Слайд 1
Формирование жизнестойкости обучающихся
Заместитель руководителя по научно-методической деятельности, педагог-психолог МБОУ гимназии №
40
Маркова Л.М. старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ИРО
Слайд 2План мероприятия
Алгоритм организации работы МО классных руководителей.
Российское движение школьников.
Технология вовлечения учащихся
в воспитательный процесс ОО.
Многообразие групповых форм взаимодействия во внеурочной деятельности.
Создание инновационных социальных проектов в ОО.
Слайд 3Чего Вы хотите от работающего МО классных руководителей?
Как можно этого достичь?
Почему
это важно?
Как Вы узнаете, что достигли результата?
Алгоритм организации работы МО классных руководителей
Слайд 7Большая психологическая
игра как фактор гармоничного развития личности и позитивного общения
Слайд 8 Командная игра «Шерлок Холмс»
Слайд 9А сколько радости и азарта!!!
Слайд 10
Актуальность существенные нарушения психологического здоровья влекут за собой тяжелые последствия для
детского здоровья.
Профилактика нарушений психологического здоровья учащихся и повышение его уровня лучше всего решается в рамках групповых психологических занятий. Все это определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования: определить уровни психологического здоровья учащихся в классных коллективах.
Целью исследования: создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения средствами больших психологических игр, созданных специально для классных параллелей.
Объект исследования: учащиеся МБОУ гимназии № 40.
Предмет исследования: уровень психологического здоровья в классных коллективах.
Слайд 12Гипотеза
Исходя из прогнозируемой значимости психологического здоровья учащихся, можно предположить, что чем
выше динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, тем выше уровень психологического здоровья учащихся.
Динамическую совокупность психических свойств составляют:
— Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.
— Высокий уровень развития рефлексии.
— Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.
— Успешное прохождение возрастных кризисов.
— Адаптированность к социуму (если это ребенок — то к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Слайд 14Задачи:
1. Повысить учебную мотивацию учащихся, посредством вовлечения их в групповую
деятельность, согласно возрастной норме в классной параллели.
2. Сплотить классные коллективы.
3. Расширить спектр социальных ролей и усовершенствовать коммуникативные навыки учащихся.
4. Реализовать потребность в общении.
5. Посредством вовлечения в положительную эмоционально-насыщенную деятельность провести психопрофилактическую работу по предупреждению суицидальных наклонностей поведения, школьной травли.
6. Создать условия для творческой самореализации учащихся.
7. Сформировать и закрепить социальные отношения между классными коллективами и классными руководителями.
8. Разработать и внедрить в воспитательный процесс школы широкий спектр БПИ.
9. Предупредить проявление нарушений психологического здоровья, возникающих в процессе развития учащихся.
Слайд 16Методы исследования:
Исследовательский метод.
Наблюдение.
Беседа.
Проективная диагностика.
Слайд 19Структура работы:
На первом этапе мы знакомимся с классными коллективами, изучаем их
в процессе командной подготовки к игре, проводим проективную диагностику.
На втором этапе создаем необходимый сценарий, соответствующий возрастной группе и удовлетворяющий основным запросам классного коллектива.
Слайд 21
Внедрение в воспитательный процесс с целью создание условий для гармоничного
развития учащихся в процессе школьного обучения средствами больших психологических игр, созданных специально для классных параллелей.
Слайд 23 Ядром нашей работы является внедрение большой психологической игры и воспитательною систему
школы.
Большая психологическая игра — это профессиональный метод, опирающийся на несколько принципиально важных характеристик игры как культурного явления.
Во-первых, игра обеспечивает погружение человека в деятельность, которая обладает внутренней привлекательностью, имеет собственный мотив. Эта деятельность запрашивает определенные качества, способности от играющего человека и тем самым развивает их. Важный момент: развивающий потенциал игры определяется той деятельностью, в которую участника погружает ее содержание. Поэтому, создавая игру, мы моделируем деятельность с определенными свойствами.
Во-вторых, игра проживается человеком как реально значимое событие, наполняя его сознание яркими неподдельными эмоциями. То есть игра дает ценный, субъективно значимый для человека опыт, который затем может быть перенесен в иные сферы бытия. То, что происходит с человеком в игре, имеет смысловое значение для него.
В-третьих, игра порождает ситуации реального действия, свободного выбора и самоопределения, развивая волю, давая опыт самостоятельного поступка. Игра — это свободное самоопределение.
Наконец, в-четвертых, игра обладает свойством медиальности: по своему значению для личности она всегда больше и глубже своего непосредственного предметного содержания.
Слайд 25Прогнозируемые результаты
работая в зоне ближайшего развития, мы развиваем
следующие компоненты:
Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть в самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии».
Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном и физическом развитии, которая вписывается в границы нормы, присущей данным историческим и культурным условиям, и не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний.
Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях, приобщение человека к национальным духовным ценностям, которые, в свою очередь, являются частью общечеловеческих знаний. Это означает, что у человека присутствует умение понимать людей различных культур и взаимодействовать с ними.
Слайд 26Искусство презентации
Первые шаги…
Слайд 27Выводы:
• Игра — целостная, самодостаточная деятельность человека.
Как следствие, игра может быть
применена для решения мотивационно-смысловых задач, развития навыков целеполагания.
• Игра — яркий пример продуктивной деятельности. У нее всегда есть задача, ради решения которой многое можно и стоит преодолеть и пройти. Согласитесь, в жизни современного ребенка не так много ситуаций продуктивной деятельности. Очень часто он включается в чужую деятельность, работает на навязанный результат. Игра помогает сформировать здоровое чувство хозяина собственной активности, выражаясь по-научному, сформировать субъектную позицию.
• Игра выстроена на четких правилах и нормах. Следовательно, возможно развитие навыков саморегуляции, усвоение моделей поведения.
• Игра — пространство «как бы». Это позволяет развивать образное мышление, воображение, внутренний план действий. Создаются возможности для освоения новых моделей поведения.
• Игра — целостное, естественное психофизиологическое состояние человека. Как следствие — возможность поддержания здоровья в процессе обучения, развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Слайд 28УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации
«Российское движение школьников»
29
октября 2015 года
http://движение-школьников.рф
Слайд 29Направления:
Личностное развитие
Гражданская активность
Военно-патриотическое направление
Информационно-медийное направление
РДШ
Российское Движение Школьников
Слайд 30Важнейший инструмент формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности.
Развитие добровольчества
является показателем социально-педагогической работы школы.
Волонтёрские практики
Слайд 31Форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленную на бескорыстное
оказание социально значимых услуг, способствующую личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан ( волонтёров/добровольцев)
Волонтёрская (добровольческая деятельность)
Слайд 32объединить детей и подростков образовательных организаций для совместного участия в различных
видах социально-значимой деятельности.
Цель волонтёрсва:
Слайд 33Волонтёрская группа;
Волонтёрский отряд;
Волонтёрское движение.
Классификация добровольческих объединений
Слайд 34Общественное признание;
Самовыражение и самоопределение;
Профессиональное ориентирование;
Приобретение полезных социальных и практических навыков;
Возможность общения,
дружеского взаимодействия с единомышленниками;
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;
Организация свободного времени.
Мотивы занятия добровольчеством:
Слайд 35Авторские модели волонтёрской деятельности в образовательной организации.
Эффективность развития добровольчества в школе
зависит от адекватного экспертного проектирования соответствующих организационных форм в конкретной образовательной среде.
Гражданская активность
Слайд 36Шаг. Организация опроса учащихся.
Шаг. Создание волонтёрской команды.
Шаг. Обучение учащихся в кейсовом
формате медиативным технологиям.
Шаг. Проведение под руководством куратора примирительных технологий.
Шаг. Самостоятельное проведение примирительных программ.
«Организация волонтёрского движения службы школьной медиации»
Слайд 37Методы обучения школьников-волонтёров
Тренинг;
Кейс-метод;
Деловая игра;
Инструктирование;
Рабочий инструктаж.
Слайд 38отличается тем, что инициатором и лидером такого проекта является сам школьник.
Волонтёрский
проект в школе
Слайд 39Приказ о создании волонтёрского центра;
Должностная инструкция руководителя Волонтёрского центра;
Положение о волонтёрском
отряде в общеобразовательной школе;
Заявление волонтёра;
Согласие родителей (законных представителей);
План работы.
Нормативные документы :
Слайд 40«Группы равных»
Одной из форм групповой работы в образовательных учреждений является создание
взрослыми так называемых "групп равных" среди младших и старших подростков.
Слайд 41Общественно-активная школа
Модель общественно активной школы предоставляет возможность школе и местному сообществу
стать участниками гражданского образования населения, способствовать становлению и развитию гражданского общества, основанного на конкретных делах в интересах людей.
Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно- экономических отношений, формирования новых установок личности. Общественно активная школа (ОАШ) – это школа, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом.