Слайд 1
«Мотивации как метод повышения качества современного урока»
Слайд 2«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,
если
у ученика нет желания учиться.»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3 Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему
новому?
Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!.....Не буду!»
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины давайте разберемся вместе.
Основной фундамент мотивации к учебной деятельности закладывается еще в дошкольному возрасте самими родителями. Немаловажное значение так же имеет и начальные классы школы, где формируются мотивы, интерес к учебной-деятельности, влияние социально-психологических факторов.
Мотивация учебной деятельности и поведения школьников при переходе из начального в среднее, а затем в старшее звено существенно меняется.
Слайд 4Определение мотивации.
Мотив – от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация
– это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Слайд 5Виды мотивации
Внешняя мотивация
Внутренняя мотивация
Нравственно – волевая мотивация
( Ориентация на знания
и способы их добывания; самосовершенствование)
Внешне положительные.
Внешне отрицательные.
(Желание хорошо учиться; чувство долга; получать высокие оценки, престижная мотивация; стремление к взрослости)
(Чтобы не ругали; отстали с просьбами; мотив избегания санкций.)
Слайд 6С чего всё начинается?!
Отсутствие мотивации.
СЕМЬЯ
Рано отдают в школу.
Отсутствие режима дня, безнадзорность
в быту.
Отсутствие единых требований в семье.
Неправильные методы воспитания(лесть, угрозы, заласкивание, сравнение с другими)
Завышенные требования без учёта объективных возможностей ребёнка.
Проецирование нереализованных собственных желаний и давление на ребёнка.
Негативное отношение из семьи к школе, к педагогу непосредственно.
ШКОЛА
Завышенные требования учителя без учёта объективных возможностей детей.
Не интересные (традиционные уроки). Скучная, шаблонная подача учебного материала.
Отношение учителя к ученику. (Стиль общения.)
Отсутствие индивидуального, дифференцированного подхода. Порой жёсткие и единые требования ко всем.
Неправильные методы и приёмы воспитания (высмеивание, сравнение с другими, тоталитарные методы)
Перегрузка информацией извне.
Сложности в применении теоретических знаний на практике.
Слайд 7В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний
учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.
А.К. Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами ,влияющими на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
Содержание учебного материала
Организация учебной деятельности
Коллективные формы учебной деятельности
Оценка учебной деятельности
Стиль педагогической деятельности учителя
Различные стили педагогической деятельности учителя формируют различные мотивы.
Авторитарный стиль формирует мотивацию учения, мотивацию «избегания неудачи», но задреживает формирование внутренней мотивации.
Слайд 8Демократический стиль педагога способствует формированию внутренней мотивации.
Либеральный(попустительский) стиль снижает мотивацию учения
в целом и формирует мотив «надежды на успех».
Так же отмечается (Н.А.Березовин, Я.Л. Коломинский), что закрепление мотива посещения школы во многом зависит как учитель относится к учащимся. Выделяют пять стилей отношения учителя к школьнику:
-активно-положительный
-активно-отрицательный
-пассивно-положительный
-пассивно-отрицательный
-ситуативный
Доброжелательный настрой учителя –это ещё один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.
Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.
Слайд 9Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
Создание проблемной ситуации;
Привлечение учащихся к
оценочной деятельности;
Урок-путешествие, ролевая игра, защита проектов;
Разнообразные коллективные способы обучения;
Привлекательная цель;
Межпредметные связи уроков;
Перенос знаний умений и навыков в жизненную, бытовую ситуацию;
Нестандартное начало урока;
Смена деятельности в течении урока;
Использование ИКТ;
Нестандартные уроки:
Уроки- деловые игры;
Уроки- соревнования;
Уроки типа КВН;
Уроки взаимообучения учащихся;
Уроки- аукционы;
Уроки- зачёты;
Уроки- игры;
Уроки- конкурсы.
Слайд 10Условия хорошей мотивации
Учебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими, так
и чрезмерно трудными.
У ребенка должен быть положительный настрой по отношению к школе.
Важно определить достаточно времени на работу. Родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Научить школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это ему поможет и в дальнейшей жизни.
Деятельность детей должна носить преимущественно самостоятельный характер. Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Необходимо чтобы ребёнок выполнял работу сам, пусть даже длительное время, нежели быстро-и выполнил сам родитель.
Оценку деятельности школьников следует осуществлять на основании объективных и известных критериев.
Слайд 11Стимулировать состязательность среди учащихся с равными возможностями.(Дифференцированный подход)
Положительная мотивация должна преобладать
над отрицательным стимулированием. Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.
Формировать навык самоконтроля у школьника. Если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше.
Верить в свой успех. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.
Слайд 12Потребности
Усилия
Действие
Вознаграждение
Удовлетворение
Цикл мотивации в учебной деятельности
Слайд 13
Общая структура мотивации к учению:
а) Познавательная мотивация
Если ребенок в
процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация.
Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.
Слайд 14Общая структура мотивации к учению:
б) Мотивация достижения успеха
У
детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
Слайд 15Общая структура мотивации к учению:
в) Престижная мотивация
Характерна для
детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
Она становится мощным двигателем развития отличника.
Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
Слайд 16Общая структура мотивации к учению:
г) Мотивация избегания неудачи
У неуспевающих учеников
престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начального обучения в школе.
Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Боязнь и страх быть наказанным.
Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.
Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.
Слайд 17Общая структура мотивации к учению:
д) Компенсаторная мотивация
У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием …
Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.
Слайд 18ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ
Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради
неё самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности, в самих знаниях. Это наивысшая степень мотивации.
Главные мотиваторы — в душе человека, а не вне её, необходимо использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги .
«Лучшая мотивация всегда приходит изнутри.»
Майкл Джонсон