Слайд 1Подготовила :
педагог-психолог
МОУ «Школа №48»
Понасенкова Евгения Анатольевна
Музыкальный интеллект
Слайд 2Понятие «музыкальный интеллект»
Музыкальный или музыкально-ритмический интеллект предполагает умение анализировать не только
звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.
Слайд 4Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид
интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.
Слайд 5Качества музыкального интеллекта
Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:
- способность
к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
- умение воспроизводить мелодию на слух;
- оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
- различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
- умение придавать речи яркую интонационную окраской.
Слайд 7Диагностика
Диагностика музыкального интеллекта проводиться ,как правило, при поступлении в музыкальную школу
и тому подобные учебные заведения .
Диагностику музыкальных способностей проводим по нескольким параметрам:
— Звуковысотные и ладово-регистровые ощущения ;
— Мелодический и гармонический слух ;
— Чувство ритма ;
— Чувство динамики ;
— Эмоциональный отзыв на музыку ;
Слайд 8ПРИЗНАКИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
1.Первый признак – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать
услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
2. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
Слайд 93.Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке.
В современной педагогике существует несколько подходов для развития музыкальности детей различного возраста. Перечисленные ниже упражнения просты и не требуют специальной музыкальной подготовки, они направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, ассоциативного мышления.
Слайд 10Рекомендации по развитию ми
Упражнение №1 – ЧИТАЕМ СКАЗКИ: читайте очень выразительно,
подражая голосом сказочным персонажам, позволяйте ребенку повторять за взрослыми какие-то звуки или слова или интонацию.
Упражнение №2– ЧИТАЕМ СТИХИ: опять же читайте очень выразительно коротенькие стихи в 2 - 4 – 8 строчек, чтобы ребенок смог без труда повторить их; когда ребенок хорошо знает это стихотворение, попробуйте рассказать его, отстукивая ритм ладошками, кулачками, ногами равномерно распределенными по стихотворной строчке ударами; знакомое стихотворение расскажите с совершенно разной интонацией, как бы от имени разных чтецов или разных действующих лиц. Важно, чтобы при этом главный смысл предложения менялся на противоположный.
Слайд 12Упражнение №3 – ИГРА ИНТОНАЦИИ: выберете слово или звук (междометие), на
котором можно угадать интонацию. Тему игры можно часто менять, возгласы заменять словом, но, опять же, с различной интонацией, чтобы был очевиден совершенно различный смысл, который приобретает одно и то же слово. Эти упражнения как следует подготавливают слух ребенка, развивают его голосовые возможности.
Упражнение №4 – ПОЕМ: выберете песни с несложной мелодической линией и понятным для ребенка текстом. Можно включить запись песни и петь вместе с ребенком или по очереди, стараясь, чтобы ваш голос сливался с голосом певца.
Слайд 14Упражнение №5 – РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА: прохлопайте любую ритмическую формулу, чтобы
ребенок повторил ее, начните с простых форм, постепенно усложняя их. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по столу.
Упражнение №6 – РАЗВИВАЕМ КООРДИНАЦИЮ: координация обоих полушарий головного мозга и общая двигательная активность ребенка – взаимосвязанные процессы: развивая одно – мы помогаем другому. Общая координация: круговые одновременные вращения руками в разные стороны: правая рука – вперед, левая рука – назад; затем поменять направления. Отстукиваем каждой рукой свою ритмическую формулу одновременно (сначала запомнить каждой рукой свою, а затем наложить одну на другую; потом обязательно поменять). Петь и одновременно отстукивать ритм песни разными руками, возможно ногами. Петь мотив одной песни на слова другой.