Слайд 2
Керол Грей (Carol
Gray) создала Социальные Истории (это запатентованный товарный знак)
в 1991 году для того чтобы улучшать понимание социальных ситуаций у детей с РАС. Сейчас, спустя более чем 20 лет, Социальные Истории стали стандартным инструментом в работе учителей и родителей по всему миру.
Слайд 3
Что такое СоциальнЫЕ ИсториИ?
это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций,
событий или занятий. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать, и как следует себя вести.
Слайд 4Выбор темы
Темой социальной истории может быть конкретный навык (чистка зубов, уборка
в комнате, мытье рук, оплата покупок на кассе) или социальная ситуация (поход в магазин, участие в детском празднике, приезд родственников). Социальная история может описывать только одну ситуацию.
Слайд 5Выбор названия
Название должно быть кратким и отражать ее
основное содержание.
Например:
«Как мыть руки?»
«В кинотеатре»
«Покупки в магазине»
«Как пользоваться туалетом?».
Слайд 6Сбор информации
Важно собрать информацию о том, как происходит то или иное
действие.
Например, если история описывает участие ребенка в детском празднике, стоит узнать, как будет проходить это мероприятие, сколько будет гостей, какие могут быть конкурсы, что может напугать ребенка (например, салют) и так далее.
Слайд 7Персонаж
Социальные истории чаще всего пишутся от первого лица.
Например:
Мне
нельзя пить молоко. От него у меня болит живот.
Иногда в метро мне становится страшно, и я начинаю кричать.
Слайд 8При составлении социальной истории про другого персонажа важно сделать так, чтобы
этот персонаж был похож на самого ребенка.
Например: для 9-летней Маши может быть составлена социальная история с таким героем: «Это девочка Даша. Ей 9 лет. Она, как и ты, учится в третьем классе. Даша любит ездить на автобусе и смотреть мультфильмы».
Слайд 9Составление истории
При составлении социальных историй используются различные типы предложений
Описательные (Летом я
и мой брат живем на даче с бабушкой.)
Перспективные (Учитель радуется, когда я выполняю все задания быстро.)
Директивные (В кинотеатре я буду сидеть тихо. (Но не «Я не буду кричать»).)
Подтверждающие (Дети на площадке могут громко кричать. Это нормально.)
Поддерживающие (Мой учитель поможет мне справиться с заданием.)
Контролирующие (Я должен есть три раза в день. Моему телу нужна еда так же, как поезду нужно электричество, чтобы про- должать ехать. Я как Железный.)
Незавершенные (Меня зовут _______________. Мои родители ______________, когда я веду себя послушно.)
Слайд 10Иллюстрации
Наиболее эффективными иллюстрациями являются фото самого ребенка, выполняющего описанное в истории
действие.
Другим вариантом иллюстраций могут стать схематичные рисованные изображения.
Слайд 11Как использовать социальные истории
Ребенок, подросток или взрослый человек с аутизмом знакомятся
с социальной историей, читая или слушая ее. Если ребенок умеет читать, он читает историю самостоятельно. Если ребенок не умеет читать, историю могут прочитать родители, учитель, тьютор или другой взрослый.
Важно, чтобы первое прочтение истории состоялось в благоприятной обстановке, когда ребенок спокоен.
После того как история прочитана в первый раз, нужно обсудить ее с ребенком.
В дальнейшем социальная история должна быть прочитана ребенку или ребенком один раз в день. По мере освоения действий, описанных в социальной истории, читать можно менее регулярно.
Слайд 12Ограничения в использовании
ребенок, для которого разрабатывается социальная история, должен хорошо понимать
устную речь. В данном случае слово «хорошо» обозначает, что ребенок не просто выполняет инструкции взрослого в определенном контексте (принести ложку по просьбе мамы, когда та накрывает на стол), а может ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста. В противном случае чтение социальной истории не будет достаточно эффективно работать в качестве метода развития функциональных навыков.
Слайд 18В школе я иногда играю с другими детьми
Слайд 19Иногда случается так, что другие дети оказываются первыми в игре
Слайд 20Если так происходит, я постараюсь не расстраиваться и сказать «Ничего
страшного»
Слайд 21Если другой ребенок оказался впереди меня в очереди или раньше меня
сел на качели, я могу попросить его «Уступи»
Слайд 22Если другой ребенок не хочет уступать и говорит «Нет», я постараюсь
не
расстраиваться и сказать «Ничего
страшного»
Слайд 23Если другие дети оказываются впереди меня, я могу:
Глубоко подышать
Сказать
«Ничего страшного»
Сложить руки в замок
Поиграть в сенсорной комнате
Слайд 24Я постараюсь следовать правилам и оставаться спокойным, если другие дети оказываются
впереди меня.
Слайд 27У меня на голове растут волосы. У всех детей на голове
растут волосы. Когда волосы становятся очень длинными, они мешают играть и бегать. Поэтому волосы надо подстригать.
Слайд 28Волосы подстригают в специальном месте – парикмахерской.
Слайд 29В парикмахерской есть удобные мягкие кресла в виде машинок и самолетов,
в которых приятно сидеть, а еще это кресло высоко поднимается, это весело!
Слайд 30В парикмахерской есть телевизор с мультфильмами и игрушки!
Слайд 31Сначала надо надеть специальную накидку, она нужна, чтоб остриженные волосы не
сыпались на одежду.
Слайд 32Потом на волосы побрызгают водой из специальной бутылки.
ПШИК-ПШИК-ПШИК
Слайд 34После того, как волосы подстригли, шею отряхнут специальной мягкой кисточкой.
Слайд 36Когда волосы подстригают надо сидеть спокойно и ровно, тогда стрижка будет
красивой и аккуратной.
Слайд 37Я постараюсь вести себя хорошо.
После парикмахерской мы с мамой и
папой пойдем в Детский мир!