Слайд 2Историческая справка
Местное население
Быт, религия и традиции
Растительный и животный мир
Города и
поселки
Достояние ХМАО
Слайд 3
ХМАО образован 10 декабря 1930 году. В округе проживает
28 тысяч коренных её жителей - ханты, манси и ненцев, чей образ жизни и самобытные традиции до сих пор живы на дальних родовых угодьях, в таёжных посёлках и стойбищах. А также русские, украинцы, татары, башкиры, азербайджанцы, белорусы, чуваши и другие люди разных национальностей, но коренные жители – это народы ханты и манси.
Слайд 4Историческое название края - Югра. Первое письменное сообщение было записано в
"Повести временных лет" в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе югра – это ханты и манси, с которым столкнулись русские первопроходцы. Живут по берегам реки Оби в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах .
Слайд 5Жилище хантов и манси – чум.
Народ ханты и манси кочевой,
они часто переезжают с места на место, так как пасут большие стада северных оленей. Олени дают ханты и манси мясо, шкуры для одежды и обуви, жилы для ниток и удочек. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище — чум. В центре чума раньше разжигали костер. По обе стороны от него — спальные места, а против входа — предметы языческого культа.
Слайд 6Религиозные представления
В XVII-XVIII веках ханты были обращены в православие. Несмотря на
это, народ сохранил традиционные верования. Так, например, ханты верили в духов. Искали поддержку у деревьев.
У коренных жителей был развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. А вот волк считался созданием злого духа Куля.
Слайд 7Брак и семья
Главой считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему.
Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищу и среди женщин есть замечательные охотницы. Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная со спинкою.
Слайд 8ОДЕЖДА
Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего
меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, крапивного и льняного холста, ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обувивязали носки. При изготовлении одежды,
кроме меха зверей, используются шкурки зверей и птиц, кожа рыб, и другие необычные материалы.
В рисунках хантов и манси много общего. Наибольшее развитие получил орнамент в котором частично сохранились изображения животных.
Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов, по которым определяли, к какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель
Слайд 9Труд хантов и манси
оленеводство
рыболовство
охота
Слайд 10Средства
передвижения
Нарты
Лыжи
лодка
Слайд 11Легенда о нартах
Два Ханта решили построить нарты...
Пошли в лес, два
хвойных дерева срубили.
Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил.
Первый поехал — только пыль столбом.
У другого олени тянут-тянут — и никак: только обратно
тянут.
Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим
голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко
сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет».
С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.
Слайд 15ПРАЗДНИКИ ХАНТОВ И МАНСИ
вороний день
медвежьи игрища
Слайд 16В нашей Югре много городов: это Сургут, Нижневартовск, Мегион, Пыть –
Ях и другие.