Слайд 1Методический семинар
«Роль педагога в создании условий, способствующих успешному обучению и
социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила: Журавлева М.Ю.,
педагог-психолог МБОУ СОШ № 73
Слайд 2"Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на
своём уровне, соответственно своим личностным особенностям»
Слайд 4В 2008 году Россия подписала конвенцию ООН
«О правах инвалидов».
2012 год
– Закон об образовании утвердил инклюзивное образование, программы и виды инклюзивного образования, статус ребёнка с ОВЗ, виды адаптированных программ.
Слайд 5Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан
в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. Инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.
Слайд 6Цель инклюзивного образования
принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на
основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.
возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.
Слайд 8Основные принципы обучения
детей с ОВЗ
1. Мотивация – необходимо вызывать интерес
ребёнка к окружающему миру и учебному процессу.
2. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
3. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут или индивидуальная программа сопровождения?
Это план мероприятий, направленных на развитие и социализацию ребёнка с ОВЗ. Это скоординированная деятельность всех субъектов образовательного процесса с одной единой целью.
Слайд 9Приёмы и методы работы с детьми ОВЗ
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение
учащимся инструкции к выполнению задания;
Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
Чередование занятий и физминуток;
Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Слайд 10 А вы за или против инклюзии?
Обоснуйте свой ответ!
Слайд 12Существующие барьеры
Архитектурная недоступность школ.
Дети с ОВЗ часто признаются необучаемыми.
Большинство учителей и
директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах.
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Слайд 13
Рекомендации педагогам по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка
с
ОВЗ
1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для...»
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
Слайд 145.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Приемы:
Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
Делайте
ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах
(на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Слайд 18Литература
Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ
«Перспектива», 2007.
Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
Стабс, С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах = InclusiveEducationWhereTherearefewresources / С. Стабс. – Москва, 2009
http://www.uchmet.ru/events/item/257357/privatematerials/
http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=651
http://edu-open.ru/Portals/0/Specialistam/Созд.условий