Слайд 1Тема исследовательской работы:
«Методика формирования связной речи у детей младшего школьного
возраста с нарушениями речи»
Работу выполнила
учитель-логопед
Хабарова Анна Игоревна
Слайд 2Цель исследования : выявление эффективных условий и путей развития связной монологической
речи у младших школьников с ОНР.
Объект исследования: процесс формирования связной монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности коррекцинно-логопедической работы по формированию связной монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Слайд 3Гипотеза исследования: у младших школьников с общим недоразвитием речи сформированность связной
монологической речи находиться на низком уровне, это обусловлено недостаточной сформированность двух видов операций речепроизводства: операций обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление. Коррекционная работа будет эффективней, если она будет строиться с учетом фактов определяющих усвоение связной монологической речи, а также если будут учтены возрастные и специфические особенности развития речи младших школьников с общим недоразвитием речи.
Слайд 4 В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены
следующие задачи.:
1.Проанализировать теоретическую и методическую литературу по вопросу формирования связной монологической речи у детей.
2.Изучить состояние связной речи у детей с ОНР.
3.Определить особенности коррекционной работы по формированию связной монологической речи у младших школьников с ОНР.
4.Наметить основные направления коррекционно-педагогического воздействия по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи.
Слайд 5 Методы исследования:
теоретические методы- анализ педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической литературы;
эмпирические
методы- наблюдение, беседа, эксперимент (лабораторный и педагогический);
статистические методы- количественная и качественная обработка результатов исследований, их анализ и теоретическое обобщение.
Слайд 6База исследования:
ГОУ «Волгоградская специальная(коррекционная) школа- интернат V вида № 6»
Слайд 7Серии исследования:
Первая серия направлена на исследование репродуктивной связной речи детей. Она
включает два задания:
-задание пересказать текст как можно подробнее;
-задание пересказать этот же текст, но кратко.
Вторая серия заданий направлена на исследование продуктивных речевых возможностей детей, а именно:
-умение самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;
-умение реализовать найденную программу в цельное связанное сообщение.
Данная серия включала в себя два задания.
-В первом задании детям предлагалось самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события.
-Второе задание ориентировало детей на составление рассказа по найденной программе.
Слайд 8Третья серия направлена на изучение смыслообразующего компонента связной речи. Она включала
в себя три вида заданий
-Составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;
-Придумывание сюжета и составление рассказа по предметным картинкам, которые дети должны отобрать из общего банка предметных картинок;
-Самостоятельное нахождение темы и ее реализации в рассказах.
Четвертая серия заданий была направлена на исследования ориентировки в признаках связной речи. Детям предлагается прослушать и сравнить два отрывка: небольшой рассказ и деформированный текст
Слайд 9Результаты исследований:
20% детей имеют средний уровень сформированности связной монологической речи.
30% детей
имеют низкий уровень сформированности связной монологической речи
50% детей имеют очень низкий уровень сформированности связной монологической речи.
Слайд 10Методика развития связной речи В.К.Воробьевой
I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по
узнаванию связного сообщения, т.е.рассказа, включает в себя формирование:
-ориентировки в смысловой цельности связного сообщения,
-ориентировки в языковых средствах рассказа (основное внимание ребенка уделяется выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете или событии).
II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи. Он включает в себя:
-развитие навыка связного говорения практическими методами,
-знакомство с правилами строения рассказа,
-формирование навыков связной повествовательной речи,
-Формирование навыков связной описательной речи.
Слайд 11
III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
IV раздел.
Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
Возможность широкого применения представленной методики обусловлена тем фактом, что связная речь является не только самостоятельной формой речевого общения, но и средством обучения детей и средством осуществления контроля за их знаниями.
Все это говорит о том, что предложенная нами система дидактических средств, направленных на развитие связной монологической речи эффективна. Тем самым, мы решили все поставленные нами задачи исследования и подтвердили выдвинутую нами гипотезу.