Слайд 1Монологическая речь дошкольника. Усвоение техники построения монолога. Показатели целостности и связности
как основные параметры оценки монолога.
Слайд 2 Монологическая речь - это, как известно, речь одного
лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.
Слайд 3 Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один
человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед дошкольниками ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативной обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим.
Слайд 4
Целью обучения монологической речи является формирование
речевых монологических умений:
Умения пересказывать различные тексты, создавать доклады и сообщения на любую тему, составлять рассказ или описание
Умение раскрыть заданную тему логически и последовательно;
Умение убедить в правильности собственных суждений, включив в свою речь необходимые аргументы.
Все названные выше умения можно выработать, выполняя специальные речевые и иные упражнения.
Слайд 5 Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
информативная (сообщение
новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
эмоционально-оценочная.
Слайд 6 Для дошкольников наиболее актуальной является информативная функция монологической
речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.
У многих детей дошкольного возраста нарушено эмоционально-чувственное постижение мира. Чем больше красоты и добра взрослые привнесут в жизнь детей, тем активнее они будут в своих творческих и познавательных порывах. Нам, педагогам, необходимо вызвать у детей потребность в высказывании, поддержать идею высказывания ребенка, обогатить внутреннюю речь, помочь грамматически правильно оформить значение слов и преподнести внешнюю речь в более выгодном свете.
Слайд 7 Монологическая речь требует обдумывания, сбора материала. Для обучения
детей практическому усвоению различных способов словообразования мы применяем мнемодорожки. Дети составляют загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте других. Ребенок самостоятельно рассказывает, например, какой игрушкой или частью ему бы хотелось быть.
Слайд 8 Говоря о коммуникативном развитии учащихся младших классов, следует
отметить, что младшие школьники недостаточно полно раскрывают связи между явлениями. Хотя младшие школьники практически владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям (это является важнейшим психологическим новообразованием этого возраста), в высказывании все-таки предпочитают конкретные суждения теоретическим, абстрактным рассуждениям, описание конкретных фактов установлению причинно-следственных связей между ними.
Слайд 9 Характеризуя в целом уровень развития монологической речевой деятельности
младших школьников, можно сказать, что в процессе обучения у них происходит усложнение, комплексирование и устного, и письменного высказывания за счет увеличения количества второстепенных членов предложения, появления составного сказуемого и т.д. Одновременно, в связи с расширением словаря школьника увеличивается количество предложений в порождаемом тексте, общий объем высказывания. Речевые действия приобретают рефлексивный характер. Учащийся начинает самостоятельно рассуждать и управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании.
Слайд 10 Названные выше особенности коммуникативного развития младшего школьника свидетельствуют
о:
естественной гетерохронности развития устных и письменных форм общения, т.е. опережении устного высказывания и понимания на слух;
недостаточной сформированности всех речевых механизмов, в частности, осмысления;
недостаточном уровне развития способов формирования мысли.