
Сити-Чесс
Всемирная шахматная Олимпиада 98 года запомнилась еще построенным городом Шахмат к югу от Элисты. Пропустить город невозможно: гостей на пути встречает сам каменный Остап Бендер, а въезд охраняет двурукий Махакал Бернагчен. Рядом с ним расположилась Ступа Просветления. У каждого домика в городке – особенное шахматное название. Главный объект – Дворец Шахмат, где каждый (а не только чемпионы) может сыграть партию-другую. Там же находится небольшой макет Сити-Чесса. Городок посетило множество знаменитостей.
Большое Яшалтинское
Уникальность этого водоема в воде с ярко выраженным терапевтическим эффектом. Еще в середине девятнадцатого века солдаты-отставники смогли вылечить здешними водами ревматизм и иные болячки. Такой факт заставил властей основать лечебницу. Кстати, по недавним исследованиям выяснилось, что лечебные свойства воды лучше, чем на многих курортах Северного Кавказа.
Чабан с собакой
На границе Калмыкии и Ставрополья находится мраморная фигура чабана со спящей собакой.
Маныч-Гудило
Название озеро берет от постоянного гудения, которое местные жители считали за звуки шумных духов. На самом деле, это никакие не духи, а ветер, носясь над гладью озера, создает такие пугающие звуки. Вода солонее черноморской. Здесь уникальные виды птиц, а также особое животное – мустанг. Табуны лошадей находятся на Водном острове. А вот птицы найдутся на одноименном острове – Птичий. Именно тут можно встретить чайку-хохотунью кудрявого пеликана или лебедя-шипуна. Интересных птиц можно увидеть и в устье реки Маныч. Кстати, на озере находится остров Тюльпанов, которые цветут тут с марта по июнь. В это время организовываются экскурсии. Рвать цветы строго запрещается.
Памятник природы «Одинокий тополь» в Хар-Булуке
Среди степи около поселка Хар-Булук растет удивительный памятник природы республиканского значения – «Одинокий тополь». Высота этого величественного дерева составляет 37 метров, а обхват ствола на уровне пояса человека – 5 метров. Согласно легенде, дерево посадил буддийский монах Пурдаш-багши на самой высокой точке местной возвышенности в 1846 году. Тополь очень почитаем в Калмыкии, буддисты считают его священным деревом и проводят возле него молебны и обряды. Также сюда приезжают, чтобы помолиться, попросить защиты, привязать к его веткам цветные лоскутки и загадать желание. Недалеко от могущественного дерева находится множество родников с лечебной водой. Это вода уникальна, она обладает высокой вязкостью, губительно действует на любых наружных и внутренних паразитов, активна в отношении бродильных и гнилостных микробов, глистов, амеб, блох, клещей, вшей. Также минеральная вода способна растворять желчные и мочевые камни. Пить воду из источника рекомендуется в малых количествах и только в лечебных целях.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть