Слайд 2“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я
запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
(китайская пословица)
Слайд 3Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за
счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Слайд 4Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной
методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Слайд 5Классификация учебных проектов профессора Коллингса:
Проекты игр — различные игры, народные танцы,
драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых — получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: строительство сцены для школьного театра и т.п.
Слайд 6Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира).
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
Слайд 7В чем своеобразие проектного метода?
В рамках процесса обучения проектный метод можно
определить, как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как "обучение через делание", когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Слайд 8Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее
значимы следующие:
участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
участники проекта организуют себя на дело;
участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
участники проекта вступают в дискуссии.
Слайд 9Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых
учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Слайд 10Современная классификация учебных проектов
практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций
по восстановлению экономики страны);
исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Слайд 11Технология проектного обучения в системе уроков
Исходный: разработка проектного задания;
Разработка проекта: планирование
работы;
Реализация проекта;
Завершение проекта.
Слайд 12С чего можно начинать проектную деятельность в школе?
С создания методической службы,
помогающей учителю и школьнику войти в пространство новых образовательных взаимоотношений.
Слайд 13Кто координирует проектную деятельность в школе?
Для организации непосредственно проектной работы в
школе создается Координационный Совет. В состав Совета входят представители межпредметных кафедр, УМО, учителя информатики. Координационный Советом руководит заместитель директора по научно-методической работе. Заседания Координационного Совета проводятся не реже одного раза в месяц. Координационный Совет разрабатывает программу работы на год, координирует и корректирует организацию проектной деятельности, организует школьную презентацию проектов.
Слайд 14Что нужно для работы над проектом?
В школе должны быть обширная библиотека
и Internet, в любую минуту доступные ученикам и учителям.
Наличие помещений в школе, где учащиеся могли бы работать над проектом в свободное время индивидуально или в небольших группах.
Наличие и свободный доступ к множительной технике.
Наличие методических рекомендаций для учителей и учащихся по организации проектной деятельности.
Слайд 15Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними,
проверенными временем методами?
Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов.