Презентация, доклад на тему Методы диагностики по выявлению детей и подростков, склонных к асоциальному поведению

Содержание

Анкетирование - самый распространенный и эффективный способ организации мониторингаОсновные условия социологического опроса учащихся:анонимностьединая методика с использованием одной и той же анкетыправильный выбор объекта исследованиясопоставимость полученных данныхдолжны быть поставлены цели и задачи исследования, а вопросы, имеющиеся в

Слайд 1
Методы диагностики
по выявлению
детей и подростков, склонных к
асоциальному поведению

Методы диагностикипо выявлениюдетей и подростков, склонных касоциальному поведению

Слайд 2Анкетирование - самый распространенный и эффективный способ организации мониторинга
Основные условия социологического

опроса учащихся:
анонимность
единая методика с использованием одной и той же анкеты
правильный выбор объекта исследования
сопоставимость полученных данных
должны быть поставлены цели и задачи исследования, а вопросы, имеющиеся в анкете, должны соответствовать им

Анкетирование - самый распространенный и эффективный способ организации мониторингаОсновные условия социологического опроса учащихся:анонимностьединая методика с использованием одной

Слайд 3Анкетирование - самый распространенный и эффективный способ организации мониторинга
Анкеты могут

отражать следующие вопросы:
курение, употребление алкоголя, наркотиков;
информированность о последствиях употребления наркотических веществ;
причины потребления ПАВ;
отношение опрашиваемых учащихся к психоактивным веществам
каким образом попадают одурманивающие вещества к подросткам и т.д.
Анкетирование - самый распространенный и эффективный способ организации мониторинга Анкеты могут отражать следующие вопросы:курение, употребление алкоголя, наркотиков;информированность

Слайд 4Опросы учащихся (анкетирование)
При организации профилактики наркозависимого поведения, анкетирование выполняет следующие функции:

1.

Определение актуальности профилактики как таковой для конкретной группы

2. Полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики (на что прежде всего следует обратить внимание: на борьбу с курением, использованием токсикоманических веществ, наркотиков и т.д.)

3. Результаты анкетирования могут служить показателем эффективности профилактики (сравниваются данные опроса, проведенного перед началом реализации программы по профилактике, с данными, полученными при ее завершении)


Опросы учащихся (анкетирование)При организации профилактики наркозависимого поведения, анкетирование выполняет следующие функции:1. Определение актуальности профилактики как таковой для

Слайд 5Алгоритм разработки анкеты
1. Четко сформулировать цель исследования, что конкретно предполагается

выявить
уровень распространения различных форм наркотизма в школе
представления детей и подростков об аспектах проблемы
перечень причин, заставляющих молодых людей обращаться к наркотикам, и т. п.
2. Определить аудиторию, с которой будут работать исследователи
пол
возраст опрашиваемых
количество опрашиваемых
Характеристики аудитории зависят от цели исследования.

вся школа
отдельный класс
определенная возрастная группа
Алгоритм разработки анкеты 1. Четко сформулировать цель исследования, что конкретно предполагается выявитьуровень распространения различных форм наркотизма в

Слайд 6Алгоритм разработки анкеты
3. Выбрать форму анкеты:
Закрытая (варианты ответов предлагаются заранее)

Полуоткрытая (отвечающий может выбрать уже готовый вариант ответа или предложить свой)
Открытая (отвечающий предлагает свои ответы)
4. Выбрать форму задаваемых вопросов:
Прямые вопросы
Косвенные вопросы
Альтернативные вопросы
Поливариантные вопросы
Алгоритм разработки анкеты3. Выбрать форму анкеты: Закрытая (варианты ответов предлагаются заранее) Полуоткрытая (отвечающий может выбрать уже готовый

Слайд 7Алгоритм разработки анкеты
Прямой вопрос формулируется в личной форме — обращен к

самому отвечающему («Как вы относитесь к людям, использующим наркотические вещества?»)
Формулировка косвенного вопроса направлена не на самого учащегося, а на какую-то социальную группу, с которой он связан.
Алгоритм разработки анкетыПрямой вопрос формулируется в личной форме — обращен к самому отвечающему («Как вы относитесь к

Слайд 8Алгоритм разработки анкеты
Альтернативные вопросы содержат несколько вариантов ответа, однако отвечающий должен

выбрать только один из них

Поливариантные вопросы напоминают меню: из перечня вариантов опрашиваемый может выбрать несколько.
а) им нечем заняться;
б) для того, чтобы снять напряжение, расслабиться;
в) это считается престижным? И т. д.».
Алгоритм разработки анкетыАльтернативные вопросы содержат несколько вариантов ответа, однако отвечающий должен выбрать только один из нихПоливариантные вопросы

Слайд 9Алгоритм разработки анкеты
5. Каждая анкета должна обязательно иметь инструкцию, которая должна

содержать:
обращение к отвечающему («Дорогой друг», «Уважаемый старшеклассник» и т.д.)
формулировку цели исследования (отвечающий должен понять, для чего нужны его ответы)
последовательность работы с анкетой (прочитать, выбрать, подчеркнуть или обвести и т. п.)
благодарность респонденту за участие в анкетировании
подчеркивается конфиденциальность анкетирования

6. При проведении анкетирования у всех опрашиваемых должны быть одинаковые бланки.
Алгоритм разработки анкеты5. Каждая анкета должна обязательно иметь инструкцию, которая должна содержать:обращение к отвечающему («Дорогой друг», «Уважаемый

Слайд 10Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Подростковый возраст является наиболее характерным

в плане проявления или дальнейшего развития акцентуированных черт. У детей с заостренными личностными чертами возникают затруднения в социальной адаптации, а, следовательно, повышается риск наркогенного заражения.
Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения Подростковый возраст является наиболее характерным в плане проявления или дальнейшего

Слайд 11Тип акцентуации характера
Истероидный тип
Стремление постоянно быть в

центре внимания окружающих.
Часто им даже неважно, хвалят их или осуждают,— главное, чтобы именно они являлись «темой разговора».
Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют.
Тип акцентуации характераИстероидный тип    Стремление постоянно быть в центре внимания окружающих.

Слайд 12Тип акцентуации характера
Гипертимный тип
Свойственны повышенный уровень активности

и завышенный уровень самооценки.
Экстравертированы, легко вступают в контакт.
При общении со взрослыми не соблюдают дистанцию
Не удерживают внимание на кропотливом деле, непостоянны в своих увлечениях, плохо переносят монотонность

Тип акцентуации характераГипертимный тип    Свойственны повышенный уровень активности и завышенный уровень самооценки.

Слайд 13Тип акцентуации характера
Эпилептоидный тип

Подростки часто жалуются на

приступы необъяснимо мрачного, угрюмого настроения

Для них характерна, с одной стороны, взрывчатость, жесткость и даже жестокость, с другой – педантизм, аккуратность, консерватизм, неприятие любого изменения в привычном ритме жизни

Тип акцентуации характераЭпилептоидный тип    Подростки часто жалуются на приступы необъяснимо мрачного, угрюмого настроения

Слайд 14Тип акцентуации характера
Шизоидный тип

Такие дети тянутся к

обществу взрослых, предпочитая их сверстникам.

Им присуща недетская сдержанность эмоций, доходящая до холодности.

Трудность контактов со сверстниками.

Неспособность к сопереживанию, противоречивость мыслей, эмоций, чувств, необычные увлечения, хобби.

Тип акцентуации характераШизоидный тип    Такие дети тянутся к обществу взрослых, предпочитая их сверстникам.

Слайд 15Тип акцентуации характера
Психастенический тип

Склонность к сомнениям, опасениям,

навязчивости.
Характерен уход от решения своих проблем.

Тип акцентуации характераПсихастенический тип    Склонность к сомнениям, опасениям, навязчивости.    Характерен уход

Слайд 16Тип акцентуации характера

Сензитивный тип

Свойственна чувствительность, пугливость.

Склонны к уединению, замкнутости, ранимости.
Тип акцентуации характераСензитивный тип    Свойственна чувствительность, пугливость.    Склонны к уединению, замкнутости,

Слайд 17Тип акцентуации характера
Астено-невротический тип

Характерна возбудимость, утомляемость, ипохондрия, нарушение сна.

В группе сверстников

незначимы, чувствуют себя обиженными.
Тип акцентуации характераАстено-невротический типХарактерна возбудимость, утомляемость, ипохондрия, нарушение сна.В группе сверстников незначимы, чувствуют себя обиженными.

Слайд 18Тип акцентуации характера


Циклоидный тип

Подросткам характерны резкие изменения

настроения
Тип акцентуации характераЦиклоидный тип    Подросткам характерны резкие изменения настроения

Слайд 19Тип акцентуации характера

Конформный тип

Характерны некритичное отношение к формам поведения своего окружения.

Отличаются

неумением анализировать и управлять своими поступками.

Свойственна низкая адаптация к новым условиям.
Тип акцентуации характераКонформный типХарактерны некритичное отношение к формам поведения своего окружения.Отличаются неумением анализировать и управлять своими поступками.Свойственна

Слайд 20Тип акцентуации характера
Неустойчивый тип

Оказывается непосильным любой вид деятельности, требующей приложения сил

и настойчивости. Они бегут от учебы, не могут сосредоточиться на достижении намеченной цели.
Часто привычные, социально приемлемые источники удовольствия надоедают, на смену им приходит стремление к переживаниям иного рода.
Тип акцентуации характераНеустойчивый типОказывается непосильным любой вид деятельности, требующей приложения сил и настойчивости. Они бегут от учебы,

Слайд 21Типы родительского отношения к детям
Принято считать, что большинство детей, использующих

наркотические и токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях — там, где есть только мама (реже — отец). Однако, сегодня это представление явно теряет свою актуальность: значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт наркотизации, живут вместе с обоими родителями.
Типы родительского отношения к детям Принято считать, что большинство детей, использующих наркотические и токсикоманические вещества, воспитываются в

Слайд 22Тип родительского отношения
Принятие
Отвержение
Кооперация
Симбиоз
Авторитарная гиперсоциализация
Маленький неудачник

Тип родительского отношения Принятие Отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация Маленький неудачник

Слайд 23Блок психодиагностических методик, определяющих склонность учащихся к употреблению психоактивных веществ
Сила-слабость Супер-Эго

(недобросовестность-совестливость)

Потребность в новых ощущения

Конформность поведения

Фрустрированность личности

Уровень психопатии и гипомании

Иерархия ценностных ориентаций
Блок психодиагностических методик, определяющих склонность учащихся к употреблению психоактивных веществСила-слабость Супер-Эго  (недобросовестность-совестливость)Потребность в новых ощущенияКонформность поведенияФрустрированность

Слайд 24Выделенные группы учащихся
Группа
неблагополучных
учащихся
Группа риска
Группа
благополучных
учащихся



высокий
уровень
психопатии,
гипомании,
склонность к
поиску новых
ощущений
высокий
уровень
конформности,
зависимость
от группы
и своего
окружения
не склонны

к
употреблению
психоактивных
веществ




Выделенные группы учащихсяГруппанеблагополучныхучащихсяГруппа рискаГруппаблагополучныхучащихсявысокийуровеньпсихопатии,гипомании,склонность кпоиску новыхощущенийвысокийуровеньконформности,зависимость от группы и своегоокруженияне склонны к употреблениюпсихоактивныхвеществ

Слайд 25Черты личности учащихся неблагополучной группы
Высокий уровень
- гипомания - неустойчивое настроение, обидчивость,

возбудимость, повышенная чувствительность
- психопатия - агрессивность, повышенная конфликтность, пренебрежение социальными нормами и ценностями

Черты личности учащихся неблагополучной группыВысокий уровень- гипомания - неустойчивое настроение, обидчивость, возбудимость, повышенная чувствительность- психопатия - агрессивность,

Слайд 26Черты личности учащихся неблагополучной группы
Ценностные установки
- девушки - материально-обеспеченная жизнь и

любовь
- юноши – наличие хороших друзей и здоровье (психическое и физическое)
Не пользуются популярностью такие ценности, как познание и творчество.
Черты личности учащихся неблагополучной группыЦенностные установки- девушки - материально-обеспеченная жизнь и любовь- юноши – наличие хороших друзей

Слайд 27Черты личности учащихся группы риска
Высокий уровень
- гипомания
- фрустрированность
Средний уровень
-

психопатия
- склонность к новым ощущениям
- конформность
Ценностные установки
- здоровье (физическое и психическое)
- активная, деятельная жизнь
- материально-обеспеченная жизнь
Черты личности учащихся группы рискаВысокий уровень- гипомания- фрустрированность Средний уровень - психопатия- склонность к новым ощущениям- конформность

Слайд 28Черты личности группы благополучных учащихся
Высокий уровень
- социальная адаптивность
Низкий уровень
- психопатия
Средний уровень
-

гипомания
Ценностное установки
- любовь (духовная и физическая близость с человеком)
-наличие хороших и верных друзей
-счастливая семейная жизнь
-материально-обеспеченная жизнь и здоровье
Черты личности группы благополучных учащихсяВысокий уровень- социальная адаптивностьНизкий уровень- психопатияСредний уровень- гипоманияЦенностное установки- любовь (духовная и физическая

Слайд 29Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Истероидный тип
Приобщение к наркотикам порой

не имеет самостоятельной значимости, а используется в популистских целях ради собственной славы, как попытка завоевать авторитет в глазах окружающих.
Склонны к публичной демонстрации своего знакомства с наркогенными веществами, преувеличивая свой наркогенный опыт, в отличие от большинства молодых людей, которые всячески скрывают свое приобщение к одурманивающим веществам.

Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведенияИстероидный типПриобщение к наркотикам порой не имеет самостоятельной значимости, а используется

Слайд 30Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Циклоидный тип
Не наркотический тип.

Но в состоянии

сниженного фона настроения опасно приобщение к антидепрессантам.
Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведенияЦиклоидный типНе наркотический тип.Но в состоянии сниженного фона настроения опасно приобщение

Слайд 31Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Конформный тип
Не любят впускать в свою

жизнь неизведанное.
Следовательно, практически не употребляют ПАВ.
Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведенияКонформный типНе любят впускать в свою жизнь неизведанное.Следовательно, практически не употребляют

Слайд 32Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Неустойчивый тип
Характерна жажда легких развлечений и

наслаждений, гедонистические установки «удовольствие — любой ценой!»
Часто привычные, социально
приемлемые источники
удовольствия надоедают,
на смену им приходит стремление
к переживаниям иного рода.
Именно поэтому приобщение
к использованию наркотиков происходит особенно легко.

Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведенияНеустойчивый типХарактерна жажда легких развлечений и наслаждений,  гедонистические установки «удовольствие

Слайд 33Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Гипертимный

Легко идут на предложение к употреблению

психоактивных веществ

Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведенияГипертимныйЛегко идут на предложение к употреблению психоактивных веществ

Слайд 34Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Психастенический тип
Нет склонности к асоциальным формам

поведения.
Много знают о наркотиках, но пробовать опасаются.
Скептики, наблюдающие со стороны.
Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведенияПсихастенический типНет склонности к асоциальным формам поведения.Много знают о наркотиках, но

Слайд 35Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Сензитивный
Присутствие страхов способствует уходу в алкоголь.

Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведенияСензитивныйПрисутствие страхов способствует уходу в алкоголь.

Слайд 36Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Шизоидный тип

Ведущий мотив приобщения к наркогенным

веществам - возможность с помощью одурманивания облегчить контакты с окружающими.


Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведенияШизоидный типВедущий мотив приобщения к наркогенным веществам - возможность с помощью

Слайд 37Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Эпилептоидный тип
Велик риск наркогенного заражения.
Для того,

чтобы справиться с приступами необъяснимо мрачного, угрюмого настроения - тянутся ко всему тому, что «сильно бьет по мозгам», в том числе и к наркотикам.
При этом предпочтение отдается жестким наркотикам, быстро вызывающим психическую, а затем и физическую зависимость (героину, амфетаминам).

Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведенияЭпилептоидный типВелик риск наркогенного заражения.Для того, чтобы справиться с приступами необъяснимо

Слайд 38Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведения
Астено-невротический тип
Не свойственно употребление наркотиков –

на предложение о пробе у них возникает паническая реакция и страх.
Акцентуация характера как фактор формирования зависимого поведенияАстено-невротический типНе свойственно употребление наркотиков – на предложение о пробе у

Слайд 39Тип родительского отношения
Принятие
Родителю нравится ребенок

таким, какой он есть.
Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему.
Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
Тип родительского отношения      ПринятиеРодителю нравится ребенок таким, какой он есть.Родитель уважает индивидуальность

Слайд 40Тип родительского отношения
Отвержение
Родитель воспринимает своего ребенка

плохим, неприспособленным, неудачливым.
Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей.
По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Тип родительского  отношения     ОтвержениеРодитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.Ему кажется, что

Слайд 41Тип родительского отношения
Кооперация
Социально-желательный образ родительского отношения.
Родитель заинтересован в делах

и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.
Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него.
Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.
Родитель доверяет ребенку, старается стать на его точку зрения в спорных вопросах.
Тип родительского  отношения  КооперацияСоциально-желательный образ родительского отношения.Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во

Слайд 42Тип родительского отношения
Симбиоз
Родитель ощущает себя с

ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.

Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Тип родительского  отношения     СимбиозРодитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить

Слайд 43Тип родительского отношения
Авторитарная гиперсоциализация

Родитель требует от от ребенка безоговорочного послушания

и дисциплины.

Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии стать на его точку зрения.

За проявления своеволия ребенка сурово наказывают.

Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха.

При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
Тип родительского  отношения Авторитарная гиперсоциализацияРодитель требует от от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины.Он старается навязать ребенку

Слайд 44Тип родительского отношения
Маленький неудачник

В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать

ему личную и социальную несостоятельность.

Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом.

Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными.

Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.

Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость.

В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Тип родительского  отношенияМаленький неудачникВ родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.Родитель

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть