Презентация, доклад на тему Материал для школьного библиотекаря

Содержание

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Слайд 1РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН Правовое поле школьной библиотеки

Презентацию подготовила: Н.В.Разживина, руководитель РМО школьных библиотекарей
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ  ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН   Правовое поле  школьной библиотеки

Слайд 2ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Слайд 3 ДОКУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.)
Декларация прав ребенка (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.)
Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной
Ассамблеей ООН в 1989 г.)
Манифест ИФЛА для школьных библиотек (2000 г.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле».
Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 4: Раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства и индивидуализации»: Глава 70 «Авторское право»
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
ДОКУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной

Слайд 4 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013- 2020 годы» (в новой редакции), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального, основного и среднего общего образования.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
Правила пожарной безопасности для учреждений культуры РФ ВППБ 13-01-94 (введены в действие приказом Минкультуры РФ от 1 ноября 1994 г. № 736).
«Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 251-н от 30 марта 2011.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 31 мая 2011 г. № 448-н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих педагогическую деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
«Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения»: Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.2004 г. № 14-51-70/13
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда».
Приказ Министерства образования РФ от 24.08.2000 г. № 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений»
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ    ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Государственная программа

Слайд 54. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное

обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.
Статья 9. Ответственность пользователей библиотек
Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками.
Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Статья 10. Учредитель библиотеки
Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.



Статья 8. Права особых групп пользователей библиотек

Статья 12. Обязанности библиотек
1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Статья 13. Права библиотек
Библиотеки имеют право:
1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
2) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;

29 декабря 1994 года N 78-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ
Принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года

4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных

Слайд 6

Министерство образования Российской Федерации ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО от 23 марта 2004 года N 14-51-70/13 Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения Во исполнение приказа от 01.03.2004 N 936 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.02.2004 N 2/2 "Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации"Минобразование России письмом от 23.03.2004 N 14-51-70/13 направило в органы управления образованием субъектов РФ Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения. Руководитель Департамента общего и дошкольного . образования А.В.Баранников


Министерство образования

Слайд 7Из Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения:

7. Порядок пользования источниками информации,

перечень основных услуг и условия их предоставления определяются положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.

36. Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4-х классов); ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
Из Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения:7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их

Слайд 8Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения От 23.03.2004 № 14-51-70/13
20. Режим

работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения От 23.03.2004 № 14-51-70/13 20. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой

Слайд 9 Режим работы
библиотеки

Библиотека

открыта для читателей ежедневно  с 9 ч до 15.30 ч

с 8.00 до 9.00, с 15.30 до 16.30 – технические часы
Выходные дни – суббота, воскресенье

Последняя пятница каждого месяца
– санитарный день

Режим работы    библиотекиБиблиотека открыта для читателей ежедневно  с 9 ч до

Слайд 10Учетные формы движения библиотечных фондов
и результатов библиотечной деятельности

Книга суммарного учета

библиотечного фонда школьных учебников
Журнал учета карточек учебников
Картотека учебников
Журнал выдачи учебников
Книга суммарного учета библиотечного фонда
Инвентарная книга
Журнал безынвентарного учета
Журнал учета нетрадиционных носителей информации
Картотека периодики
Папка актов движения фондов
Папка актов о проведении инвентаризации
Тетрадь учета изданий, принятых взамен утерянных
Тетрадь учета подарочных изданий
План работы школьной библиотеки
Дневник работы школьной библиотеки
Журнал учета библиотечно-библиографических справок
Журнал учета ведения уроков информационной грамотности
Журнал учета использования компьютерных ресурсов
Учетные формы движения библиотечных фондов и результатов библиотечной деятельностиКнига суммарного учета библиотечного фонда школьных учебниковЖурнал учета карточек

Слайд 11Учёт движения библиотечных фондов

Учёт движения библиотечных фондов

Слайд 12Порядок учета движения фондов

Библиотечный фонд включает в

себя:
Литература по различным отраслям знаний
Художественная литература
Литература энциклопедического и справочного характера
Методическая литература
Периодика
Нетрадиционные носители информации (аудио- и видео- кассеты, CD-rom, DVD, открытки, плакаты, карты, настольные игры, слайды, диафильмы и пр.)

Фонд учебной литературы включает в себя:
Учебники
Учебные пособия
Сборники задач и упражнений
Хрестоматии
Рабочие тетради
Дидактические материалы
Атласы и контурные карты

Порядок учета движения фондов     Библиотечный фонд включает в себя:Литература по различным отраслям знанийХудожественная

Слайд 13 1. Книга суммарного учёта (основной фонд) 2. Книга суммарного

учёта (учебники)
1. Книга суммарного учёта (основной фонд) 2. Книга суммарного учёта  (учебники)

Слайд 14Часть 1 Книги суммарного учета

библиотечного (основного) фонда

Часть 1 Книги суммарного учета       библиотечного (основного) фонда

Слайд 15Книга суммарного учёта фонда учебников Часть 1. Поступление в фонд.

Книга суммарного учёта фонда учебников  Часть 1. Поступление в фонд.

Слайд 16Часть 2. Выбытие из фонда.

Часть 2. Выбытие из фонда.

Слайд 17Часть 3. Итоги движения фонда.

Часть 3. Итоги движения фонда.

Слайд 18Инвентарная книга
Учреждение _______________________________________________________________
Структурное подразделение____________________________________________________

В конце Инвентарной книги делается заверительная запись:
«В этой

книге имеется__________ пронумерованных страниц».
Руководитель подразделения_______________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
____ ________ 20__ г. МП
Инвентарная книгаУчреждение _______________________________________________________________Структурное подразделение____________________________________________________В конце Инвентарной книги делается заверительная запись:«В этой книге имеется__________ пронумерованных страниц».Руководитель подразделения_______________ ________________________

Слайд 19 Журнал безынвентарного учета

Содержит сведения о поступлении брошюр, многоэкземплярной литературы (коллективки),

малоценных изданий, не подлежащих долгосрочному хранению.
Структура «Журнала безынвентарного учета» строится по образцу «Инвентарной книги». Следует добавить графы «Количество» и «Сумма».
Номера присваиваются каждому поступившему наименованию. Таким образом, все издания одного наименования, поступившие в количестве более 1 экз., получают один номер. В этом случае на издании проставляется номер, присвоенный наименованию с указанием через дефис или косую черту номера данного экземпляра, к номеру добавляется пометка б, которая обозначает, что издание учтено в «Журнале безынвентарного учета» (например №3-1 б, №3-2 б, №3-3 б и т.д. или № 3/1 б, № 3/2 б, №4/3 б и т.д.)
Журнал безынвентарного учетаСодержит сведения о поступлении брошюр, многоэкземплярной литературы (коллективки), малоценных изданий, не подлежащих долгосрочному хранению.Структура

Слайд 20Журнал учета нетрадиционных носителей информации

В данном журнале учитываются документы на нетрадиционных

носителях: аудио-, видео- кассеты, CD-rom, DVD, слайды, диафильмы, карты, настольные игры, открытки, плакаты и пр.
Структура Журнала учета нетрадиционных носителей информации строится по образцу Инвентарной книги. Помимо уже имеющихся, следует добавить графу «Вид носителя», в которой делается пометка: аудио-, видео- кассеты, CD-rom, DVD, открытки, плакаты, слайды, диафильмы и пр. Номера присваиваются каждому поступившему наименованию. К номеру, проставляемому на издании (на пластиковые коробки наклеивается бумажный ярлык), добавляется пометка н, которая обозначает, что издание учтено в «Журнале учета нетрадиционных носителей информации» (например №3-1 н)
Журнал учета нетрадиционных носителей информацииВ данном журнале учитываются документы на нетрадиционных носителях: аудио-, видео- кассеты, CD-rom, DVD,

Слайд 21 Картотека периодики

Образец Регистрационной карточки

Картотека периодикиОбразец Регистрационной карточки

Слайд 22Тетрадь учета изданий,
принятых взамен утерянных

Взамен утерянных принимаются издания последних 5

лет выпуска. Это обусловлено необходимостью постановки изданий на баланс.
Учет изданий, принятых взамен утерянных производится так же, как учет обычных поступлений. В «Книге суммарного учета библиотечного фонда» в разделе «Поступления в фонд», делается запись с указанием № и даты акта замены, количества и суммы поступивших изданий, принятых взамен утерянных, в графе «Откуда поступило» делается запись «по акту замены». В части 2 «Книги суммарного учета библиотечного фонда», в разделе «Выбытие из фонда» делается запись о выбытии с указанием кол-ва и суммы утерянных изданий.
Тетрадь учета изданий, принятых взамен утерянныхВзамен утерянных принимаются издания последних 5 лет выпуска. Это обусловлено необходимостью постановки

Слайд 23Тетрадь учета подарочных изданий

Издания, принятые в дар, ставятся на учет по

акту дарения. Учету подлежат издания последних 5-ти лет выпуска.
Издания, принятые в дар, но по году издания, не подлежащие постановке на учет, регистрируются в «Тетради учета подарочных изданий». Это необходимо в связи с тем, что в фонде библиотеки не должно быть незарегистрированных изданий (не отраженных в какой-либо форме учета).
Для того, чтобы было понятно, что данное издание не поставлено на учет, а записано в «Тетради учета подарочных изданий», рекомендуется присваивать этим изданиям регистрационный номер с пометкой д (дар)
Тетрадь учета подарочных изданий	Издания, принятые в дар, ставятся на учет по акту дарения. Учету подлежат издания последних

Слайд 24
Образец регистрационной книги
учетных карточек
многоэкземплярной литературы



По «Инструкции об учете библиотечного

фонда» в библиотеках образовательных учреждений, утвержденной приказом Министерства культуры России от 02.12.1998 г. № 590
Образец регистрационной книги учетных карточек многоэкземплярной литературыПо «Инструкции об учете библиотечного фонда» в библиотеках образовательных учреждений, утвержденной

Слайд 25
Образец учетной карточки
многоэкземплярной литературы


Автор, заглавие, том, часть, выпуск ______________________________
__________________________________________________________________
Место, издательство,

год издания _________________________________

По «Инструкции об учете библиотечного фонда» в библиотеках образовательных учреждений, утвержденной приказом Министерства культуры России от 02.12.1998 г. № 590

Образец учетной карточки многоэкземплярной литературыАвтор, заглавие, том, часть, выпуск ________________________________________________________________________________________________Место, издательство, год издания _________________________________По «Инструкции об учете

Слайд 26Учётная карточка учебника

Учётная карточка учебника

Слайд 27Журнал учёта регистрационных карточек учебников

Журнал учёта регистрационных карточек учебников

Слайд 28

Образец формуляра читателя Оборотная сторона Лицевая сторона

Слайд 29Образец вкладыша в читательский формуляр

Образец вкладыша в читательский формуляр

Слайд 30 Ведение

учета деятельности школьной библиотеки Учетные формы: * Дневник работы школьной библиотеки *Журнал учета библиотечно-библиографических справок *Журнал учета ведения уроков информационной грамотности *Журнал учета использования компьютерных ресурсов
Ведение     учета деятельности

Слайд 31Дневник школьной библиотеки Дневник школьной библиотеки содержит сведения, отражающие читательскую активность

учащихся образовательного учреждения: количество читателей, количество посещений, книговыдача, позволяют вычислить основные числовые показатели результативности деятельности школьной библиотеки: посещаемость и читаемость, необходимые для проведения грамотного анализа работы библиотекаря.
Дневник  школьной библиотеки   Дневник школьной библиотеки содержит сведения, отражающие читательскую активность учащихся образовательного учреждения:

Слайд 33Часть 1. Учет читателей и посещаемости.

Часть 1. Учет читателей и посещаемости.

Слайд 34Часть 2. Учет выдачи изданий

Часть 2. Учет выдачи изданий

Слайд 35Журнал учёта библиотечно-библиографических справок   В журнале содержатся информационные запросы читателей, требующие поиска

и выбора информации из различных источников библиотеки. Форма «Журнала» должна отражать дату, фамилию пользователя, читательскую группу (ученик, учитель, специалист, родитель), тему запроса и источники, по которым подбиралась информация.
Журнал учёта библиотечно-библиографических справок   В журнале содержатся информационные запросы читателей, требующие поиска  и выбора информации

Слайд 36Журнал учета ведения уроков информационной грамотности   Учитывается проведение мероприятий, связанных с обучением

основам библиотечной грамотности: знакомство с библиотекой, структура книги, виды изданий, умение формулировать информационный запрос, навыки поиска и использования информации и т.д. Форма учета проведения уроков информационной грамотности может быть произвольной, но должна наглядно отражать ознакомление учащихся с темами в соответствии с Программой. Примечание. Учет проведения уроков информационной грамотности может отражаться в «Дневнике работы библиотеки» в части 3 «Учет массовых мероприятий».
Журнал учета ведения уроков информационной грамотности   Учитывается проведение мероприятий, связанных с обучением основам библиотечной грамотности: знакомство

Слайд 37
Журнал учёта использования компьютерных ресурсов



Учитывается работа учащихся и учителей с информацией

с использованием компьютерных ресурсов: поиск информации по базам данных, в Интернет, работа с нетрадиционными носителями информации (CD, DVD и пр.)


Образец страницы «Журнала учета использования компьютерных ресурсов»

Журнал учёта использования компьютерных ресурсовУчитывается работа учащихся и учителей с информацией с использованием компьютерных ресурсов: поиск информации

Слайд 38Формулы определения основных относительных показателей библиотечной работы

Формулы определения основных относительных показателей библиотечной работы

Слайд 39Читаемость (Ч) — интенсивность чтения — это среднее число книг,

выданных одному читателю в год.
Исчисляется путем деления количества книг,
выданных за год (без учета учебников)
на число зарегистрированных читателей (А)

Книговыдача_____
Количество читателей Ч = В : А.

Средний показатель читаемости в школьной библиотеке (без учета выдачи учебников): 17—22.

Читаемость (Ч) — интенсивность чтения — это среднее число  книг, выданных одному читателю в год.

Слайд 40Посещаемость (Пос) — активность посещения библиотеки. Посещаемость — это среднее количество посещений,

приходящихся на одного читателя в год. Исчисляется путем деления числа посещений за год на число зарегистрированных читателей: Число посещений Количество читателей Пос = П : А   Показатель характеризует активность посещения библиотеки читателями.   Если в Правилах пользования библиотекой срок пользования 15 дней (2 недели), то идеальный показатель посещаемости составит: 9 (учебных месяцев) умножить на 2 (посещения) = 18.
Посещаемость (Пос) — активность посещения библиотеки. Посещаемость — это среднее количество посещений, приходящихся на одного читателя в

Слайд 41Обращаемость (Об) - степень использования фонда.
Это среднее число книговыдач, приходящихся

на единицу фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год (В) на количество книг, значащихся на конец года (Ф):

Количество книговыдач
Книжный фонд Об = В : Ф.

Средний показатель обращаемости - 3—1,4
Показатель обращаемости характеризует степень использования книжного фонда. По данному показателю
судят о соответствии книжного фонда интересам читателей
и об уровне работы библиотеки по пропаганде книг
и информационных документов.
Обращаемость (Об) - степень использования фонда. Это среднее число книговыдач, приходящихся на единицу фонда. Исчисляется путем деления

Слайд 42Книгообеспеченность (К) - достаточность книжного фонда. Это среднее количество книг, приходящихся

на одного зарегистрированного читателя. Исчисляется путем деления количества книг, имеющихся в библиотеке на конец года (Ф),
на число зарегистрированных читателей (А):

Число книг (без учебников)
Число читателей К = Ф:А
Показатель книгообеспеченности характеризует
величину книжного фонда в отношении к числу читателей,
т.е. его достаточность.
Следует помнить, что показатель книгообеспеченности обратно пропорционален показателю обращаемости: чем выше один из них, тем ниже другой. Следовательно, очень высокая книгообеспеченность так же нежелательна, как и низкая обращаемость.
Книгообеспеченность в 8-10- 12 книг вполне реальна и оправданна.
Книгообеспеченность (К) - достаточность книжного фонда. Это среднее количество книг, приходящихся на одного зарегистрированного читателя. Исчисляется путем

Слайд 43 Сроки хранения документов устанавливаются
в соответствии с

приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», зарегистрированным Минюстом Российской Федерации 08.09.2010,
рег. № 18380.
В течение десяти лет хранятся акты о списании исключенных объектов библиотечного фонда и акты о приеме-передаче списанных объектов библиотечного фонда
Сроки хранения документов устанавливаются в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть