Презентация, доклад на тему МЕТОДЫ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Содержание

Цель проекта А также на основании методик важно пронаблюдать специфику протекания данных взаимоотношений, определение статуса ребенка в коллективе детей, выявление сплоченности

Слайд 1






ЭМПИРИРИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:

ТЕМА: « МЕТОДЫ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Воспитатель старшей группы №9
Шаряфетдинова А.А
ГБОУ СОШ №947/6 (д.о.)

долгосрочный


Слайд 2



Цель проекта



А также на основании методик важно пронаблюдать специфику протекания данных взаимоотношений, определение статуса ребенка в коллективе детей, выявление сплоченности дошкольной группы.

Обследование детей по методикам, выявляющим характерные особенности межличностных взаимоотношений с родителями, братьями и сёстрами, сверстниками, воспитатлями.

Цель проекта

Слайд 3 Этапы

реализации проекта:
1 этап. ( сентябрь)-02.09-13.09.—Выявление проблемы, формирование цели, задач.
2 этап. ( сентябрь)-13.09-20.09. – Подбор методик, иллюстрированного материала, психолого-педагогической литературы.
3 этап(сентябрь)- 20.09-27.09. – Обследование детей в индивидуальной и фронтальной формах.
4 этап (Октябрь) – 01.10-31.10 – Сбор информации с родителей в виде стандартизированного наблюдения. Подсчёт данных по всем методикам, их анализ и выводы.
5 этап (ноябрь) – Итоги и презентация работы.
Этапы реализации проекта:1 этап. ( сентябрь)-02.09-13.09.—Выявление проблемы,

Слайд 4Успешное становление отношений между сверстниками
Важнейший фактор формирования личности
Одно из основных

условий развития дошкольника

Ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально-компетентным

общаясь со взрослым

со сверстниками

играя

занимаясь

Успешное становление отношений  между сверстникамиВажнейший фактор формирования личностиОдно из основных условий развития дошкольникаРебенок учится жить рядом

Слайд 5Игры на сплочение команды «Улитка», «Импульс», «Дракон»
Цель: Положительный эмоциональный и мотивационный

фон: заинтересованность в совместной деятельности и в общении друг с другом, умение чувствовать друг друга увлеченность общим делом, азарт.
Игры на сплочение команды «Улитка», «Импульс», «Дракон»Цель: Положительный эмоциональный и мотивационный фон: заинтересованность в совместной деятельности и

Слайд 6 Диагностика осуществлялась
В старшей группе.
Всего было обследовано 22 ребёнка :

11 девочек и 11 мальчиков.

С помощью следующих методов

Наблюдение

Проективная методика Рене Жиля

Социометрия

Проективная методика «Рисунок семьи»

Диагностика осуществляласьВ старшей группе. Всего было обследовано 22 ребёнка : 11 девочек и 11 мальчиков.

Слайд 7

Стандартизированное наблюдение за межличностным взаимодействием со сверстниками и взрослыми (анкета для

родителей) и для воспитателей.

Цель использования: дать количественную и качественную оценку поведенческим проявлениям детей в межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Параметры, которые были использованы в наблюдении: инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, эмоциональный фон, доверительность, возбудимость, ситуация конфликта, реакция во взаимодействии со сверстниками, реакция во взаимодействии с членами семьи, реакция во взаимодействии с воспитателем.
Инструкция: провести наблюдение за своим ребенком (для родителей), детьми группы (для воспитателей) по предложенной схеме. Проставьте в подходящие графы +
Каждый родитель заполнял свой протокол, оценивая те или иные параметры на низком (0 баллов), среднем (1 балл) или высоком (2 балла) уровне. Такие же протоколы давались и воспитателям с теми же параметрами и уровнями оценки. После этого вёлся подсчёт баллов каждого протокола. Данные сведения заносились в общую таблицу, а далее в сводную по процентарным соотношениям.
Обработка результата: делается общий вывод относительно, выявленных в ходе наблюдения особенностей межличностных взаимодействий со сверстниками и взрослыми.
Результат: Нахождение способа улучшить взаимодействие детей друг с другом.

Стандартизированное наблюдение за межличностным взаимодействием со сверстниками и взрослыми (анкета для родителей) и для воспитателей.

Слайд 9Метод наблюдения
Применение данного метода позволяет увидеть конкретную картину взаимодействия

детей, дает много интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении за детскими взаимоотношениями необходимо обращать внимание на показатели поведения детей:

Инициативность: отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
Чувствительность к воздействиям сверстника: отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения, сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,
преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Метод наблюдения  Применение данного метода позволяет увидеть конкретную картину взаимодействия детей, дает много интересных фактов, отражающих

Слайд 10 Заполнение стандартизированного наблюдения родителями по всем

детям группы. В опросе участвовали родители давшие своё согласие.
Заполнение стандартизированного  наблюдения родителями по всем детям группы. В опросе участвовали родители

Слайд 11 Анализ ответов родителей дошкольников:
- Согласно полученным данным,

можно говорить о том, что родители дошкольников высоко оценивают их по таким показателям: инициативность (на высоком уровне в 54.5% случаев), чувствительность к воздействиям сверстника (высокий показатель - 59%), доверительность (высокий уровень в 54%), высокая реакция во взаимодействиях со сверстниками (77.2%) и со взрослыми (77.2%), в частности, с воспитателем (54.5%).
- Родители отрицают конфликтность детей (она на низком уровне в 59%), их эмоциональные проблемы (они на среднем уровне в 63.6%)
- Родители признают некоторую возбудимость детей (она на среднем уровне в 59%).
Анализ ответов родителей дошкольников:- Согласно полученным данным, можно говорить о том, что родители

Слайд 12


Наблюдение за поведенческим взаимодействием детей во время сюжетно-ролевых игр, на занятиях,театрализованной деятельности.


Слайд 13 Межличностные взаимоотношения во время сюжетно-ролевых игр, продуктивной

деятельности в паре, психологических играх.
Межличностные взаимоотношения во время сюжетно-ролевых игр, продуктивной деятельности в паре, психологических  играх.

Слайд 14

Проективная методика Рене Жиля.
Цель: Данная методика проводится для исследования конкретно-личностных отношений ребёнка с ближайшим социумом и особенностей социальной адаптации его. Методика выявляет некоторые поведенческие характеристики черт личности. Данная методика может применяться для детей как младшего школьного возраста, так и для детей 4-5 лет.
Принципы методики:
Принцип «проекции»- личностные образования, выступающие в виде каких-либо поведенческих реакций, проецируемые в вербальном, рисуночном определении ситуации в непринуждённом общении .
Принцип «символической линейности»- определение в ситуации-символе некой эмоциональной дистанции между людьми.
Описание методики: Визуально-вербальная методика состоит из 42 заданий: 25 картинок, поясняющихся текстом с последующим вопросом к дошкольнику и 17 текстовых заданий. Отвечая на вопрос, ребёнок ставит: себя, родных, друзей, сестёр или братьев в определённое место на изображённой картинке, а также объясняет, как он повёл бы себя в той или иной ситуации. Либо выбирает какой-нибудь один вариант ответа данной ситуации. Экспериментатору можно задавать уточняющие вопросы относительно определённой ситуации и помечать ответ в регистрационную тетрадь для полной интерпретации по методике. Это могут быть вопросы касательно тех нарисованных, проговоренных персонажей не данных в методике, кто они, какое имеют значение в жизни ребёнка. Выявляется и состав семьи посредством перечисления, обозначение их в конкретной ситуации. Материал: Простой карандаш или ручка.
Результат: Нахождение способа улучшить взаимодействие детей друг с другом.


Слайд 15Картинки предлагаемые детям по методике Рене Жиля

Картинки предлагаемые детям по  методике Рене Жиля

Слайд 16Ключ к тесту проективной методики Рене Жиля

Ключ к тесту проективной методики Рене Жиля

Слайд 17 Обсуждение с детьми предлагаемых им картинок.
.

Обсуждение с детьми  предлагаемых им картинок..

Слайд 18 Часто встретившимися в группе сильными сторонами развития детей

оказались:
-стремление к общению в больших группах детей;
- положительное отношение к педагогу;
-позитивное отношение к сверстнику - другу, подруге;
-стремление к доминированию и лидерству;
-любознательность;
- позитивное отношение к братьям и сёстрам;
-позитивное отношение к матери;
- позитивное отношение к отцу; к родителям как к чете; к близким родственникам.
Часто встретившимися в группе сильными сторонами развития детей оказались:-стремление к общению в больших группах

Слайд 19 Проективная методика «Рисунок семьи».



В проведении данного исследования используется такой материал как альбомный лист бумаги А4, простой и цветной карандаши (14 цветов), ластик.
Цель: Выявить через детский рисунок семейный климат в котором он обитает.
Инструкция: ребёнку необходимо нарисовать свою семью, не поясняя значения слова семья. По истечении времени прорисовки задаются вопросы относительно данного рисунка. Они таковы: «Кто нарисован на твоём рисунке?», «В каком месте они находятся они?», «Чем они заняты?», «Какое у них настроение?» «Почему им весело или скучно, грустно», «Где нарисован ты?», «Кто стоит рядом с тобой?», «Кто на твоём рисунке самый весёлый, кто грустный?». Во время анализа и интерпретации рисунков детей мы обращали особое внимание месторасположение ребёнка относительно членов семьи, характера взаимодействия между ними, анализ прорисовки каждого члена семьи (качество деталей, штриховка отдельных элементов, преобладание определённых цветов, увеличенная фигура по отношению к другой, выраженные части тела, отсутствие прорисовки черт лица, в отношении кого из членов семьи был использован ластик), сравнивали состав семьи по прорисованному рисунку с его реальным, наличие других людей на рисунке и пояснением ребёнка кто это, анализ последовательности прорисовки членов семьи, учитывались при анализе различные детские комментарии во время рисования, где ребёнок, наоборот, больше молчал, а также учитывались эмоциональные реакции, выражение лица.
Результат: Определение психологического комфорта, дискомфорта каждого ребёнка.
Проективная методика «Рисунок семьи». В проведении данного исследования используется такой

Слайд 20 Примеры выполнения методики "Рисунок семьи"

дошкольниками.
Их рисунки.
Примеры выполнения методики

Слайд 21Обобщенные результаты количественного анализа проективной методики «Рисунок семьи»

Обобщенные результаты количественного анализа проективной методики «Рисунок семьи»

Слайд 22

Социометрия «Секрет».
Цель: Исследование взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста в групповой территории, выявление их статусных категорий.
Материалы к исследованию: Необходимо приготовить 3 красивые и красочные картинки с сюжетом или без него на каждого ребёнка.
Проведение исследования: Исследование проводится с детьми старшей возрастной группы по типу игры «Секрет». Каждому ребёнку по отдельности я прошу сделать подарок в виде картинки трём детям из группы.
Инструкция. Сегодня, дети, вы будете играть в необычную игру. Чтобы никто не узнал, все дети в нашей группе будут дарить друг другу картинки. Если кот-то из детей заболел, то для них их картинку можно отложить, сказав мне на ушко «по секрету» чья это стала картинка.(можно использовать групповую фотографию в помощь). Детям напоминается, что картинки они дарят только по одной штучке. Делается также уточнение, что одариваемый это тот ребёнок, который больше нравится, с которым ребёнок любит играть.
После того как дети сделают свой выбор, спрашиваю каждого по отдельности: « Кому в первую очередь ты подарил картинку?», « А если бы ты многим детям из группы подарил эти картинки, а 3 деткам картинок бы не хватило, кто бы это был?» Все ответы детей фиксируются на оборотной стороне картинок и в регистрационной тетради.
Результат: Определение в группе социометрического статуса каждого ребёнка.
Социометрия «Секрет».

Слайд 23Раздача картинок понравившемуся сверстнику в социометрии «Секрет»

Раздача картинок понравившемуся сверстнику в социометрии «Секрет»

Слайд 24





2
6
13
22
4
10
15
16
18
20
17
11
3
12
9
8
19
1
14
5
21
7

Социометрическая мишень положительных и взаимных выборов.







Мальчики

Девочки

Группа «Звёзд»-

9.1% из группы.

«Предпочитаемые»- 4.5% из группы.

«Принятые»-

50 % из группы.

«Непринятые» -

36.4%.

2 61322 410151618201711 312 9 819 114 521 7  Социометрическая мишень положительных и взаимных выборов.

Слайд 25






Проанализировав социометрическую матрицу (таблицу) для определения коэффициента

взаимности рассчитываем:
В группе 22 ребёнка-100%
Общее число выборов (положительных и взаимных)-69 выборов
Число взаимных выборов-32
Следовательно, коэффициент взаимности будет равен по формуле:
КВ=(32:69) ×100%=46.3%
Показатели уровней:
-низкий-33% и ниже,
-средний-34-49%,
-высокий-50-65%,
-сверхвысокий-66%.
Это средний показатель, наличествующий о влиянии микрогрупповых отношений в детском коллективе

Анализ социометрической мишени

Проанализировав социометрическую матрицу (таблицу) для определения коэффициента взаимности рассчитываем:В группе 22 ребёнка-100%Общее число

Слайд 26 Таким образом, применяя данные методы межличностных взаимоотношений на практике,

мы своевременно обнаруживаем проблемные, конфликтные формы в отношении каждого ребенка с другими детьми. Использование данных методик на практике позволило выявить достаточно полную картину не только особенностей поведения ребёнка, но также вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для определения межличностных отношений.

Результат проекта

Таким образом, применяя данные методы межличностных взаимоотношений на практике, мы своевременно обнаруживаем проблемные, конфликтные формы

Слайд 27Литература
Короткова Н.
Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду.

- 2006. - №3. - С. 81 - 85 

Смирнова Е.И.

Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74 

Грецов А. Г.

Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое
пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.

Эльконин Д.Б. Психология игры.

. М.: Педагогика. 1978.

Беляускайте Р. Ф.

Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987. С. 74-80. 

Марковская И.М.

Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.– 46 с.

Эйдемиллер Э.Г.

Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989.

Фопель К. Т.

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах.

Литература Короткова Н. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть