Слайд 1КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ
Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Травля (буллинг, моббинг) – агрессия одних детей против других,
когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом жертва сильно задета происходящим и не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации.
Существенные признаки травли:
неравенство сил,
систематичность (повторяемость);
неадекватно высокая чувствительность жертвы.
Травля разнообразна, это не только физическая агрессия, скорее и чаще – психологическая.
Слайд 3УЧАСТНИКИ СИТУАЦИИ ТРАВЛИ
Мы все либо агрессоры, либо жертвы, либо наблюдатели
БУЛЛЕРЫ
ЖЕРТВА
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
ОДОБРЯЮЩИЕ
ПАССИВНЫЕ ОДОБРЯЮЩИЕ
РАВНОДУШНЫЕ
СВИДЕТЕЛИ
ЗАЩИТНИКИ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНИКИ
Слайд 4Распространенные МИФЫ
о травле
(по материалам С.В. Кривцовой)
Насилия не так уж
много (в нашей школе его вообще нет!).
Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы.
Травля, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя.
Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.
Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия.
Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
Жертвами травли становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.
Слайд 5Распространенные МИФЫ о травле
(по материалам С.В. Кривцовой)
Насилия не так уж
много (в нашей школе его вообще нет!)
Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы
Проблемы насилия в школе были и будут во все времена, в частности потому, что школа собирает незрелых еще личностей – детей и подростков.
Примерно 16 % девочек и 17,5 % мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами травли независимо от того, в какой школе они учатся (по данным Д.Олвеуса).
Однако в последние годы появились факторы, способствующие росту проявлений насилия: многонациональность, инклюзия, демонстрация насилия в СМИ, новые возможности (мобильный телефон, соцсети) и т.п.
Слайд 6Распространенные МИФЫ о травле
(по материалам С.В. Кривцовой)
Травля, как и другие
формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя.
Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.
В любой школе, в любом классе и у любого учителя, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.
Слайд 7Распространенные МИФЫ о травле
(по материалам С.В. Кривцовой)
Вызывать беспокойство должны только
случаи физического насилия.
По статистике дети гораздо реже чувствуют себя «затравленными» из-за физических воздействий, чаще – из-за других видов агрессии: словесной травли (оскорбления, злые шутки, провокации, обзывания, т.д.), бойкота. Причиной суицидов часто является изоляция со стороны референтной группы, бойкот.
Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
Статистика показывает, что самооценка агрессоров высока, их поведение вызвано не эмоциями, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания.
Жертвами травли становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками.
ЖЕРТВОЙ ТРАВЛИ МОЖЕТ СТАТЬ ЛЮБОЙ УЧЕНИК.
Слайд 8СТИМУЛЫ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ МОББИНГА
Один из главных — это страх, являющийся одной
из самых сильных наших эмоций.
Не секрет, что в коллективе проявляется настороженное отношение к тем, кто "не такой, как все", "чужак". При этом моббинг по причине такого страха не возникает в новых сообществах, где, по сути, еще нет разделения на "своих" и "чужих".
А вот в устоявшемся коллективе реакция моббинга вполне вероятна, как только в группе появляется новичок с неординарным поведением или внешностью.
Ещё одна причина моббинга — это безделье и скука.
Когда члены группы, будь то школьный класс или взрослый коллектив, заняты выполнением поставленных перед ними задач, им просто нет нужды тратить время и силы на психологический террор.
А личная невостребованность вполне может быть компенсирована агрессией .
Другой причиной, запускающей механизм моббинга, является внутреннее напряжение всего коллектива.
Оно возникает по самым разным причинам, но бесконечно копиться не может — требуется выход, разрядка. И как только один из членов группы спровоцирует негативный выплеск эмоций в свой адрес, то разовая агрессия, подогреваемая всеобщим напряжением, может перерасти в полновесную эмоциональную травлю.
Слайд 9Для решения проблемы необходимы следующие шаги:
учителя во время перемен должны
внимательно следить за обстановкой на школьной территории, чтобы вовремя вмешаться;
в классах должны быть разработаны обязательные для всех учеников правила, как вести себя при общении с друг другом;
в случае моббинга должна быть проведена работа как с жертвой, так и с обидчиками.
Слайд 10
Работа с семьей.
В профилактике и предотвращении школьной травли велика роль родителей.
Чтобы не сделать из своего ребенка ни жертву, ни обидчика, важно поддерживать у него адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок.
Нужно рассматривать поведение ребенка и его одноклассников с разных позиций, обучая умению встать на место другого, почувствовать его переживания и в то же время помогая научиться регулировать свои действия, не поддаваться на провокацию, сказать «нет», если необходимо, обратиться за помощью к взрослым. Ведь очень часто наиболее страшные эпизоды школьной травли разворачиваются или в самой школе, или рядом с ней, а жертва терпит побои и унижения, стесняясь привлечь к себе внимание.
Особенно важно со стороны родителей искренне интересоваться делами своего ребенка в классе, его ролями в классных делах, отношениями с одноклассниками, учителями, более старшими и более младшими детьми. Они не должны отмахиваться, как от незначимого и несерьезного, от возникающих проблем во взаимодействии ребенка со сверстниками. Такое бесчувствие со стороны близких может привести к трагедии.
Слайд 11СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО,,,
Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в
школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности, можно только в том случае, если учителя и родители объединятся против насилия.
Необходима системная работа на всех уровнях, тем не менее важен вклад каждого.
Важно любое действие – от привлечения внимания к проблеме до конкретных действий в каждом случае.
Если в школе найдется хотя бы один неравнодушный взрослый, ситуация может поменяться в лучшую сторону.
Ну и самое главное - внутришкольные правила
подчиняться которым следует всем!!!
Слайд 12Какие способы защиты своего ребенка от моббинга в школе
НЕ ПРИНОСЯТ РЕЗУЛЬТАТОВ:
ПОГОВОРИТЬ
С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИЗДЕВАЮЩИХСЯ НАД РЕБЕНКОМ.
Естественно, каждый родитель будет защищать собственное дитя и всячески его выгораживать.
ПОГОВОРИТЬ С САМИМИ ДЕТЬМИ - ОБИДЧИКАМИ
Родители, ищущие контакт с обидчиками, тем самым сигнализируют им, что сам ребенок не может противостоять их силе.
Этим вы еще больше ослабите позицию своего сына (дочери).
НЕ СТОИТ БРАТЬ НА РАЗГОВОР С УЧИТЕЛЕМ РЕБЕНКА.
Как бы не был настроен преподаватель, ребенку такой разговор принесет лишь отрицательные чувства, он будет еще больше винить себя и отстранятся от всего остального мира.