Презентация, доклад на тему Нетрадиционные технологии в работе учителя - логопеда.

Содержание

Элементы сенсорной комнаты – дополнительный прием в работе учителя-логопеда. Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие у

Слайд 1Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
учитель - логопед Ловцова

М.Ю.

Нетрадиционные технологии
в работе учителя - логопеда

ЭЛЕМЕНТЫ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ В РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

Министерство образования и науки Республики Бурятия ГБОУ «Закаменская СКОШИ»учитель - логопед Ловцова М.Ю.Нетрадиционные технологии в работе учителя

Слайд 2 Элементы сенсорной комнаты – дополнительный прием в работе учителя-логопеда.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие у них речи. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Причем, речевые расстройства у таких детей, характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать, корригировать имеющиеся нарушения процессов познавательной сферы, несформированность эмоционально-волевой сферы, низкую школьную мотивацию, личностные особенности обучающихся. Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность.
Элементы сенсорной комнаты – дополнительный прием в работе учителя-логопеда.  Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость

Слайд 4 Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительный, слуховой, тактильный

анализаторы. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которой характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Оборудование сенсорной комнаты может быть достаточно разнообразным. Можно выделить несколько возможных функциональных блоков, присутствие которых гарантирует наиболее быстрое достижение положительного результата.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительный, слуховой, тактильный анализаторы. В отличие от традиционных методов

Слайд 5
1.Блок для активизации органов чувств

1.Блок для активизации органов чувств

Слайд 6Блок для активизации органов чувств
Это оборудование, которое активизирует все процессы, происходящие

в организме, обостряет чувствительность органов: мячики для массажа, подвижные мобили, оснащенные звуковыми и световыми эффектами, подвижные конструкции и игрушки, сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн, наполненный мячиками или чем-то другим. Свет должен быть ярким, но не напрягающим, звуки могут быть громкими, но не резкими и раздражающими. Все это стимулирует и поддерживает процессы внимания и восприятия, улучшает настроение и создает ощущение радости и праздника. Ребенок под влиянием всех этих факторов начинает более активно познавать окружающий мир, проявляет двигательную активность, инициирует новые игры и охотно идет на контакт с педагогом.

Блок для активизации органов чувств Это оборудование, которое активизирует все процессы, происходящие в организме, обостряет чувствительность органов:

Слайд 7Волшебное зеркало

Волшебное зеркало

Слайд 8«Волшебное» зеркало
В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в

работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед «Волшебным» зеркалом. Дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения перед «волшебным» зеркалом, учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчение, удивление), а затем передаем настроение с помощью гласных звуков ( «У-у-у»- удивленно, «О-о-о»- испуганно, «А-а-а»-вопросительно и т. д). Они с удовольствием “превращаются” в различных животных, изображают их повадки, дети надевают ободки с изображениями разных животных и перед зеркалом выполняют движения имитирующие жевание, двигают нижней челюстью вправо-влево, имитируют голоса животных. Активная работа мышц тела и лица, мимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься.

«Волшебное» зеркало В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции

Слайд 9Сухой дождь

Сухой дождь

Слайд 10Сухой дождь
Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная

воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей «Сухой дождь» и «Светящиеся нити».
Сухой дождь Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в

Слайд 11Шипастые мячики

Шипастые мячики

Слайд 12«Шипастые» мячики
Большая часть детей имеет явные недостатки в

развитии мелкой моторики. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью «шипастых» мячиков Дети произносят слова, одновременно вращают мяч в ладонях, то, усиливая, то, уменьшая нажим, или катят мяч ладошкой по полу соседу, сидящему справа.

Ты катись веселый мячик, Р-р-р, р-р-р,
Быстро, быстро по рукам, Ж-ж-ж, ж-ж-ж,
У кого веселый мячик, С-с-с, с-с-с,
Пошипи-ка нам! Ш-ш-ш, ш-ш-ш.

«Шипастые» мячики   Большая часть детей имеет явные недостатки в развитии мелкой моторики. Одним из эффективных

Слайд 13Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов

Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов

Слайд 14Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов
Для формирования лексического

строя речи, пополнения и развития словаря антонимов (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.). Игры с тактильными шариками способствуют развитию умения подбирать прилагательные к существительному, учат образовывать относительные прилагательные от существительных, отвечать целым предложением, расширяют представления о свойствах различных материалов, расширяют сенсорный опыт, обогащают представления об окружающем мире.
а) Логопед бросает шарик ребенку и называет материал, из которого он сделан, а ребята по очереди добавляют к этому слову прилагательное, характеризующее этот шар:
Логопед: «Это пушистый шарик».
1 ребенок: «Этот шарик пушистый и мягкий». 2 ребенок: « Это шарик пушистый, мягкий, желтый».
б) Логопед называет материал, из которого изготовлен шарик, а ребенок называет предметы обихода, выполненные из этого же материала.
Логопед: « Этот шарик стеклянный». Ребенок: «Из стекла делают посуду, зеркала».
Логопед: «Этот шарик деревянный». Ребенок: «Из дерева делают столы».
в) Логопед называет сочетание существительного и материал, из которого сделан шарик, а ребенок согласовывает эти два слова в словосочетании.
Логопед: «Ваза из стекла». Ребенок: «Стеклянная ваза».

Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов Для формирования лексического строя речи, пополнения и развития словаря

Слайд 15Сухой бассейн

Сухой бассейн

Слайд 16Сухой бассейн
Используется для работы с детьми с фонетико – фонематическим

недоразвитием, индивидуально или на подгрупповых занятиях, при автоматизации и дифференциации звуков. Игра «Кто назовет больше слов». Целью данного упражнения является автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, развитие математических представлений, так как на каждое правильно названное слово ребенок выбирает себе шарик определенного цвета, а по окончанию упражнения можно пересчитать имеющиеся шары.
Сухой бассейн, как и Сухой душ, при формировании навыка звукового анализа слогов и слов (красный цвет – гласные, синий – твердые согласные, зеленый – мягкие согласные).

Сухой бассейн Используется для работы с детьми с фонетико – фонематическим недоразвитием, индивидуально или на подгрупповых занятиях,

Слайд 17Сенсорная дорожка

Сенсорная дорожка

Слайд 18Сенсорная дорожка
Используется как для индивидуальных, так и для подгрупповых упражнений для

детей с ФФНР, ОНР. Эти упражнения направлены на совершенствование фонематических процессов, активизации словаря, повторение чистоговорок (на каждый шаг произносится слог:
– са, - са, - са, затем слова: - укусила, - в, - нос, - оса и т.д.).

Двигательные упражнения на Сенсорной дорожке с одновременным произнесением текста с различной высотой, силой голоса:
- У медведя во бору грибы ягоды беру (идут на носочках, говорят тихо).
- А медведь не спит, на меня кричит (изображают бег, громко говорят).

Разноцветные секторы Сенсорной дорожки, позволяют закрепить у детей представления об основных цветах, развивают пространственные ориентировки. Наличие разноцветных секторов – это счётная линейка для тренировки прямого, обратного счёта. Поэтому, это оборудование ещё и дидактический материал для закрепления математических представлений у детей с речевыми нарушениями на наглядном материале.

Сенсорная дорожкаИспользуется как для индивидуальных, так и для подгрупповых упражнений для детей с ФФНР, ОНР. Эти упражнения

Слайд 19Игры с аудиальными ёмкостями

Игры  с аудиальными ёмкостями

Слайд 20Игры с аудиальными ёмкостями
Аудиальные ёмкости это - коробочки, имеющие разные наполнители:

пуговицы, песок, бисер, болты, крупа.
Такие игры способствуют развитию творческого воображения, совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, развивают слуховые анализаторы, развивают произвольное внимание, память, помогают в автоматизации поставленного звука.

а) Логопед шумит коробочками, с различными наполнителями.
- Запомни и по звуку найди коробочку с бисером (или с песком).
- найди коробочки звучащие тихо (громко).

б) Отгадай, чья это песенка и повтори ее:
З-з-з-з- песенка комара (коробочка наполнена мелким бисером)
Ж-ж-ж- жук жужжит (коробочка наполнена гречневой крупой)
Ш – ш – ш - ветерок шумит (корочки наполнены сломанными пополам спичками).

Игры с аудиальными ёмкостямиАудиальные ёмкости это - коробочки, имеющие разные наполнители: пуговицы, песок, бисер, болты, крупа. Такие

Слайд 21Игры с шершавыми дощечками

Игры  с шершавыми дощечками

Слайд 22Игры с шершавыми дощечками
Шершавые дощечки - небольшие картонные прямоугольники, на которые

наклеены разные по текстуре материалы: спички, бархат, фольга, крупа и др.
Игры с шершавыми дощечками помогают в уточнении и расширении словаря антонимов, синонимов, развивают тактильные анализаторы, расширяют словарный запас.

Логопед: «Найдите дощечку, обклеенную бархатом. Какая она на ощупь?»
Ребята: «Шершавая, теплая»
Логопед: «Подберите дощечку, обклеенную фольгой. Какая она?».
Ребенок: «Холодная и гладкая»
Игры с шершавыми дощечкамиШершавые дощечки - небольшие картонные прямоугольники, на которые наклеены разные по текстуре материалы: спички,

Слайд 232.Блок расслабления и релаксации
1. Ароматерапия - наука и искусство лечения

с помощью запахов. Эфирные масла, использующиеся в ароматерапии, давно известны лечебной силой, благодаря воздействию ароматических веществ на организм человека.
2.Блок расслабления и релаксации 1. Ароматерапия - наука и искусство лечения с помощью запахов.  Эфирные масла,

Слайд 242. Музыкотерапия – это лечение посредством музыки, творческого самовыражения.
Успокаивающее, уравновешивающее

действие на нервную систему

Возбуждающее воздействие

2. Музыкотерапия – это лечение посредством музыки, творческого самовыражения.  Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему Возбуждающее

Слайд 25Блок расслабления и релаксации
В релаксационный блок входит работа с ароманабором (ароматические

масла и аромалампа), релаксационная музыкальное сопровождение, мягкие подушки, мягкое напольное покрытие.
В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.
В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

Блок расслабления и релаксации В релаксационный блок входит работа с ароманабором (ароматические масла и аромалампа), релаксационная музыкальное

Слайд 26Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения. Гимнастика активизирует работу

обоих полушарий головного мозга, подготавливает к усвоению знаний.
Стимулирующее воздействие этих упражнений известно давно: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач.

«Наклоны головы»

«Скрещивание рук и ног»

«Ленивая восьмёрка»

«Рисование носом»

«Путаница»

«Перекрёстные
шаги»

Гимнастика для мозга

Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения. Гимнастика активизирует работу обоих полушарий головного мозга, подготавливает

Слайд 27Литература
1. Дьяченко Л. П. Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста/

http://festival.1september.ru/primary-school

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности/ под редакцией Волковой Л.С.// Логопедия. - М., ВЛАДОС, 2009. – с. 572.

3. Романова Н.Н. Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю – логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ/ LogoPortal.ru4. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате./ Практическое пособие. – 2008, - С. 3.

Литература 1. Дьяченко Л. П. Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста/ http://festival.1september.ru/primary-school2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо  за  внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть