Презентация, доклад на тему Методика развития семантической стороны речи

Синтаксис – это раздел науки, изучающий словосочетание и предложение. В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования, навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.Понятие синтаксиса

Слайд 1Методика формирования семантической стороны речи

Методика формирования семантической стороны речи

Слайд 2Синтаксис – это раздел науки, изучающий словосочетание и предложение. В работе

над синтаксисом на первый план выступает задача формирования, навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Понятие синтаксиса

Синтаксис – это раздел науки, изучающий словосочетание и предложение. В работе над синтаксисом на первый план выступает

Слайд 3В младшей группе освоение синтаксиса начинается с работы над простым нераспространенным

предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений.

Начало работы над синтаксисом

В младшей группе освоение синтаксиса начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся

Слайд 4Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:
Что делает мама? (Читает)
Что

делает собака? (Лает)
Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое).
Что девочка делает? – Девочка рисует.
Что делают ребята? – Ребята слушают радио.

Практические аспекты освоения синтаксиса

Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:Что делает мама? (Читает)Что делает собака? (Лает)Затем детей учат строить

Слайд 5Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.
Формированию умения

строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»:
Учитель учит кого? (Учеников)
Продавец продаёт что? (Хлеб, молоко)
Врач лечит кого? (Больных)

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа

Слайд 6Рассматривая картинки или игрушку, дети распространяют предложение с помощью воспитателя.
Это кто?

– Кошка.
Какая кошка? Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос…
...пушистая, – договаривают дети.
Что делает пушистая кошка?
Пушистая кошка. лежит на коврике.
Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

Рассматривая картинки или игрушку, дети распространяют предложение с помощью воспитателя.Это кто? – Кошка.	Какая кошка? Кошка. – говорит

Слайд 7Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки,

апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, коза). Сначала составляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.
Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:
Мама купила в магазине морковь, лук.
У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и коза.
Далее называются обобщающие слова
Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:
В детский сад привезли новые игрушки: пирамидки, куклы, машинки.
Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его.

Распространение предложений за счёт однородных членов

Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова,

Слайд 8Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому

что она, как правило, динамична. Педагог задает, например, ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подводит его к построению простого предложения, к интуитивному осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуемое и обстоятельство.
Помимо построения предложений дети упражняются в изменении глаголов.
Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи.

Использование сюжетных картинок

Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Педагог

Слайд 9Продуктивным является такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание

коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог. Очень важно также создавать условия в повседневном общении для высказываний детей, для диалога воспитателя и ребенка, использовать художественную литературу для воспитания правильной литературной речи.

Коммуникативная ситуация

Продуктивным является такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые

Слайд 10Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни связано со

становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой.
 В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.

Синтаксис речи в средней группе

Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни связано со становлением связной речи, и в первую

Слайд 11Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В

процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С этой целью используют упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.
Маша взяла утюг, она будет (гладить белье).
Дима взял пилу, он будет (пилить бревно).
Юра взял топор, он будет (рубить).
Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением.
Кого ведут в детский сад?

Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений

Слайд 12Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и

подчинения.
Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.
Самостоятельное придумывание ребенком предложений:
с трудными в морфологическом отношении словами;
со словосочетаниями;
с союзами если, так как, поэтому.



Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения.Вводить союзы в речь можно путем

Слайд 13Рекомендуемые выше приемы построения и оформления предложений могут быть использованы в

младшей, средней и старшей группах детского сада в зависимости от сформированности этих навыков у детей. Упражнения проводятся преимущественно в игровой форме.

Рекомендуемые выше приемы построения и оформления предложений могут быть использованы в младшей, средней и старшей группах детского

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть