Слайд 1Ложкин Ю.В.
учитель истории и обществознания
МОУ Лужбелякская ООШ
Технология интерактивного обучения
Слайд 2Цель образования - действия
«Знать на зубок еще не значить знать» (М.
Монтень)
«Великая цель образования - это не знания а действия» - (Г.Спенсер)
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель – это указать дорожки» (Ричард Олдигтон)
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью, собственными силами, собственной напряжением» (А.Дистервег)
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». (А.Дистервег)
«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». (Т. Эдисон)
Слайд 3Новое отношение к учащимся
Высказывания известных людей убедительно показывают цель образования –
не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний но позаботиться во-первых – о том чтобы эти знания были актуальные, во – вторых сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.
Слайд 4Что это такое
Интерактивная технология – управляемая система взаимосвязанных целенаправленных действий, осуществляемых
всеми участниками образовательного процесса для достижения запланированных результатов обучения, воспитания и развития.
Слайд 5Что имеет эта технология
Четко определенные результаты (конкретные знания, умения, навыки,
качества и ценностные ориентиры личности).
Участники (элементы) технологической цепочки (педагог, учащиеся, источники и средства обучения и др.).
Закрепление функции каждого элемента.
Скоординированные действия каждого элемента
План - график «включения» элементов в технологический процесс (план – график образовательного мероприятия).
Управляющий процессом (учитель, классный руководитель, воспитатель).
Слайд 6В интерактивной технологии
Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в
образовательном процессе. Такой под ход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений за свои действия, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.
Учитель становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся из «контролирующего» органа учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.
Слайд 7Цель применения технологии
Эффективное управление классом в процессе урока максимально полное вовлечение
всех учащихся в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
Слайд 8Основные принципы преподавания:
Сотрудничество обучаемых и обучающих, эффективность стратегии преподавания, стратегия преподавания
должна быть целесообразной, вариативность, творческий подход, наличие алгоритма, демократичность.
Слайд 9Взаимодействие (интеракции) участников образовательного процесса
Коммуникация представляет
собой средство для обмена
информацией, знаниями. Сегодня требуется переход от информированияк взаимодействию, нужна обратная связь получателя. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз, чаще передают больше информации чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой информации.
Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.
Слайд 10Взаимодействие (интеракции) участников образовательного процесса
Мотивация поддерживает тонус, развивает уверенность в своих
силах и позитивное настроение всех участников образовательного процесса, стимулирует познавательную активность и творческий процесс, раскрывает и развивает способности обучающихся, содействует их эффективному сотрудничеству.
Перед каждой командой поставлена конкретная цель от каждого, без исключения члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели ощущение твоей нужности команде.
Слайд 11Мониторинг образовательного процесса
Увлеченность педагога и обучающихся процессом урока несомненно хороша, но
при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика с тем чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.
Слайд 12Работа
Учитель:
Готовит заранее необходимые задания
Формулирует вопросы и темы для обсуждения
Контролирует время и
порядок выполнения намеченного плана
Дает консультации
Разъясняет сложные термины
Помогает в случае тяжелых затруднений
Слайд 13Работа
Ученику необходимо:
Вступать в коммуникацию друг с другом
Совместно решать поставленные задачи
Преодолевать конфликты
Находить
общие точки соприкосновения
Идти на компромиссы
Слайд 14Принципы эффективного взаимодействия при интерактивном обучении
1.На протяжении всего учебного процесса учитель
должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним.
2.Он должен помогать обучающимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучающимся в отдельности.
3.Он должен всегда исходить из того, что у каждого ребенка есть своя внутренняя мотивация к учению.
4.Он должен выступать перед обучающимися как источник разнообразного опыта к которому всегда можно обратиться за помощью.
5.Важно чтобы в такой роли он выступал для каждого обучающегося
6.Он должен развивать в способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его, уметь открыто выражать свои чувства группе принимать чувства и переживания каждого.
7.Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
Слайд 15Условия эффективного и результативного сотрудничества
1.Осознанная творческая взаимозависимость членов группы;
2.Интенсивное творческое общение
между участниками;
3.Осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы;
4.Регулярное обсуждение всей группой хода работы в целях повышения ее эффективности;
5.Важно чтобы в работе группы были задействованы все ее члены. Для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимосвязь, а результаты их работы дополняли друг друга.
Слайд 16Возможные формы воплощения
1.Творческие задания
2.Работа в малых группах
3.Обучающие игры: ролевые, деловые, образовательные
4.Исползование
общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии
5.Социальные проекты: соревнования, выставки, спектакли, представления и т.д.
6.Разминки (различного рода)
7. Изучение и закрепление нового информационного материала: интерактивная лекция, ученик в роли учителя, работа с наглядным пособием, каждый учит каждого.
8.Работаа с документами: составление документов, письменная работа по обоснованию своей позиции.
9.Обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный метод, шкала мнений, дискуссия, дебаты, симпозиум.
10.Разрешение проблем: мозговой штурм, дерево решений, переговоры и медиация.
Слайд 17Методики формы интерактивного обучения:
Ситуативные – рассмотрение реальной или вымышленной ситуации
Дискуссионные –
обсуждение той или иной проблемы, обиен идеями, мнениями
Рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий, или действий группы
Поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования
Ассоциативные – опора на ассоциативное мышление
Аналитическое - критическое мышление дедукция от частного к общему, индукция – от общего к частному
Репродуктивное – воспроизводство готовых сведений
Игровые – моделирование реальных или вымышленных ситуаций
Проектные – не накопление знаний, а овладение способами деятельности.
Слайд 18Отрицательные стороны интерактивной стратегии:
Сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном
уровне подготовленности обучающихся, трудности установления дисциплины и ее поддержания, строгий лимит обучающихся, объем изучаемого материала небольшой, требуется большое количество времени, сложность индивидуально оценивания.
Слайд 19Положительные стороны интерактивной стратегии:
Расширение ресурсной базы, высокая степень мотивации, максимальная индивидуализация
обучения, акцент на деятельность, практику, широкие возможности для творчества, прочность усвоения материала.