Слайд 1Педагогический мониторинг
как фактор повышения качества образовательного процесса в условиях модернизации
образования
Слайд 2Определение мониторинга
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.
или
Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики . Он несёт одну или более из трёх организационных функций:
выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих и неудач определенной политики или программ;
устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.
Слайд 3Мониторинг в образовании
Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
или
Мониторинг в образовании (от лат. monitor- напоминающий, надзирающий) – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Слайд 4Системы мониторинга в образовании
На сегодняшний день есть все основания говорить о существовании локальных систем мониторинга, не только в нашей стране но в других странах мира. Попробуем на основе имеющейся информации посмотреть реальное состояние, сгруппировав реальные системы по нескольким основаниям.
Слайд 5 Первая группа – это информационный мониторинг, связанный в непосредственным
накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, мониторинг средств массовой информации об образовании и другие.
Второе направление это системы мониторинга за развитием знаний учащихся, так называемое «Системы мониторинга за знаниями учащихся».
Слайд 6Классификация мониторинга в образовании
1. Классификация с точки зрения управления и
современных тенденций:
Информационный
Базовый
Проблемный
Управленческий
Слайд 72. Возможна классификация по используемым для проведения мониторинга средствам:
– педагогический,
– социологический,
– психологический,
– медицинский,
– экономический,
– демографический.
Слайд 83. Возможна классификация по иерархии систем управления:
– школьный,
– районный,
– областной (региональный),
– федеральный.
Слайд 94. Представляется чрезвычайно важной классификация по основаниям экспертизы:
Динамическая, когда в
качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя (например: количество педагогов готовых уйти из образования района составляет:
Сравнительная, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.
Комплексная, когда используются несколько оснований для экспертизы.
Безосновная, когда для анализа используются результаты, полученные в одном исследовании.
Слайд 10 6. Возможна классификация мониторинга и по типу выявляемой эффективности образовательной системы.
Данное разделение может показаться достаточно условным, однако оно несет за собой специфичность используемых средств и организации обследований.
Социальной сферы
Учебной сферы
Слайд 11Педагогический мониторинг –
это форма организации, сбора, обработки и распространения информации
о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.
Слайд 12Основные документы, необходимые для реализации и проведения педагогического мониторинга
Приказ об утверждении
Положения о внутришкольном педагогическом мониторинге
Положение о внутришкольном педагогическом мониторинге
Приказ об утверждении внутришкольной программы мониторинговых исследований
Внутришкольная программа мониторинговых исследований
Положение о системе оценки результатов деятельности по показателям и индикаторам мониторинга
Слайд 13 Объектом педагогического мониторинга выступают субъекты образовательного процесса
– обучающиеся, педагоги, родители.
Педагогический мониторинг эффективен только тогда, когда он:
1. Целесообразен.
2. Имеет четкие цели и задачи.
3. Направлен на определенный объект.
4. Систематичен и планомерен.
5. Формы и методы соответствуют целям и содержанию.
6. Оперативен.
7. Коллегиален.
8. Объективен.
Слайд 14 Применительно к школе можно выделить следующие виды
мониторинга:
- по масштабу целей образования (стратегический, тактический, оперативный);
- по этапам обучения (входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый);
- по временной зависимости (ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий);
- по частоте процедур (разовый, периодический, систематический);
- по охвату объекта наблюдения (локальный, выборочный, сплошной);
- по организационным формам (индивидуальный, групповой, фронтальный);
- по формам объект-субъектных отношений (внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ);
- по используемому инструментарию (стандартизованный, нестандартизованный, матричный и др.)
Слайд 15методы сбора информации:
наблюдения
анализ школьной документации
посещение уроков
посещение внеклассных мероприятий
социологические исследования (анкетирование, тестирование,
интервью, беседа)
самооценка
контроль знаний, умений, навыков
Слайд 16
Проведение педагогического мониторинга начинается с осознания
и формулировки целей его проведения.
Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание.
Разработка этапов включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпритацию результатов обработки.
Слайд 171 этап – подготовительный
постановка цели
определение объекта
установка сроков проведения
изучение соответствующей литературы
изучение имеющегося
педагогического опыта
разработка инструментария для проведения мониторинга
Слайд 182 этап – практическая часть мониторинга:
сбор информации
наблюдения
собеседования
тестирование
анкетирование
контрольные работы
Слайд 193 этап – аналитический:
систематизация полученной информации
анализ имеющихся данных
разработка рекомендаций и предложений
на последующий период
выводы
Слайд 20 Использование полученной информации
При разработке школьной программы повышения качества образования;
При отборе
информации для родителей о деятельности школы;
При отборе информации для проведения экспертизы деятельности школы
При отборе информации для проведения общественной аттестации деятельности школы, аттестации учителей
Слайд 21 Все это требует наличия у
педмониторинга определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля.
Сравнительный характер педмониторинга дает возможность сравнения обученности различных групп и классов.
Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течении достаточного длительного периода с определенным контингентом учащихся.
Констатирующий характер – обследование, направленное главным образом на выявление и описание состояния знаний учащихся.
Диагностирующий характер – обследование, направленное на установление причин выявленного состояния знаний учащихся.
Прогнозирующий характер – обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный момент
Слайд 22Оценка знаний через мониторинг
Выделяются шесть иерархических ступеней, каждая из которых, в
свою очередь, подразделяется на группы, конкретизирующие и раскрывающие эти ступени.
Узнавание предполагает запоминание и воспроизведение терминов, формул, правил, конкретных фактов, методов, процедур, соответствующих сведений.
Понимание – проявляется в преобразовании изученного материала из одной формы в другую, в интерпритации, в предположении о дальнейшем ходе развития событий, явлений, действий.
Применение – проявляется в получении результатов при решении задач, обосновании выводов на основе использования правил, законов, методов, процедур, принципов, теорий.
Слайд 23Анализ – проявляется в характеристике составляющих частей целого, в определении связей
между этими частями, в выявлении принципов организации целого, в выявлении ошибок и упущений в логике рассуждений, в выявлении структуры изложенного материала.
Синтез – проявляется в умении составить из отдельных частей целое, обладающее смыслом и новизной.
Оценка – проявляется в умении оценить конкретный текст, явления, теорию, правило, художественное произведение, продукт деятельности в соответствии с заданными критериями и целями и представить эту оценку в устном или письменном виде.
Слайд 24 Перечисленные ступени представляют этапы, которых достигает
учащийся по мере овладения знаниями. Они характеризуют степень понимания и меру овладения опытом в данном предмете.
Мониторинг отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала.
Слайд 25Заключение:
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько
своевременно и адекватно реагируют школы на изменения внешней среды и потребности местного сообщества.
Сокращение существенного несоответствия между реальными и востребованными образовательными результатами - ключевая проблема, на решение которой направлен проект "Модернизация образования.
Активное привлечение общественности в сферу образования, распределение ответственности за результаты образования между заинтересованными субъектами может обеспечить механизм государственно-общественного управления качеством образования.
Слайд 26Вывод:
Педагогический мониторинг является системой контролирующих и диагностирующих
мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку.
Иными словами, мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.