Слайд 1Создание условий для мотивации обучающихся как средство повышения качества математического образования
Слайд 3Педагогика -
наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки
подрастающего поколения к жизни и деятельности
Воронин А.С.
Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г.
Слайд 4В Указе Президента РФ
от 7 мая 2012 года № 599
сказано:
«Правительству Российской Федерации:
а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:… разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования…»
Слайд 5Концепция
развития математического образования в
Российской Федерации
Слайд 6
Концепция
развития математического образования в Российской Федерации
24 декабря 2013 г.
№
2506-р
Слайд 7«Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие
экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов»
Слайд 8I. Значение математики в современном мире
Качественное математическое образование необходимо каждому для
его успешной жизни в современном обществе.
Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития РФ.
Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.
Слайд 9Проблема (от др.-греч. πρόβλημα – преграда, трудность, задача) – задача, способ
решения которой не известен.
«Для парусника, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Слайд 10II. Проблемы развития математического образования
Проблемы мотивационного характера:
- низкая учебная мотивация школьников
связанная с общественной недооценкой значимости математического образования;
- устаревшее содержание и отсутствие учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.
2. Проблемы содержательного характера:
- содержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;
- потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно;
- подмена обучения «натаскиванием» на экзамен.
Слайд 11II. Проблемы развития математического образования
3. Кадровые проблемы
- Выпускники образовательных организаций
высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний.
Слайд 12
Мы хотим, но пока не знаем как
1. Существенно повысить уровень
ЗУН по математике ВСЕХ учащихся
(«нет неспособных к математике детей»)
Проблемы развития
математического образования
2. Сформировать у детей интерес к изучению математики (мотивацию)
3. Обеспечить формирование средствами математики:
нравственных качеств личности (личностных УУД)
коммуникативных умений (коммуникативных УУД)
мышления, познавательных процессов (познавательных УУД)
умения учиться и готовности к саморазвитию (регулятивных УУД)
6. …
7. …
8. …
4. Обеспечить сохранение и поддержку здоровья учащихся.
5. Создать эффективные пед. инструменты и подготовить кадры.
Слайд 13III. Цели и задачи Концепции
Цель – вывести российское математическое образование на
лидирующее положение в мире.
Слайд 14III. Цели и задачи Концепции
Задачи:
модернизация содержания учебных программ математического образования на
всех уровнях (с обеспечением их преемственности);
обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;
обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;
повышение качества работы преподавателей математики;
поддержка лидеров математического образования;
обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
популяризация математических знаний и математического образования.
Слайд 15IV. Основные направления реализации Концепции
2. Основное общее и среднее общее образование
Математическое
образование должно:
предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне;
обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая поддержка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики.
Слайд 16IV. Основные направления реализации Концепции
2. Основное общее и среднее общее образование
Необходимо
предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей
Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных ОО и специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области математики.
Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.
Слайд 17IV. Основные направления реализации Концепции
5. Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное
образование
Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается:
Обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения;
создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области;
Обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний.
Система дополнительного образования: математические кружки, соревнования, получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах, профессиональные математические интернет-сообщества.
Слайд 18V. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что
улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий.
Слайд 19Концепция развития естественно-математического
и технологического образования
в Челябинской области
«ТЕМП»
Слайд 20Приоритеты ЕМТ образование –
это развитие способностей
1
2
3
4
Логическое мышление,
коммуника-ции и взаимодейст-вие
на широком ЕМТ материале
ЕМТ моделиро-вание,
в том числе, с использованием ИКТ
Поиск решения
новых задач, преодоле-ние интеллек-туальных
препятствий
!!!!!!
Слайд 21Причины, обусловившие снижение качества ЕМТ образования
Слайд 22Причины, обусловившие снижение качества ЕМТ образования
Слайд 23Цель
Достижение конкурентного уровня
качества естественно-математического и технологического образования
посредством
рационального использования
педагогических, информационных и технологических возможностей
организаций и предприятий образовательной, производственной и социокультурной сферы,
средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур
Слайд 24Задачи
Создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования
1
Создание мотивационных условий
для вовлечения субъектов образовательных отношений в развитие естественно-математического и технологического образования
2
Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и руководителей, привлечение молодых специалистов в сферу образования
3
Формирование комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования
4
Слайд 251. Создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования
Перекроет дефицит
учебного оборудования для проведения практических работ по химии, биологии, физике
1
Дополнительное и неформальное ЕМТ образование необходимого уровня, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий
2
Обучения в специализированной школе для детей с той же мотивацией и соответствующими педагогами
3
Обучения высококвалифицированными педагогами
4
Проблемы:
Слабая практическая направленность предметов ЕМТ циклов
Ограниченное использование теоретических знаний по физике,
химии, биологии для объяснения принципов действия приборов
и механизмов, производственных процессов
Сокращение количества экскурсий на промышленные предприятия
Недостаточное применение в учебном процессе задач
производственного содержания
Дефицит учебного оборудования для проведения практических работ
по химии, физике, биологии
Слайд 26Элементы ЕМТ просвещения
Занимательные задачи, игры, головоломки, телеконкурсы
1
Поддержание ЕМТ формы,
интерес к последним достижениям в науках должны быть столь же естественными, как и интерес к достижениям в технологии, культуре, спорте
2
Популяризация мировых достижений российской математики, физики, химии, биологии, информатики (Эйлер, Лобачевский, Ковалевская, Чебышев, Колмогоров, Келдыш…)
3
Популяризация российского ЕМТ образования, в том числе – работы с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями
4
Слайд 272. Создание мотивационных условий для вовлечения субъектов образовательных отношений в развитие
естественно-математического и технологического образования
Проектируется «коридор ближайшего развития»
Понятие «ребенок, не способный к …….» должно потерять смысл
2
Соревнования учащихся в области ЕМТ знаний.
Принцип «соревнование не с соперником, а с задачей», «выигрывает каждый»
3
Учащиеся с низкими академическими результатами, с «накапливающимся незнанием», из социально-незащищенных семей должны быть обеспечены постоянной тьюторской поддержкой
4
Повышение качества естественно-математического
и технологического образования
Повышение эффективности обучения основной
массы учащихся
Слайд 283. Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и руководителей, привлечение
молодых специалистов в сферу образования
Освоение нового содержания ЕМТ образования и практики его реализации в пилотных образовательных учреждениях
Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства для педагогов, работающих в сфере естественно-математического и технологического образования
Использование специально организованных web-сайтов
Привлечения молодых специалистов - гранты для выпускников вузов, выбравших профессию учителя и желающих работать в школах где не хватает педагогов по рассматриваемому сегменту образования
Причина:
недостаточное осмысление педагогами
ценностного контекста
включения
компонентов
естественно-математического и
технологического образования
в образовательный процесс
Слайд 29Направления реализации
Разработка эффективных решений на основе изучения профессиональных затруднений и потребностей
педагогов в использовании и актуализации компонентов естественно-математического и технологического образования в профессиональной деятельности
Развитие техносферы управленческой и педагогической деятельности
Конкурсы профессионального мастерства
Создание условий для повышения
профессионального мастерства педагогов и
руководителей
Слайд 304. Формирование комплексного применения
обучающимися знаний в области
естественно-математического и технологического
образования
Решение творческих и межпредметных задач
Формирование представление о инженерных идеях на основе знаний о природе
Проведение лабораторных работ на основе интеграции понятий.
Использование ИКТ для изучения ЕМТ дисциплин
Определение узловых точек при изучении математики,
физики, химии, биологии, технологии
Причина:
сложившаяся практика подготовки учащихся слабо
ориентирована на развитие их профессионально значимых
личностных ресурсов;
отсутствует дифференциация содержания обучения учащихся,
построенная на учете их индивидуальных
потребностей и возможностей
Слайд 31Интеграция математических понятий
Слайд 32Способствует
Развитию у учащихся умений и способностей
Осуществлять перенос ЕМТ знаний в
реальную практику
Работать с информацией имеющей комплексный характер
Осуществлять комплексные проекты
(«Математическое описание случайных явлений
(на примере естественнонаучных исследований»,
«Симметрия в неживой природе»,
«Математические методы в химическом производстве»,
«Прикладная математика в протезировании» и т.д.).
Слайд 33Международная программа
по оценке образовательных достижений учащихся PISA
Основная цель: оценка
способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Дополнительная инновационная цель в 2012 году: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в интерактивной среде (компьютерное тестирование учащихся с использованием интерактивных задач по математической и читательской грамотности, а также по решению комплексных проблем), оценка финансовой грамотности
Политическая цель: оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию
Слайд 34Международные сравнительные исследования качества общего образования
Слайд 35Характеристика российских участников исследования PISA-2012
Представительная выборка России
42 субъекта Российской Федерации
227 образовательных
учреждений
5219 учащихся 15-летнего возраста, обучавшихся
по программам:
- основное общее образование:
7-8 классы – 8,4%, 9 класс – 73,5%;
- среднее общее образование:
10-11 классы – 13,7%;
- начальное и среднее профессиональное
образование – 4,3%
Представительная выборка учащихся Пермского края:
63 образовательных учреждения
1759 учащихся 15-летнего возраста, обучавшихся по программам:
основное общее образование: 7-8 классы – 14,7%, 9 класс – 80,5%;
- среднее общее образование: 10-11 классы – 3,7%;
- среднее профессиональное образование – 1,1%
Слайд 36Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA)
Слайд 37Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA)
Слайд 38Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA)
Слайд 39Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA)
Слайд 40Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA)
Слайд 41 Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на
компетентностном подходе?
По сравнению с 2009 годом:
на 14 баллов на 16 баллов на 8 баллов
Слайд 42Результаты стран по
математической грамотности
Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг
(Китай), Тайвань, Республика Корея
29 стран,
средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России
26 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России
9 стран, средний балл которых не отличается от балла России
(Норвегия, Португалия, Италия, Испания, Словацкая Республика, США, Литва, Швеция, Венгрия)
Пермский край – 484 балла
Слайд 43Пример задания
«Парусные корабли»
Типичная задача для учащихся 5-6 классов:
«За год
двигатель на корабле потребляет 3500000 л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит 2500000 р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?»
Создать модель решения и выполнить арифметические действия
Девяносто пять процентов товаров в мире перевозят по морю примерно 50 000 танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное топливо.
Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы уменьшить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую среду.
Результат российских учащихся: 16%
Средний результат учащихся стран ОЭСР: 15%
Максимальный результат: 47%
Через сколько примерно лет экономия на дизельном топливе покроет стоимость установки кайта? Приведите вычисления, подтверждающие ваш ответ.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР
РЕАЛЬНЫЙ МИР
Слайд 44ЗАДАНИЕ «ПИЦЦА»
В пиццерии продаются два вида круглой
пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, и она стоит 30 зедов. Диаметр большей пиццы равен 40 см, и она стоит 40 зедов.
Какие пиццы выгоднее продавать хозяину пиццерии?
Приведите ваши рассуждения.
Слайд 45Задание «ПИЦЦА»
В пиццерии продаются два вида круглой
пиццы, имеющих одинаковую толщину и разные размеры. Диаметр меньшей пиццы равен 30 см, и она стоит 30 зедов. Диаметр большей пиццы равен 40 см, и она стоит 40 зедов.
Какие пиццы выгоднее продавать хозяину пиццерии?
Приведите ваши рассуждения.
Решение:
Слайд 46Задание «РОК-КОНЦЕРТ»
Для зрителей на концентре рок-музыки было отведено прямоугольное поле размером
100 м на 50 м. Все билеты были проданы, и поле было полностью заполнено стоящими фанатами.
Какое из следующих чисел является наилучшей оценкой общего числа людей, посетивших этот концерт?
А) 2000
В) 5000
С) 20 000
D) 50 000
Е) 100 000
Вариант решения:
S поля = 100▪50=5000 м2, пусть 1 м2 занимают 4 человека.
Тогда всего на поле – 4▪5000=20000 (чел.)- ответ (С)
Слайд 47вопрос: можно ли считать математически корректным использование пчел в качестве моделей
самолетов?
Слайд 48вопрос: можно ли считать математически корректным использование пчел в качестве моделей
самолетов?
Во-первых, нужно из текста то ли репортажа, то ли рекламы вычленить именно математическую задачу.
Во-вторых, следует отбросить незначимые детали типа «укусов» или «защитников животных».
В-третьих, необходимо оперировать не точными цифрами, предложенными в задании, а приблизительными значениями из повседневного опыта (высота этажа — примерно 3,5 м, длина пчелы — примерно 2 см).
В-четвертых, нужно задействовать информацию из другой науки — географии (диаметр Земли равен примерно 13 тыс. км).
И тогда станет понятно, что использование пчел некорректно, поскольку в том масштабе, в котором выполнен глобус, пчела соответствует 1–2 км
Слайд 49В ходе исследования 2012 года российские школьники показали следующие результаты по
Слайд 50В ходе исследования 2012 года российские школьники показали следующие результаты по
Слайд 51Ожидаемые результаты Концепции ТЕМП
Развитие естественно-математического и технологического образования
4 задача
2
задача
1
задача
Слайд 52Образовательный результат
Какие качества Вы хотите увидеть у своего ученика на выходе
из школы, чтобы в современной жизни он был успешным?
Умение ставить цель и добиваться ее
Умение адаптироваться к ситуации
Умение общаться
Умение ориентироваться в мире
Самостоятельно добывать и применять знания
Уметь заботиться о других и быть достойным человеком
Сохранить здоровье
Слайд 53ФГОС ориентирован на становление
личностных характеристик выпускника
любящий свой край и свое
Отечество …
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни …
активно и заинтересованно познающий мир …
умеющий учиться …
социально активный, уважающий закон ..
уважающий других людей …
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни …
ориентирующийся в мире профессий …
(«портрет выпускника основной школы»)
Слайд 54утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
17 декабря 2010
года № 1897
зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ
01 февраля 2011 года № 19644
Слайд 55 О новой идее сначала говорят, что «это чушь», потом – «а
в ней что-то есть» и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной – «а кто этого не знал?»
И.В. Гете
Слайд 56Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации
в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
Слайд 57Традиционная классно-урочная форма обучения
Слайд 58 Новый социальный заказ в области образования
Слайд 59БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА:
информационная
умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для
решения проблем
коммуникативная
умение эффективно сотрудничать с другими людьми
самоорганизации
умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы
самообразования
готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность
Слайд 60
С какой целью вводится ФГОС?
совершенствование нормативной базы;
создание основной образовательной программы;
улучшение материально-технических условий;
создание (совершенствование) информационно-образовательной среды;
создание качественно нового учебно-методического и информационного обеспечения;
выполнение государственного заказа.
Слайд 61Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколения
Слайд 62Особенности ФГОС
ориентация стандартов на результаты образования
формирование системы универсальных учебных действий учащихся
внеурочная деятельность,
которая является органическим продолжением учебных занятий. Она имеет практическую направленность, конечный продукт своей деятельности. Программы внеурочной деятельности также составляются учителем, стандарты дают примерные результаты внеурочной деятельности.
основа системно-деятельностный подход. На каждом занятии учитель планирует активную деятельность учащихся. В стандартах заложены основные виды учебной деятельности.
приоритетным становится воспитание. Программа духовно-нравственного воспитания становится ориентиром формирования ценностей.
Слайд 64 Основные характеристики нового стандарта
новый формат стандарта
рамочный документ
новое
содержание стандарта
совокупность требований
расширение функций и пользователей стандарта
новое методологическое основание
системно-деятельностный
подход
Слайд 65Рамочный договор – документ, согласно которому определяется договоренность сторон относительно того,
как именно будет происходить сотрудничество сторон по тому, или иному делу.
Данный документ является своего рода шаблоном, где отображаются наброски условий, которые в будущем должны отобразиться в договоре или же контракте. Условия рамочного договора не считаются окончательными и требуют своей детализации в будущем. Заключает данный документ лицо, которое имеет полномочия за заключение подобного рода документов, в противном случае данный договор принято считать недействительным.
Рамочный документ
Слайд 66З
А
П
Р
О
С
Ы
И
О
Ж
И
Д
А
Н
И
Я
Требования к
результатам
освоения ООП
Требования
к структуре
ООП
Требования к
условиям
реализации ООП
Организационные
и педагогические
условия деятельности
системы образования
Ожидаемые достижения
системы
образования
Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
О
Б
Щ
И
Е
Р
А
М
К
И
ДЛЯ
С
И
С
Т
Е
М
Ы
Н
О
Р
М
А
Т
И
В
О
В
Стандарт как совокупность требований
Слайд 67
Т
К структуре основных
образовательных программ
Т
К результатам освоения
основных
образовательных программ
Т
К условиям реализации
основных
образовательных
программ
Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Слайд 68Требования к структуре
основной образовательной программы
Соотношение частей основной образовательной программы и их
объёму
Соотношение обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса
Слайд 69Требования к условиям реализации
основной образовательной программы
кадровые условия
возможность требовать наличие квалификационной категории
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
повышение квалификации один раз в три года
финансовые условия
норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
материально-технические условия
функциональный подход к определению условий
(возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры
психолого-педагогические условия
информационная среда образовательного учреждения
Слайд 70Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Личностным
готовность и способность к саморазвитию
мотивация
к обучению и познанию
ценностно-смысловые установки
социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным
универсальные учебные действия
регулятивные,
коммуникативные
познавательные
Предметным
опыт деятельности специфической для данной предметной области
система основополагающих элементов научного знания
Слайд 71
Личностные
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, социальные компетенции,
способность ставить цели и стоить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме
Метапредметные
освоенные межпредметные
понятия и универсальные
учебные действия,
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества,
построение индивидуальной образовательной траектории
Предметные
освоенные умения предметной области,
виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению в различных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами
Требования к результатам освоения ООП
Слайд 72внутренняя позиция
мотивация
нравственно-этическая оценка
Личностные УД
Слайд 73внутренняя позиция
Я знаю
Я умею
Я создаю
Я стремлюсь
Оценка уровня притязаний
Личностные УД
Слайд 74
мотивация
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение
того «какое значение, смысл имеет для меня учение». Оценка уровня притязаний
Личностные УД
Слайд 75нравственно-этическая оценка
Выделение морально-этического содержания событий и действий
Построение системы нравственных ценностей как
основания морального выбора
Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Личностные УД
Слайд 76Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
1) воспитание российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Слайд 774) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Слайд 788) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Слайд 79Задания на развитие личностных действий
Выразите свою позицию;
Объясните ваш самостоятельный поступок
в… ;
Примите решение по …;
Решите жизненную задачу, затрагиваемую в тексте параграфа;
Поясните, ради чего вы осуществляете эту деятельность (учение, постановка опыта, прочтение книги, работа с компьютером, поиск информации в Интернете и пр.);
Отметьте, что в данном параграфе вы еще не очень хорошо усвоили;
Выявите самое главное утверждение в тексте учебника о …;
Выразите информацию в виде краткой записи текста из учебника
Слайд 80 исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование;
моделирование изучаемого
содержания
логические действия и операции
способы решения задач
Познавательные УУД
Слайд 81Общеучебные познавательные УУД
Смысловое чтение (извлечение информации, основного и второстепенного, понимание
и оценка языка СМИ и т.д.)
Поиск информации (применение методов и средств информационного поиска)
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (устного, письменного)
Выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из условий
Слайд 82Познавательные
УУД
логические
общеучебные
постановка и решение
проблем
Слайд 83Познавательные УУД
Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций
Формулирование
познавательной
цели;
Применение
методов
информационного
поиска;
Структурирование
знаний;
Работа
с текстами
различных видов;
Создание алгоритмов
деятельности;
Моделирование.
Анализ;
Синтез;
Сравнение;
Подвеление
под понятие;
Установление
причинно-следственных
связей;
Доказательство;
Выдвижение
гипотез и их
обоснование;
Формулирование
проблемы;
Самостоятельное
создание способов
ее решения.
Постановка
и решение
проблемы
общеучебные
логические
Слайд 843. Развитие навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыков разрешения проблем;
способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Познавательные УУД
«Какую роль в жизни человека играет информация
об ……?
Подготовьте письменное сообщение или презентацию на компьютере.
Пополните коллекцию ресурсов к урокам ….. на сайте школы»
Под руководством учителя можете провести
в классе конкурс на лучшую работу и выложить ее на школьном сайте»
Слайд 85Задания на развитие познавательных действий
Выделите главное содержание в тексте параграфа;
Сформулируйте сами
понятие о…;
Используйте разные источники информации по биологии;
Классифицируйте перечисленные факты;
Структурируйте материалы текста, озаглавьте рубрики;
Оцените форму содержания и его полноту изложения;
Подумайте, как будут развиваться события дальше;
Придумайте новый более убедительный пример;
Создайте компьютерное учебное пособие по теме… ;
Оцените своё действие в обсуждении вопроса;
Извлеките необходимую информацию из прочитанного текста и запишите её в кратком виде ( в виде тезисов).
Слайд 86Регулятивные УУД
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
Саморегуляция
Оценка
Слайд 87Состав общего приема решения математической задачи
Изучить содержание задачи
Если нужно провести анализ
– поиск решения
На основе анализа составить план решения или сформулировать известный план решения задач данного класса
Решить задачу по составленному плану
Если нужно, проверить или исследовать решение
Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный
Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный
Записать ответ
Слайд 88Работа с учебником математики
Найти задание по оглавлению
Обдумать заголовок (т.е. Ответить на
вопросы: о чем пойдет речь? )
Прочитать содержание пункта параграфа;
Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в интернете, справочнике, словаре)
Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (о чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? И т.д.)
Выделить основные понятия
Выделить основные теоремы или правила;
Изучить определения понятий
Изучить теоремы (правила)
Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои
Самостоятельно провести доказательство теоремы
Составить схемы, рисунки, чертежи
Запомнить материал, используя приемы
Ответить на конкретные вопросы в тексте
Придумать и задать себе такие вопросы
Слайд 89Требования ФГОС к метапредметным результатам
1. Формирование умений самостоятельно определять цели
и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Регулятивные УУД
Правильная организация учебной деятельности:
навигационные средства, помогающие структурировать и
планировать деятельность ученика
Лабораторные и практические работы
Слайд 90 уметь ставить себе конкретную цель
планировать свою жизнь
прогнозировать
возможные ситуации
Регулятивные УУД
Слайд 91
постановка учебной задачи
Регулятивные УУД
целеполагание
Слайд 92 составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели
Регулятивные
Слайд 93 предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Регулятивные
Слайд 94
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонения от этого эталона
Регулятивные УУД
контроль
Слайд 95 внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ
действия в случае расхождением с эталоном для достижения реального ожидаемого результата
Регулятивные УУД
коррекция
Слайд 96 выделение и осознание учащимися того, что уже освоение и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Регулятивные УУД
оценка
Слайд 97 способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилению
и преодолению препятствий
Регулятивные УУД
саморегуляция
Слайд 98 Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
Регулятивные УУД
Слайд 99 Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
СинтезСинтез – составление
целого из частей
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации
Подведение под понятие, выведение следствий
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепи рассуждений
Доказательство
Выдвижение гипотез и их обоснование
Логические УУД
Слайд 100Проанализируйте структуру... с точки зрения...
Составьте перечень основных свойств..., характеризующих... с
точки зрения...
Раскройте особенности...
Выявите принципы, лежащие в основе...
Учащиеся должны увидеть закономерность, привести аргументы подтверждающие эту закономерность
Анализ – разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения
Слайд 101 Найдите необычный способ, позволяющий...
Изложите в форме... свое мнение
(понимание)...
Предложите новый (иной) вариант...
Синтез – в процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа
Слайд 102Классификация – это операция деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся
классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления
Правила классификации
члены деления должны быть непересекающимися (исключать друг друга)
деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию
деление должно быть соразмерным, объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления
основание классификации должно быть детерминировано признаком, существенным для решения задачи с помощью данной классификации
Слайд 103Задания на развитие регулятивных действий
Определите план своих действий при выполнении работы;
Определите
последовательность выполнения задания;
Составьте план и последовательность действий при… ;
Спрогнозируйте результаты опыта;
Внесите необходимые дополнения и коррективы в план;
Выделите то, что вами уже усвоено в этой теме;
Выделите то, что вам ещё предстоит усвоить из этого (параграфа, темы, курса и пр.);
Постройте план выполнения (проекта, опыта,
исследования в природе, подготовки презентации и пр.);
Выстройте стратегию поиска решения задачи.
Определите, каковы ваши цели при выполнении данной исследовательской (проектной) работы;
Слайд 1044. Формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Самостоятельная работа с электронными образовательными
ресурсами (ЭОР) (http://fcior.edu.ru )
«Подготовьте устное сообщение на тему …..»
2. Преобразование информации из одной формы в другую
Интерпретации информации, представленной
в схематической форме
Слайд 1055. Владение языковыми средствами ― умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Высказывания и обоснование своей точки зрения
Выступления с презентацией результатов своей
деятельности и обсуждение этих результатов
Ответы на вопросы к параграфам в устной и
письменной формах
Слайд 106
УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
постановка вопросов
разрешение конфликтов
Коммуникативные УУД
Слайд 1072. Формирование умений продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Коммуникативные УУД
Организация учебного процесса, используемая учителем
Групповой формат выполнения, презентацию результатов,
возможность их коллективного обсуждения (дискуссию)
лабораторных работ и домашних заданий
Слайд 108Задания на развитие коммуникативных действий
Сформулируйте своё высказывание при коллективном обсуждении;
Оцените позицию
других людей в решении… ;
Примите общее решение в спорном вопросе;
Обсудите проблему в коллективе (в классе, в малой группе или в паре со сверстником);
Выступите в роли эксперта;
Сравните своё понимание ценности с ценностями (других людей, науки, учёных);
Примите участие в дискуссии.
Слайд 111Формирование универсальных учебных действий
на уроках изучения нового материала
Слайд 120Формирование УУД на уроке математики
Слайд 121Формирование УУД на уроке математики
Слайд 12211.3. Математика и информатика
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
осознание значения
математики и информатики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Предметные результаты освоения
ООП ООО
Слайд 123Предметные результаты освоения ООП ООО:
Математика. Алгебра. Геометрия
1) формирование представлений о математике
как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
Слайд 124Предметные результаты освоения ООП ООО:
Математика. Алгебра. Геометрия
5) овладение системой функциональных понятий,
развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
Слайд 125Предметные результаты освоения ООП ООО:
Математика. Алгебра. Геометрия
8) овладение простейшими способами
представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
Слайд 126Форма отражения целевых установок
Требования к результатам образования
Индикативные показатели реализации
Концепции ТЕМП
Слайд 127Цели и смыслы образования
Реализация требований ФГОС (!)
Достижение ожидаемых результатов (?!) реализации
Концепции ТЕМП
От минимального содержания образования – к индивидуальному максимуму результата
Слайд 128
Основные характеристики нового стандарта
новый формат стандарта
рамочный документ
новое
содержание стандарта
совокупность требований
расширение функций и пользователей стандарта
новое методологическое основание
системно-деятельностный
подход
Слайд 129«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней
учителей»
Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых
Доклад Мак Кинзи: «Уроки анализа лучших
образовательных систем мира»