Слайд 1Менеджмент в сфере образования
Слайд 2Образовательно-профессиональные требования к дисциплине
Уметь:
ставить цели и задачи управления, разрабатывать определенные мероприятия
и способы по их достижению, разделять задачи на различные виды операций, распределять работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.
Понимать
Как управлять, используя науку менеджмента, т.е. познавать, выявлять законы экономического развития, планировать, организовывать, регулировать и контролировать развитие в соответствии с этими понятиями, своевременно выделять противоречия общественного развития и разрешать их.
Слайд 3Диагностический тест
1. Какое из определений понятия «управления», на Ваш взгляд, более
всего подходит к ОУ?
а) Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации
в) в)Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу
б) Управление - особый вид деятельности, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы
г) г)Управление – это непрерывный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов при наименьших затратах
Слайд 4Диагностический тест
2. Кто осуществляет общее управление ОУ?
а) директор (заведующая)
б) попечительский совет
в)
педагогический совет
г) совет оу
3. Какие функции управления принято считать общими (основными)?
а) планирование, организация, мотивация,контроль
б) информационная, аналитическая, планирование, регулирование
в) прогностическая, планирование, руководство, контроль
г) целеполагание, планирование, координация, контроль
4. Кто осуществляет общественное управление ОУ?
а) директор (заведующая)
б) попечительский совет
в) педагогический совет
г) заместитель директора
5. В каких аспектах можно рассматривать содержание управления?
а) как науку и искусство управления
б) как вид профессиональной деятельности
в) как аппарат управления деятельностью организации
г) как процесс принятия управленческих решений
6. Кто является субъектом управления ОУ?
а) директор (заведующая)
б) начальник моуо
в) совет образовательного учреждения
г) бухгалтерия
д) воспитанник
7. Кто осуществляет функциональное управление в ОУ?
а) директор (заведующая)
б) заместитель директора по научно-методической работе
в) заместитель по АХЧ
г) бухгалтер
8. Кто осуществляет административное (государственное) управление ОУ?
а) директор (заведующая)
б)попечительский совет
в) уководители целевых (межпредметных) программ
г)педагогический совет
9. Кто (что) является объектом управления в ОУ?
а) учителя б) образовательный процесс
в) технический персоналг) хозяйственный процесс
Слайд 5Диагностический тест
10. Какая из перечисленных ниже характеристик целей называется в управленческой
практике термином «дерево целей»?
А - Цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
Б - Цели должны быть ориентированы по времени, т.е. иметь конкретный горизонт планирования
В. - Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации.
Г. - Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими
11. Какие виды перечисленных ниже планов относятся к краткосрочному планированию?
А. - индивидуальный план; Б. – программа развития; В. – календарно-тематический план; Г. - перспективный план;
12. О какой функции управления идет речь?
«Это есть конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого ОУ реально может достичь к четко определенному моменту времени».
13. В рамках какого подхода впервые возникло понятие «управленческие решения»?
А – процессный
Б. – ситуационный
В. – системный
14. О каком конкретном виде управленческой деятельности идет речь? ______________
«Это есть форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития».
Слайд 6Диагностический тест
15. Какой вид организационной культуры тяготеет к детальной разработке и
постоянному пересмотру должностных инструкций (обязанностей)?
А. – культура, ориентированная на власть;
Б. - ролевая культура;
В. – культура, ориентированная на деятельность,
Г. – культура индивидуальности.
16. К какому виду планирования относится годовой план ОУ?
А. – стратегическое;
Б. – тактическое;
В. – оперативное;
Г. – перспективное
17. Какой вид инспекционного контроля проводится по запросам с целью консультирования должностных лиц?
А) - Плановое инспектирование
Б) - Аудит
В) - Оперативное инспектирование
Г) – Мониторинг
18. При проведении каких проверок инспектируются два и более направлений деятельности?
А) - Фронтальные Б) – Комплексные В) – Тематические
19. Какой из основных принципов управления может также опираться на интуицию, опыт и здравый смысл руководителя?
А. – принцип целостности (системности);
Б. – принцип научности;
В. – принцип иерархической упорядоченности.
Слайд 7Диагностический тест
20. В состав каких общих функций управления входит функция «принятие
управленческих решений»?
А. – планирование;
Б. – организация;
Г. – контроль;
Д. – присутствует во всех функциях управления.
21. По результатам какого вида контроля принятие управленческого решения не является обязательным?
А – административного;
Б. – коллегиального;
В. – самоконтроля.
Г.-взаимоконтроля
22. Что в науке управления считается главным продуктом управленческого труда?
А. – управленческая информация;
Б. – услуги;
В. – выпускаемая продукция.
Г.- исполнение решений
23. В рамках какой функции управления составляется «план –задание»?
А. – планирование;
Б – организация;
В. – мотивация;
Г. - контроль
24. Какова статусная роль решений, принимаемых Советом ОУ?
А. – обязательны для исполнения руководителем ОУ;
Б. – носят рекомендательный характер;
В. – статусная роль решений Совета ОУ определяется Уставом ОУ
Г.- обязательны для исполнения
25. Контролирующие субъекты какого уровня имеют право осуществлять инспектирование в форме надзора?
А. – уровень образовательного учреждения;
Б. – муниципальный уровень;
В. – уровень министерства образования РФ
Слайд 8Менеджмент в сфере образования
«Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить
командой, координировать и контролировать»
(Анри Файоль )
Слайд 9Литература
Основная литература:
Корзникова, Г.Г. Менеджмент в образовании : практический курс : учебное
пособие для студентов вузов / Г.Г.Корзникова – М.: Издательский цент «Академия», 2008.
Основы менеджмента / Под ред. А.И.Афоничкина. - СПб. : Питер, 2007.
Электронные ресурсы:
Как управлять педагогическим коллективом развивающейся школы: учебное пособие [Электронный ресурс].
Практические советы по эффективному управлению: Учебное пособие [Электронный ресурс].
Электронный архив журнала «Директор школы» (с 1993 года по 2006г.) : Учебное пособие [Электронный ресурс].
Практикум эффективного управления. Выпуск 1, 2: Учебное пособие [Электронный ресурс].
Энциклопедия административной работы в школе. Выпуск 8: Учебное пособие [Электронный ресурс].
Слайд 10Литература
Дополнительная литература:
Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием : учеб. пособие по спецкурсу для
студ. пед. специальностей и руководителей образоват. учреждений / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Константиновский, Д.Л. От сбора статистических данных – к информационному обеспечению принятия решений / Д.Л. Константиновский, М.Л. Агранович, О.Я. Дымарская. – М.: Логос, 2006.
Конфликтология : учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашев и др. / Под ред. В.П. Ратникова. – М., 2001.
Ландсберг, М. Коучинг. Повышайте свою эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете / М. Ландсберг. – М., 2006.
Лебедев, О.Е. Управление образовательными системами: Учебное пособие / О.Е. Лебедев. – М. : Университетская книга, 2004.
Плотникова, Е.Б. Теория и технологии управления образовательными системами : учебное пособие для препод., студентов педвузов, учителей, менеджеров общего и дополнительного образования / Е. Б. Плотникова. – Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2005.
Репин, С.А. Теория и практика управления образовательной системой (Региональный аспект) : Монография / С.А. Репин. – Челябинск, 2004.
Серкова, Г.Г., Профессионально-управленческая культура руководителя образовательного учреждения. Часть 1. Теоретические основы./ Серкова, Г.Г., Гнатышина, Е.А. – Челябинск, 2006.
Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения / под ред. Моисеева А.М.. Хвана А.А. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Ушаков, К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий / К.М. Ушаков. – М . : Сентябрь, 2004.
Слайд 11Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Цели занятия:
сформировать целостное
представление об управлении,
проанализировать изменение взглядов на основы управленческой деятельности
Слайд 12Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Первоначально «manage» означало «объезжать
лошадей», затем — «владеть оружием», «управлять колесницей» и лишь позже — «управлять людьми».
Определение менеджмента как деятельности и искусства позволяет говорить о существовании в обществе многовековой управленческой практики.
Менеджмент как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа и определения путей совершенствования управленческого процесса, а также поиска эффективных механизмов управления развитием общества. Обозначение менеджмента как науки позволяет выделить ее основные категории — «управление» и «организация».
Слайд 13Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Понятие «управление»
Словарь В.И.Даля:
слово «управление» произошло от глаголов править, справляться и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно».
Традиционное понимание:
управление - непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах
Современное понимание:
- Управление - нелинейная диалоговая многофункциональная деятельность участников социального процесса, одинаково заинтересованных как в получении высокого результата работы организации, так и в сохранении и развитии участвующих в этом процессе людей, их отношений и неповторимой субъектности;
-специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижение целей (А. В.Тихонов);
-деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми (В. Ю. Кричевский);
-активное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач (Т. И. Шамова).
Слайд 14Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Управление — это деятельность
по достижению определенных целей, в основе которой — взаимодействие людей, согласование их действий.
Слайд 15Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Основными принципами управления являются:
принцип научности управления, дающий возможность руководителю применять достижения смежных научных дисциплин (психологии, педагогики, экономики и др.), знания закономерностей объективных тенденций развития общества и на их основе выстраивать управленческий процесс в организации;
принцип системности, заключающийся в рассмотрении управленческой деятельности как комплекса взаимозависимых, взаимообусловленных и согласованных взаимодействий субъектов управления;
принцип социальной обусловленности управления, предполагающий рассмотрение организации, в которой осуществляется управление, в качестве части более крупной социальной системы. Управленческий процесс должен быть социально-ориентированным, а его результаты — социально-значимыми и соответствовать потребностям и ценностным ориентациям человека в обществе;
принцип гуманности, в соответствии с которым главной ценностью управления являются самобытность, неповторимость человека и их учет в процессе управления, построения взаимоотношений;
принцип гибкости управления, требующий построения управленческой деятельности на основе учета специфических особенностей функционирования и развития объектов управления, наличия множества вариантов решения управленческих задач в зависимости от конкретных условий;
принцип оптимальности управления- поиск и определение возможных вариантов действий, исходя из условий деятельности (ресурсообеспеченности организации), приводящих к получению максимально желаемого результата.
Слайд 16Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Научные подходы к управлению:
функциональный
содержательный
интегративный
Слайд 17Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Функциональный подход :
процесс
управления — это выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций (В.Г.Афанасьев, А.И.Китов, Б.Ф.Ломов, М.Мескон, Г.Х.Попов, А. М. Омаров, П. И. Третьяков и др.)
Признаки:
- взаимозависимость функций управления и направленность их последовательной реализации на достижение целей управления
-определение функции управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разнородностью, определенностью, сложностью и стабильностью.
-названы функции управления- планирование, организация, координация, распорядительство и контроль (А.Файоль)
Слайд 18Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Содержательный подход:
классификация основных
направлений деятельности руководителя (объектов управления:
-техническое (управление производством),
-кадровое (управление персоналом организации),
-финансовое (управление финансовыми ресурсами),
- правовое (управление правовым обеспечением управленческой деятельности)
Слайд 19Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Интегративный подход :
-объединение функционального
и содержательного подходов
-рассматривается деятельность руководителя многомерно: основные содержательные направления (операции) деятельности руководите и функции управления, обеспечивающие их реализацию
Слайд 20Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Методы управления
— это система
способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.
классификация методов управления (по содержанию воздействия):
экономические;
организационные;
социально-психологические.
Емельянова Л.А
Слайд 21Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Менеджмент-
(от англ. management —
«управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Слайд 22
Менеджмент (управление) - самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленный на
достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования ресурсов
Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Слайд 23Система управления (менеджмента)
Система управления (менеджмента) представляет собой множество взаимосвязанных элементов
(звеньев), составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей управления.
Слайд 24Основные элементы системы менеджмента
Сущность менеджмента
Концепции управления
Цели
и критерии управления
Миссия и философия
Закономерности управления
Принципы управления
Персонал управления
Информация управления
Техника управления
Процесс управления
Функции управления
Решения управления
Структура управления
Методы управления
Регламенты управления
Организация труда в управлении
Эффективность управления
Развитие Менеджмента
Слайд 25Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Цели менеджмента:
прогнозирование, планирование и
достижение намеченных результатов в деятельности организации
выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.
создание условий, необходимые для успешного функционирования организации
Слайд 26Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Задачи менеджмента:
разработка, экспериментальная проверка
и применение на практике научных подходов, принципов и методов
организация услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов.
Слайд 27Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
задачи менеджмента:
стимулирование
сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
разработка стратегии развития организации и реализация;
определение целей развития организации;
выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
осуществление контроля за эффективностью деятельности организации
Слайд 28Основные элементы системы менеджмента
Сущность менеджмента
Концепции управления
Цели
и критерии управления
Миссия и философия
Закономерности управления
Принципы управления
Персонал управления
Информация управления
Техника управления
Процесс управления
Функции управления
Решения управления
Структура управления
Методы управления
Регламенты управления
Организация труда в управлении
Эффективность управления
Развитие Менеджмента
Слайд 29Принципы менеджмента
сочетание специализации и универсализации в управлении
устойчивость к внешней среде
экономичность управления
эффективность управления;
Слайд 30Методологические основы менеджмента
Основные подходы к управлению:
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную
серию взаимосвязанных управленческих функций.
системный подход (руководители рассматривают организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход (пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в определенной ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации).
Слайд 31Тема 1. Менеджмент как наука и практика управления
Объекты менеджмента
— человеческие ресурсы
организации, представителями которых выступает персонал, подчиненные;
— поставщики ресурсов для организации;
— конкуренты;
— информационное обеспечение, примером которого могут служить организация и налаживание локальных сетей, поддержание программного обеспечения в работоспособном состоянии и т. д.;
— финансы организации, т. е. непосредственно финансово-денежные потоки и управление ими.
Слайд 32Основные элементы системы менеджмента
Сущность менеджмента
Концепции управления
Цели
и критерии управления
Миссия и философия
Закономерности управления
Принципы управления
Персонал управления
Информация управления
Техника управления
Процесс управления
Функции управления
Решения управления
Структура управления
Методы управления
Регламенты управления
Организация труда в управлении
Эффективность управления
Развитие Менеджмента
Слайд 33Задание 1. Содержание каких элементов системы менеджмента изменится управление ДОУ с
принятием ФЗ «Об образовании в РФ»
Цели и критерии управления
Миссия и философия
Закономерности управления
Принципы управления
Персонал управления
Информация управления
Техника управления
Процесс управления
Функции управления
Решения управления
Структура управления
Методы управления
Регламенты управления
Организация труда в управлении
Эффективность управления
Развитие Менеджмента