Слайд 1Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Закаменская СКОШИ»
учитель - логопед Ловцова
М.Ю.
Нетрадиционные технологии
в работе учителя - логопеда
ЭЛЕМЕНТЫ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ –
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ В РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
Слайд 2 Элементы сенсорной комнаты – дополнительный прием в работе учителя-логопеда.
Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие у них речи. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Причем, речевые расстройства у таких детей, характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать, корригировать имеющиеся нарушения процессов познавательной сферы, несформированность эмоционально-волевой сферы, низкую школьную мотивацию, личностные особенности обучающихся. Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность.
Слайд 4 Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительный, слуховой, тактильный
анализаторы. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которой характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Оборудование сенсорной комнаты может быть достаточно разнообразным. Можно выделить несколько возможных функциональных блоков, присутствие которых гарантирует наиболее быстрое достижение положительного результата.
Слайд 5
1.Блок для активизации органов чувств
Слайд 6Блок для активизации органов чувств
Это оборудование, которое активизирует все процессы, происходящие
в организме, обостряет чувствительность органов: мячики для массажа, подвижные мобили, оснащенные звуковыми и световыми эффектами, подвижные конструкции и игрушки, сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн, наполненный мячиками или чем-то другим. Свет должен быть ярким, но не напрягающим, звуки могут быть громкими, но не резкими и раздражающими. Все это стимулирует и поддерживает процессы внимания и восприятия, улучшает настроение и создает ощущение радости и праздника. Ребенок под влиянием всех этих факторов начинает более активно познавать окружающий мир, проявляет двигательную активность, инициирует новые игры и охотно идет на контакт с педагогом.
Слайд 8«Волшебное» зеркало
В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в
работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед «Волшебным» зеркалом. Дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения перед «волшебным» зеркалом, учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчение, удивление), а затем передаем настроение с помощью гласных звуков ( «У-у-у»- удивленно, «О-о-о»- испуганно, «А-а-а»-вопросительно и т. д). Они с удовольствием “превращаются” в различных животных, изображают их повадки, дети надевают ободки с изображениями разных животных и перед зеркалом выполняют движения имитирующие жевание, двигают нижней челюстью вправо-влево, имитируют голоса животных. Активная работа мышц тела и лица, мимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься.
Слайд 10Сухой дождь
Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная
воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей «Сухой дождь» и «Светящиеся нити».
Слайд 12«Шипастые» мячики
Большая часть детей имеет явные недостатки в
развитии мелкой моторики. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью «шипастых» мячиков Дети произносят слова, одновременно вращают мяч в ладонях, то, усиливая, то, уменьшая нажим, или катят мяч ладошкой по полу соседу, сидящему справа.
Ты катись веселый мячик, Р-р-р, р-р-р,
Быстро, быстро по рукам, Ж-ж-ж, ж-ж-ж,
У кого веселый мячик, С-с-с, с-с-с,
Пошипи-ка нам! Ш-ш-ш, ш-ш-ш.
Слайд 13Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов
Слайд 14Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов
Для формирования лексического
строя речи, пополнения и развития словаря антонимов (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.). Игры с тактильными шариками способствуют развитию умения подбирать прилагательные к существительному, учат образовывать относительные прилагательные от существительных, отвечать целым предложением, расширяют представления о свойствах различных материалов, расширяют сенсорный опыт, обогащают представления об окружающем мире.
а) Логопед бросает шарик ребенку и называет материал, из которого он сделан, а ребята по очереди добавляют к этому слову прилагательное, характеризующее этот шар:
Логопед: «Это пушистый шарик».
1 ребенок: «Этот шарик пушистый и мягкий». 2 ребенок: « Это шарик пушистый, мягкий, желтый».
б) Логопед называет материал, из которого изготовлен шарик, а ребенок называет предметы обихода, выполненные из этого же материала.
Логопед: « Этот шарик стеклянный». Ребенок: «Из стекла делают посуду, зеркала».
Логопед: «Этот шарик деревянный». Ребенок: «Из дерева делают столы».
в) Логопед называет сочетание существительного и материал, из которого сделан шарик, а ребенок согласовывает эти два слова в словосочетании.
Логопед: «Ваза из стекла». Ребенок: «Стеклянная ваза».
Слайд 16Сухой бассейн
Используется для работы с детьми с фонетико – фонематическим
недоразвитием, индивидуально или на подгрупповых занятиях, при автоматизации и дифференциации звуков. Игра «Кто назовет больше слов». Целью данного упражнения является автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, развитие математических представлений, так как на каждое правильно названное слово ребенок выбирает себе шарик определенного цвета, а по окончанию упражнения можно пересчитать имеющиеся шары.
Сухой бассейн, как и Сухой душ, при формировании навыка звукового анализа слогов и слов (красный цвет – гласные, синий – твердые согласные, зеленый – мягкие согласные).
Слайд 18Сенсорная дорожка
Используется как для индивидуальных, так и для подгрупповых упражнений для
детей с ФФНР, ОНР. Эти упражнения направлены на совершенствование фонематических процессов, активизации словаря, повторение чистоговорок (на каждый шаг произносится слог:
– са, - са, - са, затем слова: - укусила, - в, - нос, - оса и т.д.).
Двигательные упражнения на Сенсорной дорожке с одновременным произнесением текста с различной высотой, силой голоса:
- У медведя во бору грибы ягоды беру (идут на носочках, говорят тихо).
- А медведь не спит, на меня кричит (изображают бег, громко говорят).
Разноцветные секторы Сенсорной дорожки, позволяют закрепить у детей представления об основных цветах, развивают пространственные ориентировки. Наличие разноцветных секторов – это счётная линейка для тренировки прямого, обратного счёта. Поэтому, это оборудование ещё и дидактический материал для закрепления математических представлений у детей с речевыми нарушениями на наглядном материале.
Слайд 20Игры с аудиальными ёмкостями
Аудиальные ёмкости это - коробочки, имеющие разные наполнители:
пуговицы, песок, бисер, болты, крупа.
Такие игры способствуют развитию творческого воображения, совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, развивают слуховые анализаторы, развивают произвольное внимание, память, помогают в автоматизации поставленного звука.
а) Логопед шумит коробочками, с различными наполнителями.
- Запомни и по звуку найди коробочку с бисером (или с песком).
- найди коробочки звучащие тихо (громко).
б) Отгадай, чья это песенка и повтори ее:
З-з-з-з- песенка комара (коробочка наполнена мелким бисером)
Ж-ж-ж- жук жужжит (коробочка наполнена гречневой крупой)
Ш – ш – ш - ветерок шумит (корочки наполнены сломанными пополам спичками).
Слайд 22Игры с шершавыми дощечками
Шершавые дощечки - небольшие картонные прямоугольники, на которые
наклеены разные по текстуре материалы: спички, бархат, фольга, крупа и др.
Игры с шершавыми дощечками помогают в уточнении и расширении словаря антонимов, синонимов, развивают тактильные анализаторы, расширяют словарный запас.
Логопед: «Найдите дощечку, обклеенную бархатом. Какая она на ощупь?»
Ребята: «Шершавая, теплая»
Логопед: «Подберите дощечку, обклеенную фольгой. Какая она?».
Ребенок: «Холодная и гладкая»
Слайд 232.Блок расслабления и релаксации
1. Ароматерапия - наука и искусство лечения
с помощью запахов.
Эфирные масла, использующиеся в ароматерапии, давно известны лечебной силой, благодаря воздействию ароматических веществ на организм человека.
Слайд 242. Музыкотерапия – это лечение посредством музыки, творческого самовыражения.
Успокаивающее, уравновешивающее
действие на нервную систему
Возбуждающее воздействие
Слайд 25Блок расслабления и релаксации
В релаксационный блок входит работа с ароманабором (ароматические
масла и аромалампа), релаксационная музыкальное сопровождение, мягкие подушки, мягкое напольное покрытие.
В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, умение ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.
В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
Слайд 26Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения.
Гимнастика активизирует работу
обоих полушарий головного мозга, подготавливает к усвоению знаний.
Стимулирующее воздействие этих упражнений известно давно: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач.
«Наклоны головы»
«Скрещивание рук и ног»
«Ленивая восьмёрка»
«Рисование носом»
«Путаница»
«Перекрёстные
шаги»
Гимнастика для мозга
Слайд 27Литература
1. Дьяченко Л. П. Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста/
http://festival.1september.ru/primary-school
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности/ под редакцией Волковой Л.С.// Логопедия. - М., ВЛАДОС, 2009. – с. 572.
3. Романова Н.Н. Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю – логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ/ LogoPortal.ru4. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате./ Практическое пособие. – 2008, - С. 3.