Презентация, доклад на тему методы ассоциативного эксперимента

Содержание

АссоциацияЭто связь между психическими явлениями, при которой представление одного из нихвлечет за собой появление другого.Психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс.

Слайд 1АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ
Выполнила студентка
группы 1762
Мамыга Крестина

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕВыполнила студентка группы 1762Мамыга Крестина

Слайд 2Ассоциация
Это связь между психическими явлениями, 
при которой представление одного из них
влечет за собой появление другого.

Психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс.

АссоциацияЭто связь между психическими явлениями, при которой представление одного из нихвлечет за собой появление другого.Психофизиологической основой ассоциации является условный рефлекс.

Слайд 3Ассоциативный эксперимент

- особый метод исследования мотивации личности; прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте

(Большой психологический словарь)

Ассоциативный эксперимент

Слайд 4Факты из истории использования ассоциативного эксперимента
Активно используется с конца 19

века
К нему прибегали такие знаменитые психоаналитики, как Фрейд и Юнг

Классический вариант
эксперимента – список
из 21 слова, к которым
испытуемый должен
подобрать ассоциации
Факты из истории использования ассоциативного эксперимента Активно используется с конца 19 векаК нему прибегали такие знаменитые психоаналитики,

Слайд 5Процедура эксперимента
1. Составляется список из отдельных существительных (слов-стимулов)
2. Список предлагается испытуемому


3. Испытуемый реагирует на каждое слово, приводя свои ассоциации
4. Фиксируются ответы и время реакции испытуемого
Процедура эксперимента1. Составляется список из отдельных существительных (слов-стимулов)2. Список предлагается испытуемому 3. Испытуемый реагирует на каждое слово,

Слайд 6Основные варианты АЭ
Свободный ассоциативный эксперимент
Испытуемому не ставится никаких ограничений на словесные

реакции
Классическая форма АЭ
Основные варианты АЭСвободный ассоциативный экспериментИспытуемому не ставится никаких ограничений на словесные реакцииКлассическая форма АЭ

Слайд 7Основные варианты АЭ
Направленный ассоциативный эксперимент
Ассоциации должны принадлежать к определенному грамматическому или

семантическому классу
Пример: ассоциации должны быть прилагательными
Основные варианты АЭНаправленный ассоциативный экспериментАссоциации должны принадлежать к определенному грамматическому или семантическому классу Пример: ассоциации должны быть

Слайд 8Основные варианты АЭ
Цепочечный ассоциативный эксперимент
Испытуемый должен реагировать несколькими ассоциациями
Пример: за 20

секунд назвать 10 ассоциаций
Основные варианты АЭЦепочечный ассоциативный экспериментИспытуемый должен реагировать несколькими ассоциациямиПример: за 20 секунд назвать 10 ассоциаций

Слайд 9На основе данных АЭ создаются особые словари «ассоциативных норм»
На фото:
«Русский

ассоциативный словарь»
Караулова Ю.Н.
На основе данных АЭ создаются особые словари «ассоциативных норм»На фото: «Русский ассоциативный словарь» Караулова Ю.Н.

Слайд 10Ассоциативное поле
Ассоциативным полем называют совокупность ассоциаций на слово-стимул.

Пример:

Ассоциативное полеАссоциативным полем называют совокупность ассоциаций на слово-стимул.Пример:

Слайд 11Поближе:

Поближе:

Слайд 12Ассоциативное поле
Коллективное
(ассоциативные нормы)
Индивидуальное
Стандартны реакции в данном социуме.
В стандарте отражены

актуальные
для сознания носителей языка
особенности семантики исходного слова.

Включает нестандартные
ассоциации отдельно
взятого человека

Таким образом, помимо лексического, грамматического и т.д. значений,
у каждого слова есть еще и ассоциативное значение.

Ассоциативное полеКоллективное(ассоциативные нормы) ИндивидуальноеСтандартны реакции в данном социуме. В стандарте отражены актуальные для сознания носителей языка особенности

Слайд 13Ассоциации
Синтагматические
Слово-ассоциация не того же грамматического класса, что и слово-стимул
Отражают предметные отношения
Свойственны

людям с гуманитарным образованием

Пример: дерево-зеленое

Парадигматические
Слово-ассоциация того же грамматического класса, что и слово-стимул
Отражают языковые отношения
Свойственны людям с техническим образованием

Пример: дерево-лист

АссоциацииСинтагматическиеСлово-ассоциация не того же грамматического класса, что и слово-стимулОтражают предметные отношенияСвойственны людям с гуманитарным образованиемПример: дерево-зеленоеПарадигматическиеСлово-ассоциация того

Слайд 14Высшие словесные реакции
1. Индивидуально-конкретные
Город.
Москва.

Чашка.
Голубая.

Высшие словесные реакции1. Индивидуально-конкретныеГород.Москва.Чашка.Голубая.

Слайд 152. Общеконкретные
Высшие словесные реакции
Город.
Деревня.

Чашка.
Блюдце.

2. ОбщеконкретныеВысшие словесные реакцииГород.Деревня.Чашка.Блюдце.

Слайд 163. Абстрактные
Высшие словесные реакции
Город.
Культура.

Чашка.
Посуда.

3. АбстрактныеВысшие словесные реакцииГород.Культура.Чашка.Посуда.

Слайд 17Примитивные словесные реакции:
1. Междометные
Хлеб.
Гм…

Примитивные словесные реакции:1. МеждометныеХлеб.Гм…

Слайд 182. Эхолалические – буквально воспроизводящие слово-раздражитель
Примитивные словесные реакции:
Хлеб.
Хлеб…

2. Эхолалические – буквально воспроизводящие слово-раздражительПримитивные словесные реакции:Хлеб.Хлеб…

Слайд 193. Созвучные – близкие по звучанию слову-раздражителю (часто это рифмы)
Примитивные словесные

реакции:

Хлеб.
Глеб.

3. Созвучные – близкие по звучанию слову-раздражителю (часто это рифмы)Примитивные словесные реакции:Хлеб.Глеб.

Слайд 204. Экстрасигнальные – не имеющие отношения к слову-раздражителю
Примитивные словесные реакции:
Хлеб.
Ворона.
(которая

пролетает за окном)
4. Экстрасигнальные – не имеющие отношения к слову-раздражителюПримитивные словесные реакции:Хлеб.Ворона. (которая пролетает за окном)

Слайд 215. Отказные – человек не находит ассоциацию
Примитивные словесные реакции:
Хлеб.
Не знаю…

5. Отказные – человек не находит ассоциациюПримитивные словесные реакции:Хлеб.Не знаю…

Слайд 226. Вопросительные
Примитивные словесные реакции:
Хлеб.
Почему?!

6. Вопросительные Примитивные словесные реакции:Хлеб.Почему?!

Слайд 237. Персеверирующие – один и тот же ответ на несколько раздражителей

подряд

Примитивные словесные реакции:

Хлеб.
Булка.

Лампа.
Булка.

Пение.
Булка.

7. Персеверирующие – один и тот же ответ на несколько раздражителей подряд Примитивные словесные реакции:Хлеб.Булка.Лампа.Булка.Пение.Булка.

Слайд 24Носитель языка по реакциям может достаточно легко восстанавливать стимул.

Летние, лето, отдых,

короткие, скоро, ура, безделье, в Простоквашино, школа

Несложно догадаться, что словом-стимулом было слово «каникулы»
Носитель языка по реакциям может достаточно легко восстанавливать стимул.Летние, лето, отдых, короткие, скоро, ура, безделье, в Простоквашино,

Слайд 25Сопоставление ассоциаций в исторической перспективе
в 1910 г. три самые распространенные ассоциации

составляли примерно 46% всех ответов
в 1954-м — уже около 60% всех ответов

Это объяснятся тем, что в результате распространения телевидения и других средств массовой коммуникации стереотипность реакций увеличилась, люди стали думать более одинаково.
Сопоставление ассоциаций в исторической перспективев 1910 г. три самые распространенные ассоциации составляли примерно 46% всех ответовв 1954-м

Слайд 26С помощью ассоциативного эксперимента исследуются:

Языковые стереотипы
Семантические связи слов
Языковое сознание
Ментальные образы

мира

С помощью ассоциативного эксперимента исследуются:Языковые стереотипы Семантические связи словЯзыковое сознаниеМентальные образы мира

Слайд 27Ход исследования:
Задание выполняется в парах. Один из участников является испытуемым,

а другой - экспериментатором. Экспериментатор зачитывает слово из списка, на которое испытуемый должен отвечать первым пришедшим на ум другим словом. Экспериментатор фиксирует ответ и время.


Список слов:
кошка, яблоко, газета, позор, дом, безумие, ромашка, ночь, огурец, река, книга, танцы, рука, спорт, гвоздь, лента, смерть, цирк, доска, шляпа, лошадь, любовь, кофе, снег, флейта, доллар, чашка, лицо, нежность, трава.

Ход исследования: Задание выполняется в парах. Один из участников является испытуемым, а другой - экспериментатором. Экспериментатор зачитывает

Слайд 28Спасибо
за
внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть