Презентация, доклад на тему Нравы и обычаи калмыцкого народа

Содержание

Я хочу вас познакомить с республикой Калмыкия. Каждая республика и страна имеют свою символику.Флаг Республики Калмыкия - Хальмг Тангчин туг представляет собой прямоугольное полотнище золотисто-желтого цвета, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком

Слайд 1Исследовательская работа
«Разные народы – единая страна»
Доклад «Нравы и обычаи калмыцкого народа»

подготовила ученица 1 класса МБОУ «Быкановская СОШ»
Обоянский район
Прокопова Мария Максимовна руководитель Селюкова С.В.
Исследовательская работа«Разные народы – единая страна»Доклад «Нравы и обычаи калмыцкого народа»

Слайд 2 Я хочу вас познакомить с республикой Калмыкия. Каждая республика и

страна имеют свою символику.

Флаг Республики Калмыкия - Хальмг Тангчин туг представляет собой прямоугольное полотнище золотисто-желтого цвета, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков . Желтое полотно флага, так же как и цвет герба, означает вероисповедание народа, цвет его кожи, залитую солнцем республику. В центре флага - голубой круг, в котором изображен белый лотос, означающий дорогу к светлому будущему, к процветанию, благополучию и счастью народов Калмыкии.

Я хочу вас познакомить с республикой Калмыкия. Каждая республика и страна имеют свою символику.Флаг Республики Калмыкия

Слайд 3Герб Калмыкии. Герб республики был утвержден в 1993 году. Композиция содержит

в себе изображение народных символов Калмыкии. Герб имеет округлую форму. В его центре на желтом фоне изображается «улан зала», которая в реальности представляет собой красную шелковую кисточку, часть мужского национального костюма. Под «улан зала» находится «хадак» - длинный шарф голубого и белого цветов, который является одним из ритуальных символов буддистов. «Хадак» означает гостеприимство, бескорыстие и чистоту помыслов. Его приносят в дар. Преподнесенный в праздник, он означает дружеское отношение и добрые пожелания, подаренный в горе – символизирует сострадание и понимание. Желтый круг обрамляет сине-белый народный орнамент «зег». Вверху располагается изображение четырех скрепленных между собой кругов. Это древний символ Дербен Ойратов, или калмыцкого народа. В основании герба лежат лепестки белого лотоса.

Герб Калмыкии. Герб республики был утвержден в 1993 году. Композиция содержит в себе изображение народных символов Калмыкии.

Слайд 4Столица Калмыкии город Элиста.
Президент Калмыкии
Алексей Маратович Орлов

Столица Калмыкии город Элиста.  Президент Калмыкии Алексей Маратович Орлов

Слайд 5 Калмыкия – один из самых интересных регионов, входящих в

состав России.
История калмыков как народа начинается с конца 16 века, когда племена ойратов разделились на три части, одна из которых переместилась из Центральной Азии на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия . Народ Калмыкии пришел на земли, некогда называвшиеся Половецкой степью, сейчас она называется Калмыцкой степью. Республика Калмыки закрепилась в составе России в 1609 году.
В годы Великой Отечественной войны по ложному обвинению в пособничестве немецким оккупантам автономная республика была упразднена и калмыцкое население депортировано в районы Сибири и Средней Азии. Это были самые трагические страницы в истории калмыцкого народа, которые привели к гибели трети его населения, печально отразились на судьбе калмыцкого языка и культуры.
Лишь через 14 лет калмыки вновь возвращаются на родину, а в 1958 году восстанавливается Калмыцкая АССР, которую в 1992 переименовали в Республику Калмыкия. В настоящее время численность республики составляет порядка 200 тысяч.
Республика Калмыкия имеет много соседей, на юге – это Ставропольский край и республика Дагестан, на востоке – Астраханская область, на западе – Ростовская, а на севере – Волгоградская область. Часть юго-восточной территории омывается Каспийским морем. Равнинная территория региона в основном покрыта бескрайними степями, полупустынями и пустынями.

Замкнутая между долинами рек Дона, Волги, Кумы и северо-западным побережьем Каспийского моря, Калмыцкая степь делится по рельефу на три части: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность и Кумо-Манычскую впадину. Прикаспийская низменность издавна известна отсутствием пресной воды, пересыхающими летом солеными озерами и почти не покрывающимися зимой снегом Черными землями. Ергенинская возвышенность имеет плодородные земли и луга, заливаемые паводковыми водами, богатые рыбой пресные озера, возникшие в руслах древних рек (Сарпа, Цаца, Ханата, Цаган-нур). Кумо-Манычская впадина славится солеными озерами (Маныч-Гудило, Яшалтинское), длинными лиманами и обилием камыша, который калмыки издавна использовали как строительный материал. 

Калмыкия – один из самых интересных регионов, входящих в состав России. История калмыков как народа начинается

Слайд 6 Климат резко континентальный. Весь год дуют сильные ветры.

Особенно страшны для животных, растений и человека летние суховеи. Лето в Калмыкии продолжительное и жаркое. Температура порою поднимается до 44° С. Зима холодная, морозы доходят до -40° С, малоснежная, а часто — совсем бесснежная. Осадков мало: 200-300 миллиметров в год. Ландшафт Калмыкии - переходный от степного к полупустынному.
Соответствует ему и растительный покров. Хотя биологи насчитывают в здешних степях 900 видов растений, подавляющее большинство из них относится к числу степных трав: мятлик, овсяница, ковыль, лебеда, полынь (17 видов), горец, молочай, тысячелистник, дикий лук и другие. Деревья и кустарники растут только в поймах рек, балках, оврагах: дуб черенчатый, тополь, вяз, ива белая, ольха. Недостаток естественных лесов компенсируется искусственными лесонасаждениями, например, созданием зеленого кольца вокруг столицы республики Элисты. На территории Калмыкии произрастает более 100 видов лекарственных растений, из них применяемых в научной медицине - 53 вида. Наиболее разнообразен состав лекарственных растений на Ергенинской возвышенности и в юго-западных районах.
Животный мир обычен для степной зоны: мыши, суслики, тушканчики, кроты, зайцы. Водятся и хищники - волки, лисы, хорьки. Гордость калмыцкой степи — реликтовая антилопа сайгак. В камышовых зарослях Каспийского побережья и озер можно встретить кабана, водоплавающую птицу. 

Основные промысловые виды рыб: осетровые, сельдь, лещ, щука, судак, вобла, сазан, сом, красноперка, линь, карась, окунь. Одна из самых важных проблем Калмыкии - нехватка воды. Однако имеющиеся проекты орошения степи пока неудачны.
Природно-климатические условия Калмыцкой степи являются оптимальными для ведения кочевого скотоводческого хозяйства. Прежде кочевом и полукочевом, ныне пастбищно-стойловом, которое сочетается в восточных районах с рыбными промыслами, а на западе - с земледелием.

В традиционном представлении калмык - это вольный, не знающий устали кочевник, передвигающийся со своим стадом из одного конца необъятной степи в другой. Однако такими кочевниками калмыки не были никогда. Кочевое скотоводческое хозяйство - это результат высоко специализированного приспособления к местным географическим и экономическим условиям.

Климат резко континентальный. Весь год дуют сильные ветры. Особенно страшны для животных, растений и

Слайд 7 В прошлом веке калмыки разводили коней, овец,

верблюдов. Сейчас основное поголовье - овцы, козы, крупный рогатый скот. Особенно ценится «калмыцкая красная» порода коров, известная своим «мраморным» мясом. В медицине очень ценится кумыс, получаемый из молока лошадей низкорослой калмыцкой породы. В дополнение к традиционному скотоводству в последние десятилетия появилось промышленное звероводство: разводят ондатру, норку, черно-бурых и серебристых лис.  Калмыки имеют очень интересную и самобытную культуру, связанную с их азиатскими корнями. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Республика Калмыкия – один из трех регионов, где проповедуют буддизм. Причем, что интересно, языческие верования калмыков тесно сплелись с буддизмом, не противореча учению Будды, а наоборот, дополняя.
Православие представляется, в основном, выходцами из России. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.
Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня. Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей. Культ огня – это национальная особенность калмыков. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями, огонь обладает божественной силой

В произведении А. Амур–Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

В прошлом веке калмыки разводили коней, овец, верблюдов. Сейчас основное поголовье - овцы,

Слайд 8 Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый

характер. Во–первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во–вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка. Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей. Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой. Практически все калмыки – оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Главными памятниками в эпическом народном творчестве калмыков явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году. По замыслу она стоит рядом с песней «О подвигах богатыря Саналы» и представляет один из стихов «Джангары».

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во–первых, они очень открыты. Таких

Слайд 9 «Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни.

Они воспевают битву героев с чужеземными врагами за свободу и независимость народа. Подвигом героев этого эпоса является защита страны Бумба – иллюзорного места, где всегда мирное небо, море счастья и покоя.
Еще один памятник народного эпоса – «Сказание о Гесере». В нем так же воспевается борьба за справедливость.
Народ всегда в своем устном эпосе славил обычного человека, как необычайно смелого, находчивого и бесконечно доброго. С другой стороны, высмеивается жадность светских правителей, феодалов и представителей духовенства, которые воруют у своего же народа. Они представлены в нелепом, комическом виде. А обладающий житейской мудростью простой человек всегда готов выступить против произвола угнетателей, защищая тех, кто беден и обездолен. И победа всегда будет за ним.
Танец, подобно другим видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности.
Одной из основных форм калмыцкого танцевального искусства был сольный танец-импровизация, также было распространены парные танцы и танец вчетвером.

В танце двигалась только верхняя часть тела – плечи, руки (некоторые танцы исполнялись даже сидя), но кочуя по России, калмыки смогли значительно расширить диапазон своего танца, добавив, в том числе движения ногами. Калмыцкие народные танцы также раскрывают летопись своего народа, историю его жизни. Так, воинственный танец «Далвлгын», например, танцы с подражанием животным и птицам, обрядовые танцы, свадебные в том числе и, конечно же, не менее распространены и шуточные танцы.
Танец «Чичирдыг» очень интересен, так как основным движением является тряска, но не определенной части тела, как плечи у цыган, например, а всего тела до кончиков пальцев в самом прямом смысле слова.
А вот «Ишкимдыг» разрешается танцевать только лишь мужчинам, так как этот танец несет соревновательный характер, где танцоры демонстрируют слою силу и ловкость.

«Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни. Они воспевают битву героев с чужеземными

Слайд 10 Танцы сопровождались игрой на домбре и похлопыванием окружающих. Обычно

танец выливался в соревнование солистов, которых подбадривали восклицаниями «хадрис, овад од» (быстрей, энергичней). Во время танца танцующий мог подойти до одного из присутствующих и коснуться правой рукой левого плеча, таким образом приглашая разделить веселье. Танцевали всегда лицом к лицу, повернуться спиной означало оскорбление.  В калмыцкой танцевальной музыке выражены  характерные для каждого танца ритм и темп. А в 1957 году произошло возрождение главного представителя народной культуры — ансамбля народного танца «Тюльпан»

В XIX-XX веках сохранились некоторые относительно древние инструменты, с помощью которых калмыцкие народные музыканты передавали сравнительно сложные мелодии. Наибольшее распространение получил двухструнный щипковый инструмент – калмыцкая домбра.

Домбра и сегодня является излюбленным инструментом у калмыков. В настоящее время он распространен как в профессиональной концертной практике, так и в художественной самодеятельности и быту.

Танцы сопровождались игрой на домбре и похлопыванием окружающих. Обычно танец выливался в соревнование солистов, которых

Слайд 11 У калмыков был и другой музыкальный инструмент, напоминающий

горизонтальную арфу или лютню – ятха. Ятха имела большой корпус длиной более 1 м, в одном месте изогнутый под тупым углом. Короткая часть этого изгиба служила ножкой. Звук ятхи был мелодичным, как бы журчащим.

Еще одним древнейшим музыкальным инструментом, известным еще героям эпоса «Джангар», является хур. По внешнему виду он напоминал скрипку. На нем играли при помощи смычка. Однако уже в начале XX века хур у калмыков встречается довольно редко.

Из струнных щипковых инструментов также можно упомянуть товшур. Его корпус грушевидный, выдолбленный из цельного дерева, с декой. Игрой на товшуре сопровождались калмыцкие эпические сказы.
У калмыков издревле были широко распространены разнообразные массовые игры как средства развлечения и как спортивные занятия, призванные воспитывать в молодом поколении ловкость, смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни. Наиболее популярным и широко распространенным видом массового развлечения были различные игры в альчики (шага наадлгн). В них играли не только дети и подростки, но и мужчины. Число участников достигало 10 и более. Каждый из них ставил условленное количество альчиков в один ряд в стоячем положении так, что образовывался ряд длиной иногда в метр и более. Все игроки отходили от этого места на 10–15 метров, откуда бросали биты с таким расчетом, чтобы выбить альчики на расстояние длиной не менее трех стоп. Тот, кто выбивал три альчика подряд, считался выигравшим и забирал либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить. Эта увлекательная и массовая игра развивала хороший глазомер, большую точность броска, а также силу удара.

У калмыков был и другой музыкальный инструмент, напоминающий горизонтальную арфу или лютню – ятха. Ятха

Слайд 12 У подростков, девушек, юношей, молодых мужчин и женщин

большой популярностью пользовалась игра «цаган монда хаялган» (буквально: забрасывание белого мяча), игра ночная, при лунном свете, летняя. В конце мая — начале июня, когда крупный рогатый скот начинает линять, молодежь собирала белую шерсть, из которой изготовлялся мяч. Участники игры разбивались на две группы. Один, которому выпало право закидывать мяч, отбегал на значительное расстояние и забрасывал его далеко в степь. По его возвращении все участники кидались отыскивать мяч. Тот, кто находил его, обычно изо всех сил бежал к исходному рубежу: «противники» старались поймать нашедшего и отнять у него силой мяч, его партнеры по группе помогали ему. Победу одерживала группа, представитель которой доставлял мяч на исходный рубеж.
Не менее популярна была игра «бултджи надха» (прятки). Это чисто детская игра.
Шумной и веселой была игра «кепцнг хайха» (буквально: бросать седельную подушку). Обычно играли в нее юноши и девушки, молодые мужчины и женщины. Они садились в круг на расстоянии 1,5–2 метров друг от друга и перекидывали друг другу седельную кожаную подушку. Один игрок обходил круг и должен был поймать подушку. Проигрывал тот, у кого отнял подушку обходивший круг. Выигравший занимал его место в кругу.
Шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.
В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве. Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда.
У подростков, девушек, юношей, молодых мужчин и женщин большой популярностью пользовалась игра «цаган монда

Слайд 13 В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо

войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые, большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай. К шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета — улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи. Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было.
Традиционное жилище калмыков - юрта. Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода. Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола (тундюк), кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени. Вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом. Юрта до сих пор пользуется популярностью у монгольских животноводов. Сейчас появился замысел строить юрты гостиницы одноэтажные и двухэтажные для туристов. Многие современные калмыки отказываются жить в юртах и селятся в городах
В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые,

Слайд 14 У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из

поколения в поколение и неукоснительно соблюдаемая.
Старшим оказывается уважение и почёт. Их пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.
После перекочевания на новое пастбище, пожилых людей угощают, чтобы они благословили новое место.
Когда старшие разговаривают, им не перечат, не перебивают, прислушиваются к их советам, никогда не повышают голос в их присутствии.

Во время праздников говорить йорялы – благопожелания – тоже предоставляется тем, кто старше. Они же употребляют крепкие напитки, молодым это не дозволено.
В былые времена калмыки жили кланами – хотонами. Каждый хотон назывался по имени главного в роду. Считалось очень важным знать своих родственников до седьмого колена. Отцовская линия всегда главенствовала в доме, так как мать приходила в семью из другого рода. Примерно до четвёртого колена родственники были близкими, а с пятого до седьмого – считались дальними. Родственникам по отцовской линии не дозволялось вступать в брак между собой, так как потомство рождалось в таком случае больным, и род ослабевал.
В более далёкое время сватовство в Калмыкии проходило в три этапа:
знакомились семьями в доме невесты;
сватались с обсуждением за столом меню будущей свадьбы, подарков и состава свадебного поезда;
договаривались о дне церемонии.
В наше время всё происходит быстрее. Гелюнг (буддийский монах) определяет один благоприятный день для сватовства и второй — для самой церемонии.

У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из поколения в поколение и неукоснительно соблюдаемая.

Слайд 15 Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают

прядку волос, ногти, чтобы она не унесла из дома счастье своей семьи. Жених готовит свадебный поезд, который должен был состоять из нечётного количества, 9 или 11, женатых мужчин. Перед празднованием полагается совершить омовение рук и ополаскивание рта и помолиться перед бурханом. Само оно длится недолго, так как к обеду невесту нужно доставить в дом жениха. После застолья невеста надевает платок, молится бурханам, пьёт молоко и уходит из отчего дома. Её приданое грузят в свадебный поезд, и молодые уезжают.

Праздники Калмыкии.

ЗУЛ Новый год зовется Зула. Отмечать его было принято в последних числах декабря (22 декабря в день солнцеворота). Праздник этот народный, древнейший. Но учитывая тот факт, что калмыки буддисты, то празднество проходило в буддийских храмах. На калмыцком языке, зула означает лампадка, огонь. В Новый год было принято разжигать костер. При этом огонь должен был быть максимально большим. Считалось, что этот огонь возвращает солнцу всю его силу, а значит, солнце будет греть еще теплее. Что касается храмов, то в этот день тут было принято разжигать лампады. По манере огня люди читали свое будущее. После этого необходимо было обойти храм по солнцу, в руках должен находится священный предмет - икона с буддийскими божествами. А также надо было не забыть оставить дары (сладкие продукты, молочные изделия) на жертвенном столе.



Огни Нового года

Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают прядку волос, ногти, чтобы она не

Слайд 16Цаган сар
Цаган сар означает первый месяц весны. Если переводить

это словосочетание с калмыцкого, то оно означает "белый месяц". В это время принято поздравлять всех с окончанием холодов и зимы, а также с тем, что пришла весна. Также это время известно тем, что готовятся к перекочевке по окончании приплода у скота. Самое большое ожидание этого праздника - рассвет. Несколько столетий назад было принято собираться во дворе храма, а по появлению первых солнечных лучей, проходила общая молитва. После всех действий храм обходили по часовой стрелке.



Праздник единства земли и воды (Урюс)
Урюс  - главный праздник лета. Отмечался он в первое летнее полнолуние. В этот день было принято приносить жертву духам, чтобы они даровали годную траву на пастбищах для отменного кормления скота, а также чтобы скот хорошо плодился и размножался. Если скот будет здоров, будет размножаться, то и скотоводы будут жить богато с обилием еды, их дети будут здоровы и не будет ни в чем нужды. Чтобы все это было у калмыцкого народа, в этот праздник было принято собрать весь имеющийся скот возле дома, обрызгать головы скота молочком, кумысом.

Цаган сар  Цаган сар означает первый месяц весны. Если переводить это словосочетание с калмыцкого, то оно

Слайд 17Праздник тюльпанов
Калмыкия славится своими тюльпановыми полями. В апреле вся

Калмыкия озаряется яркой красотой тюльпанов всевозможных цветов. А праздник тюльпанов приходится на второе воскресенье апреля. В Калмыкии в этот день гуляет и стар, и млад.

Джангариада - это большой национальный праздник, пришедший из глубины времен. Испокон веков калмыки почитают, уважают и ценят  первого друга степняка - коня.

Праздник тюльпанов  Калмыкия славится своими тюльпановыми полями. В апреле вся Калмыкия озаряется яркой красотой тюльпанов всевозможных

Слайд 18 Джангариада - это взлет духа и силы калмыцкого

народа, который объединяет всех жителей Калмыкии, людей самых разных национальностей и вероисповеданий. Это праздник возрождения славных традиций предков, праздник мира, добра и созидания! Самой зрелищной частью «Джангариады» становятся состязания по национальным видам спорта – стрельбе из лука, киданию аркана, метанию копья, борьбе на поясах («бок бярлдян») и скачкам.


День славы ойратов

1 сентября - это день памяти великих предков. В этот день зажигают Зул, делают подношения предкам, славят их. Они ничего не боялись, для них не было никаких преград, ничто не могло остановить железную поступь ойратской конницы. Калмыки помнят, чья кровь течет в их жилах и чтят величие ойратского духа.

Джангариада - это взлет духа и силы калмыцкого народа, который объединяет всех жителей Калмыкии,

Слайд 19
Основу калмыцкой кухни составляют мясо, мука, молочные продукты.

Из мяса наибольшим спросом пользуются баранина и говядина, в меньшей степени – свинина, хотя калмыки любят жирную, обильную, высококалорийную пищу. Мясо употребляется почти исключительно натуральное – в отварном или жареном виде; блюда из рубленого мяса мало распространены. Вторые блюда, как правило, ничем не гарнируются, лишь в отдельных случаях к ним подается жареный или сырой репчатый лук. Точно так же мало употребляются и соусы. Специи применяются в весьма умеренных количествах, так что пища имеет неострый, нежный вкус. Любимыми блюдами калмыков по сегодняшний день остаются: «Махан-шельтяган» – бульон на основе мяса, приправленный сырым, а не обжаренным луком.


«ХурсынМаханГуйртяган» –лапша, приготовленная вместе с прожаренными мясом с луком.

Основу калмыцкой кухни составляют мясо, мука, молочные продукты. Из мяса наибольшим спросом пользуются баранина

Слайд 20 «Дотур» – протушенные с водой мелко нарезанные субпродукты

баранов.

«Бёрюги» – большие по размеру пельмени с начинкой из мяса и большого количества лука.

«Кюр» – бескостное мясо барана, запечённое в его желудке в земельной яме.

Необычайно вкусен калмыцкий национальный хлеб. Хлеб потребляется только белый. Он представляет собой пресную лепёшку, прожаренную в кипящем бараньем жире. Например, «Борцог» – лепёшка небольшого размера в разной толщине или форме и «Цельвег» – тоненькая лепешка, напоминающая немного вкус русских классических блинов

Любимые напитки калмыков
Калмыки активно используют в пищу молоко, коровье и кобылье. Изредка и козье. Готовят калмыцкие кулинары на его основе разнообразные блюда. Это всем известные сметана, сырные продукты и творог, простокваша и кумыс.
«Чигян» – молочнокислый напиток, представляющий собой что-то среднее между простоквашей и кефиром. Довольно часто им лечат различные болезни – от гриппа до желудка.
«Шююрюмг» – высушенный овечий творог, размером с детский кулачок «сала» и «хурсан» – в лепёшке.

«Дотур» – протушенные с водой мелко нарезанные субпродукты баранов.   «Бёрюги» – большие

Слайд 21 Повседневным напитком у калмыков считается чай. Но он

не тот, к которому все привыкли, а это калмыцкий особенный национальный чай – «Хуурдиг». В его составе не только обычный заварной чай, но ещё добавки из молока, сладкосливочного масла, соли с мускатными орехами и лаврушкой. Такой напиток утолит и жажду (в жару) и согреет (в холод). Особо любовью у калмыков пользуется чай с мукой средней поджарки, добавленной в него, – «Хуурдг-ця».

На десерт подаются различные сладкие блюда (как, например, булмык, хог-тосн и др.), горячий чай со сливочным маслом.

Достопримечательности
Храмовый комплекс «Геден Шеддуб Чой Корлинг»

Храмовый комплекс «Геден Шеддуб Чой Корлинг» находится в Элисте. Внешне он напоминает тибетский храм, украшен скульптурами, резьбой, символикой, живописью. Фасад украшен Колесом Учения, по бокам застыли лани. У входа находятся барабаны-кюрде. В большом молельном зале расположена статуя сидящего Будды. Высота золотой статуи – около 3,5 м.

Пагода Семи Дней

Перед университетом расположилась изящная пагода из семи ярусов. Внутри находится медный кюрде – барабан для молитв.

Повседневным напитком у калмыков считается чай. Но он не тот, к которому все привыкли,

Слайд 22 По корпусу нацарапана молитва к Авалокитешвару –

богу сострадания. Так же в сам барабан заложили мантры Будды и Далай-ламы. Буддисты верят, что вращение барабана подарит покой человеку. Проверить может кто угодно – доступ к достопримечательности свободный.

        Золотые ворота

Алти Босх – один из самых узнаваемых символов Калмыкии. Вся конструкция представляет собой золотую буддийскую арку, поддерживаемую красными колоннами. Высота ворот – 15 метров. Украшены они красочными картинами из калмыцкой истории. Особенно любят тут фотографироваться во время свадеб.

Парк «Дружба»

Крупнейшая зона отдыха (недалеко от Ленинской площади) была основана в 1937 году и сразу завоевала сердца горожан. На обширной территории можно увидеть множество уникальных видов растений, а стиль парка слегка напоминает восточные сады. На территории много памятников и скульптур: Аллея Героев, бронзовая фигура сказителя-джангарчи Овла, мраморный Цаган Аав и многие другие.

Золотой всадник

На небольшом кургане находится пятнадцатиметровая стела. Её венчает восьмиметровая фигура всадника, полностью покрытая сусальным золотом. В одной руке всадника – знамя, в другой – лук. Над плечом летит сокол. Скульптор взял образ всадника прямиком из национального эпоса. Это смелый и отважный батыр Джангар. Находится на улице Джангара, при въезде в город.

По корпусу нацарапана молитва к Авалокитешвару – богу сострадания. Так же в сам

Слайд 23 «Исход и возвращение»
На восточном высоком кургане

стоит любопытный мемориал в память о депортации. На вершине находится невысокий бронзовый памятник с памятными калмыкам символами. Рядом – мраморная табличка со стихотворением. А у подножия на рельсах стоит вагон, в котором калмыков депортировали в Сибирь. Рядом с ним вкопаны 14 столбиков – по количеству проведенных в ссылке лет.

        «Золотая обитель»

«Золотая обитель» находится в 5 км от города. По периметру расположен забор с белоснежными 108 ступами. Четыре входа, южный – самый главный. Вокруг хурула 17 пагод со статуями. Состоит храм из семи уровней. На первом расположен музей, на втором – молельный зал (с высокой золотой статуей Будды инкрустированной бриллиантами), на третьем – комнаты для индивидуального приема, на четвертом – резиденция буддийского главы. Пятый уровень отдан Делай-ламе. Над ним – хозяйственные помещения. А на самом высоком этаже молятся духовные лица.

Сити-Чесс

Всемирная шахматная Олимпиада 98 года запомнилась еще построенным городом Шахмат к югу от Элисты. Пропустить город невозможно: гостей на пути встречает сам каменный Остап Бендер, а въезд охраняет двурукий Махакал Бернагчен. Рядом с ним расположилась Ступа Просветления. У каждого домика в городке – особенное шахматное название. Главный объект – Дворец Шахмат, где каждый (а не только чемпионы) может сыграть партию-другую. Там же находится небольшой макет Сити-Чесса. Городок посетило множество знаменитостей.

«Исход и возвращение»  На восточном высоком кургане стоит любопытный мемориал в память о

Слайд 24Соленое озеро


В Калмыкии находится

уникальное Соленое озеро (несколько км от Лапты), расположенное, как и Мертвое море, ниже уровня Мирового океана. Озеро славится высококачественными лечебными грязями, не уступающими по качеству грязям знаменитых курортов "Джермук" в Туркмении и "Цхалтубо" в Грузии. Соленое озеро обладает уникальным воздушно-водно-солевым сочетанием. Вода и грязи озера снижают мышечное напряжение, воспаление, боли, успокаивают, усиливают кровообращение, обладают омолаживающим эффектом. Это идеальное место для экстремального туризма: аскетические условия, обилие солнца и свежего воздуха способствуют лечению полусотни заболеваний в минимальные сроки.

Большое Яшалтинское

Уникальность этого водоема в воде с ярко выраженным терапевтическим эффектом. Еще в середине девятнадцатого века солдаты-отставники смогли вылечить здешними водами ревматизм и иные болячки. Такой факт заставил властей основать лечебницу. Кстати, по недавним исследованиям выяснилось, что лечебные свойства воды лучше, чем на многих курортах Северного Кавказа.

Чабан с собакой

На границе Калмыкии и Ставрополья находится мраморная фигура чабана со спящей собакой.

Соленое озеро      В Калмыкии находится уникальное Соленое озеро (несколько км от Лапты),

Слайд 25Заповедник «Черные земли»


Эта пустыня – единственный в

Европе заповедник такого типа. Заповедник соединяет умеренную и степную зоны. Местный символ – сайгак. Калмыки очень любят этих животных, считая, что тем покровительствует сам Белый старец. Тем не менее, к концу прошлого столетия сайгака чуть было не истребили браконьеры. Каждый желающий увидеть это грандиозное животное должен идти в Яшкульский питомник. Также фауна заповедника включает лис, волков, степных грызунов. Флора представлена полевыми и степными травами, включая уникальный тюльпан Шренка.

Маныч-Гудило

Название озеро берет от постоянного гудения, которое местные жители считали за звуки шумных духов. На самом деле, это никакие не духи, а ветер, носясь над гладью озера, создает такие пугающие звуки. Вода солонее черноморской. Здесь уникальные виды птиц, а также особое животное – мустанг. Табуны лошадей находятся на Водном острове. А вот птицы найдутся на одноименном острове – Птичий. Именно тут можно встретить чайку-хохотунью кудрявого пеликана или лебедя-шипуна. Интересных птиц можно увидеть и в устье реки Маныч. Кстати, на озере находится остров Тюльпанов, которые цветут тут с марта по июнь. В это время организовываются экскурсии. Рвать цветы строго запрещается.

Заповедник «Черные земли»    Эта пустыня – единственный в Европе заповедник такого типа. Заповедник соединяет

Слайд 26Долина лотосов

В России есть только парочка мест, где

можно полюбоваться цветением лотоса. Так, рядом с городом Лагань расположена чудесная Долина лотосов. Буддисты обожествляют этот цветок, считая его священным символом вселенской гармонии. На местных землях высота лотосов около двух метров. Рекомендуемое время посещения – полдень. Именно тогда начинается красивый период цветения.

Памятник природы «Одинокий тополь» в Хар-Булуке



Среди степи около поселка Хар-Булук растет удивительный памятник природы республиканского значения – «Одинокий тополь». Высота этого величественного дерева составляет 37 метров, а обхват ствола на уровне пояса человека – 5 метров. Согласно легенде, дерево посадил буддийский монах Пурдаш-багши на самой высокой точке местной возвышенности в 1846 году. Тополь очень почитаем в Калмыкии, буддисты считают его священным деревом и проводят возле него молебны и обряды. Также сюда приезжают, чтобы помолиться, попросить защиты, привязать к его веткам цветные лоскутки и загадать желание. Недалеко от могущественного дерева находится множество родников с лечебной водой. Это вода уникальна, она обладает высокой вязкостью, губительно действует на любых наружных и внутренних паразитов, активна в отношении бродильных и гнилостных микробов, глистов, амеб, блох, клещей, вшей. Также минеральная вода способна растворять желчные и мочевые камни. Пить воду из источника рекомендуется в малых количествах и только в лечебных целях.

Долина лотосов   В России есть только парочка мест, где можно полюбоваться цветением лотоса. Так, рядом

Слайд 27ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
В КАЛМЫКИЮ
Калмыки – удивительный народ, который имеет богатейшее

культурное и духовное наследие. Его представители отличаются высокой нравственностью, мудростью и простотой. Этот доклад отражает лишь малую часть того, что можно узнать о Калмыкии. Туристический потенциал республики Калмыкия можно оценить как вполне высокий, но до настоящего времени пока ещё не полностью востребованный.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАЛМЫКИЮ Калмыки – удивительный народ, который имеет богатейшее культурное и духовное наследие. Его представители

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть