Презентация, доклад на тему Методическое пособие Дидактические игры и игровые упражнения . Слова с противоположным значением - антонимы (глаголы и существительные). Предложения с союзом А.

Содержание

Слова с противоположным значением - антонимы (глаголы и существительные) Цели: Научить детей подбирать слова, противоположные по значению(антонимы)Совершенствовать словарь учеников путем развития умения подбирать слова – антонимы, выраженные различными частями речи.Учить подбирать и выделять слова –

Слайд 1 Дидактические игры и игровые упражнения . Слова с противоположным значением -

антонимы (глаголы и существительные). Предложения с союзом А.

Педагог дополнительного образования
Центр восстановительного лечения детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями г. Казань
Галямиева Миляуша Габдельбариевна

Дидактические игры и игровые упражнения . Слова с противоположным значением - антонимы (глаголы и

Слайд 2Слова с противоположным значением - антонимы (глаголы и существительные)







Цели:
Научить

детей подбирать слова, противоположные по значению(антонимы)
Совершенствовать словарь учеников путем развития умения подбирать слова – антонимы, выраженные различными частями речи.
Учить подбирать и выделять слова – антонимы в текстах пословиц и стихотворений.
Учить дописывать недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст.
Составление сложных предложений с противительными союзами.

Слова с противоположным значением - антонимы (глаголы и существительные)  Цели: Научить детей подбирать слова, противоположные по

Слайд 31. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч

одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть — (раздеть),
поднять — (опустить),
бросить — (поймать),
спрятать — (найти),
положить — (убрать),
дать — (взять),
купить — (продать),
налить — (вылить).

1. Игра с мячом «Скажи наоборот». Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший

Слайд 42.К данным словам придумать слова-«неприятели».

1) День —

2.К данным словам придумать слова-«неприятели».1) День —

Слайд 5утро —

утро —

Слайд 6восход —

восход —

Слайд 7весна —


весна —

Слайд 8зима —

зима —

Слайд 9жара —

жара —

Слайд 10Глаголы:
Войти —

Глаголы:Войти —

Слайд 11одеваться —

одеваться —

Слайд 12Заснуть-

Заснуть-

Слайд 13Уронил-

Уронил-

Слайд 143.Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу.
 Холодильник (мороженое,

плитка, лампа, альбом).
Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).
Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).
Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).
Микрофон (утюг, наушники, гитара, магнитофон).
Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь).
Обогреватель (или печка) (сумка, пылесос, вентилятор, утюг).
Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

3.Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу.  Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом).Карандаш (тетрадь, ручка,

Слайд 154.Выбрать из 3 слов 2 слова-«неприятеля».
Друг, печаль, враг.
Ночь, сутки, день.
Радость,

радостный, печаль.
Поднимать, опускать, брать.
Давать, продавать, брать.
Покупать, продавать, отдавать.
Говорить, идти, молчать.
 

4.Выбрать из 3 слов 2 слова-«неприятеля». Друг, печаль, враг.Ночь, сутки, день. Радость, радостный, печаль. Поднимать, опускать, брать.

Слайд 16Конспект занятия с играми по теме «Глаголы-антонимы»

Конспект занятия с играми по теме «Глаголы-антонимы»

Слайд 17Тема: Глаголы-антонимы.
Цели: Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, стро­ить фразу по сюжетной

картинке. Развивать у детей чув­ство языка.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед говорит: «Сядет тот, кто назовет действия, которые мы совер­шаем каждый день».
Логопед рассказывает детям историю:
— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все де­лал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Про­сит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком Наоборот. А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.
После чтения рассказа логопед уточняет действия с противо­положным значением: ложиться — вставать, убирать — разбра­сывать и т. п.
Тема: Глаголы-антонимы. Цели: Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, стро­ить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей чув­ство

Слайд 182. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только

на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия:
опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот — закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.

2.	Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как

Слайд 195. Игра «Картинки-перевертыши».
Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предло­жения по картинкам.

Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны.
На первой картинке изображен мальчик, который чинит ма­шинку. Дети произносят: «Мальчик чинит машинку». Логопед продолжает: «Какое действие в этом предложении? Назовите противоположное действие и составьте новое предложение».
Когда дети составили предложение, логопед переворачивает картинку и показывает ее ребятам. Затем оценивает, как состав­лено предложение, правильно ли подобрано противоположное действие.
Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:
Девочка снимает фартук (надевает).
Папа вешает картину (снимает).
Малыш строит башню (ломает).
Мальчик пачкает костюм (чистит).
Бабушка выдергивает морковку (сажает).
Мальчик ловит мяч (бросает).
Девочка ловит бабочку (выпускает).
Обращается особое внимание на то, что к действию «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные дей­ствия.
5.	Игра «Картинки-перевертыши». Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предло­жения по картинкам. Если составят правильно, он им

Слайд 204. Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоя­тельно составить предложение по индивидуальной

картинке, выделить в нем действие и составить новое предложение, в кото­ром будет противоположное действие — антоним (уже без на­глядной опоры).
У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки.) Дети составляют по два предложения со следующи­ми противоположными действиями: подплыть —. отплыть, завя­зать — развязать, пододвинуть — отодвинуть, подлететь — отлететь, вбежать — выбежать, заходить — выходить и др.
5. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.



4.	Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоя­тельно составить предложение по индивидуальной картинке, выделить в нем действие и

Слайд 23 6.Игра «Двойной противник»
К каждой паре слов подбери по два слова —

против­ника. Крутой подъём — (пологий спуск). Долгожданное богатство — (неожиданная бедность). Слабый мороз — Грустная старость — Тихий плач — Узкий выезд — Радостная встреча — Вспомнить радость — Светлый верх — Мелкий недостаток — Отдать много — Тёмное прошлое — Грустный конец — Счастливый конец — Огромная гора —
6.Игра «Двойной противник» К каждой паре слов подбери по два слова — против­ника. Крутой подъём —

Слайд 24
7.Игра «Найди

пару».

— На доске в два столбика записаны слова, прочитайте слова первого столбика, второго. Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением.
— Запишите слова парами.

7.Игра «Найди пару».— На доске в два столбика

Слайд 258.Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».
Слон большой, а комар ...
Камень

тяжелый, а пушинка ...
Золушка добрая, а мачеха ...
Зимой погода холодная, а летом ...
Сахар сладкий, а горчица ...
Дерево высокое, а куст ...
Дедушка старый, а внук ...
Суп горячий, а компот ...
Сажа черная, а снег ...
Лев смелый, а заяц ...
Молоко жидкое, а сметана ...
Река широкая, а ручеек ...
Работать трудно, а отдыхать ...

8.Закончить предложение и назвать слова — «неприятели». Слон большой, а комар ...Камень тяжелый, а пушинка ...Золушка добрая,

Слайд 269.Найдите слова – антонимы в текстах пословиц.
Ученье – свет, а неученье

– тьма.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Не верь началу, верь концу.
Старый друг лучше новых двух.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
По одежке встречают, по уму провожают.
Говори меньше, а делай больше.
Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь.

9.Найдите слова – антонимы в текстах пословиц. Ученье – свет, а неученье – тьма.Лучше горькая правда, чем

Слайд 27 10.«Доскажи  словечко»
Подбор антонимов к словам различных частей речи.
Я антоним к слову

«зной».
Я в реке, в тени густой.
И в бутылке лимонада,
А зовут меня  …  (прохлада).

 10.«Доскажи  словечко» Подбор антонимов к словам различных частей речи.Я антоним к слову «зной».Я в реке, в тени

Слайд 28Я антоним к слову «холод».
В речке все — и стар, и

молод,
Меня любит детвора,
Называюсь я  …  (жара).

Я антоним к слову «холод».В речке все — и стар, и молод,Меня любит детвора,Называюсь я  …  (жара).

Слайд 29Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для

сна,
Называюсь  …  (тишина).

Я антоним шума, стука,Без меня вам ночью мука,Я для отдыха, для сна,Называюсь  …  (тишина).

Слайд 30Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому

что я  …  (зима).

Я антоним к слову «лето»,В шубу снежную одета,Хоть люблю мороз сама,Потому что я  …  (зима).

Слайд 31Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я  …  (конец).

Не бываю без начала,Близкий родственник причала,Делу всякому венец,Называюсь я  …  (конец).

Слайд 32Я антоним к слову «день».
Всем давно трудиться лень,
И игрушки тоже прочь,
Спать

пора, пришла уж  … (ночь).

Я антоним к слову «день».Всем давно трудиться лень,И игрушки тоже прочь,Спать пора, пришла уж  … (ночь).

Слайд 33Игра-лото на анонимы "Что не так?".

Игра-лото на анонимы

Слайд 34Предложения с союзом А



Цель: научить детей составлять предложения, используя противительный союз

«А»
Предложения с союзом А Цель: научить детей составлять предложения, используя противительный союз «А»

Слайд 35Конспект занятия «Сложносочиненные предложения с союзом А»

Конспект занятия «Сложносочиненные предложения с союзом А»

Слайд 391.Вставьте в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания
«    

  …        поучусь, а     …      погуляю,» — говорит ленивый.
«       …        погуляю, а     …       поучусь,» — говорит прилежный.

1.Вставьте в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания«       …        поучусь,

Слайд 402.Прослушайте предложения. Оцените их правильность.
Слон большой, а комар маленький.
Дерево низкое, а

куст высокий.
Камень легкий, а пух тяжёлый.
Работать тяжело, а отдыхать легко.
Днём светло, а ночью темно.
Отец пожилой, а сын молодой.
Дедушка молодой, а внук старый.
Редька сладкая, а груша горькая.
Зима тёплая, а лето холодное.
Мышка пищит тихо, а петух поёт громко.
Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно.

2.Прослушайте предложения. Оцените их правильность. Слон большой, а комар маленький.Дерево низкое, а куст высокий.Камень легкий, а пух

Слайд 413.Закончить предложение.
Днем светло, а ночью ...
Сегодня мне весело, а вчера было

...
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...
Кричат громко, а шепчут ...
Я больна, но скоро буду ...
Я живу близко от реки, а мой друг ...
Продавец продает, а покупатель ...
Друзья часто ссорятся, но легко ...
Легко заболеть, но трудно ...
Воспитатель спрашивает, а дети ...
Утром дети приходят в детский сад, а вечером...
Сначала гостей встречают, а потом ...
При встрече здороваются, а при расставании ...
Вечером ложатся в кровать, а утром ...

3.Закончить предложение.Днем светло, а ночью ...Сегодня мне весело, а вчера было ...Заяц скачет быстро, а черепаха ползает

Слайд 42Этот чай холодный, а этот…(горячий). Этот мяч большой, а этот…(маленький). Горчица горькая, а

конфета…(сладкая). Эта лента длинная, а эта…(короткая). Дорога широкая, ровная, а тропинка…(узкая, кривая). Река глубокая, большая, а ручей…(мелкий, маленький). Дедушка старый, а внук…(молодой).

4.Сравни

Этот чай холодный, а этот…(горячий). Этот мяч большой, а этот…(маленький). Горчица горькая, а конфета…(сладкая). Эта лента длинная,

Слайд 435.Игра «Подскажи словечко»
Куст низкий, а дерево … Вагон большой, а тележка … Ночь

была холодная, а день … Молоко жидкое, а сметана … Малина сладкая, а лимон …

5.Игра «Подскажи словечко» Куст низкий, а дерево … Вагон большой, а тележка … Ночь была холодная, а

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть