Слайд 1Тревожность подростков
Родительское собрание в 6 классе
Слайд 2
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
(Модификация теста Филлипса О.Н.Хмельницкой)
"В последнее время…"
1. Я
быстро устаю.
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят.
3. Я чувствую себя свободнее.
4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание.
5. Учителя не довольны мной (больше замечаний).
6. Мне не хватает уверенности в себе.
7. Я чувствую себя в безопасности.
8. Я избегаю трудностей.
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать.
10. У меня стало больше конфликтов.
11. Домашние задания стали интереснее.
12. Я хуже понимаю объяснения учителя.
13. Я долго переживаю неприятности.
14. Я не высыпаюсь.
15. Я боюсь дать неправильный ответ.
Слайд 3Подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу за каждый ответ:
"ДА" на вопросы
- 1,4,5,6,8,9,10,12,13,14,15
"НЕТ" на вопросы - 2,3,7,11.
Оценка уровня тревожности:
- 1 -4 балла - низкий уровень тревожности.
- 5 -7 баллов - средний уровень.
- 8 - 10 баллов - повышенный уровень.
- 11 - 15 баллов - высокий уровень тревожности.
Слайд 4тревожность
эмоциональное состояние (ситуативная тревога)
устойчивая черта, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся
в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги
Слайд 5Проявления тревожности
напряжение,
озабоченность,
беспокойство,
нервозность
чувство неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества,
грозящей неудачи, невозможности принять решение
учащение сердцебиения,
повышение кровяного давления,
повышенное потоотделение,
небольшой тремор и дрожание, иногда озноб,
сухость в горле,
небольшое головокружение.
На психологическом уровне
На физиологическом уровне
Слайд 6Эмоциональное напряжение:
часто напряжен, скован, не может расслабиться, или, напротив, повышенно суетлив,
может
быть сбивчивая, неровная речь, он может вздрагивать при неожиданных звуках или обращении,
легко и обильно краснеет, бледнеет или потеет в трудных для него ситуациях.
Слайд 7Привычные действия и навязчивые:
постоянно крутит что-то в руках, теребит одежду, волосы, потирает руки,
крутит пальцы, грызет ручки и карандаши. Такие признаки могут иметь временный характер, если подросток переживает стресс, и обычно через некоторое время проходят.
Если же они сохраняются долгое время, это может говорить о высокой степени тревожности.
Слайд 8Склонность к излишней перепроверке:
Часто и много перепроверяет уже сделанное, постоянно исправляет написанное, причем
это может и не вести к существенному улучшению качества работы.
При устном ответе пристально наблюдает за реакциями взрослого, обычно задает множество уточняющих вопросов, часто переспрашивает учителя, проверяя, правильно ли его поняли.
Слайд 9Повышенная утомляемость
Быстро утомляются в пределах одного урока или после первых двух-трех уроков,
жалуются на головные боли или сонливость.
В поведении крайне чувствительны, плаксивы, неустойчивы, раздражительны, избегают ответов или прямого контакта во время урока.
Слайд 10 Избегающее поведение:
Под разными предлогами избегают любых проверок, соревнований, испытаний, публичных
выступлений.
Боятся открытого диалога, прояснения знаний при классе, выступать у доски, стараются избегать взгляда учителя, просят освобождения по разным причинам.
Слайд 11Дезорганизация мышления:
Не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней, пытаются контролировать одновременно
все элементы задания, при этом распыляясь и делая массу ошибок.
При указании на ошибку ученик теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.
На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают мышление, что дети не решают задачи, посильные им в спокойной ситуации.
Слайд 12Страх инициативы:
Следствие тревожности — патологическая неуверенность в себе, боязнь оказаться некомпетентным, страх взять
ответственность и ошибиться.
Списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений, но достаточно подсказать им первый шаг, и они спокойно справляются с заданием.
Апатичны, вялы, безынициативны и подвластны влиянию, отказываются от любых поручений или не справляются с ними, в классе и отношениях стараются занимать дистанцированную позицию, избегают борьбы и конкуренции.
Слайд 13Резкое изменение поведения:
Стал агрессивным, грубым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, теряет
интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей, изолируется в классе, длительное время заметно подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
Очень часто это сопровождается различными ситуациями — острым конфликтом со значимыми взрослыми, разрывом романтических отношений, отвержением сверстников или травлей (в том числе в социальных сетях), потерей близких, нестабильной семейной ситуацией, переездом.
Слайд 14Будьте рядом
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Поддерживать подростка — это значит верить в него, в его ресурсы. Для
того чтобы учить его «жить по-другому», важно разобраться в причинах тревожности и того, какие силы в школе, семье или в более широком окружении способны привести его к разочарованию в самом себе.
Слайд 15Учебные поручения и требования должны быть соразмерны
Это крайне важно на начальном этапе работы,
любое поручение, которое дается, должно соответствовать возможностям подростка. Недопустимо сравнивать подростка с кем-либо из окружения, он это хорошо делает и сам, сравнение должно быть только с его собственными успехами и неудачами, в связи с которыми как раз ему и требуется поддержка.
Слайд 16Стоит избегать соревновательности или публичного выступления
Иногда можно прибегать к индивидуальным занятиям, письменному
ответу, ответу с места, ответу со стула возле доски или хождению по классу во время ответа. При этом большое внимание стоит уделить постепенному включению подростка в общественные посильные дела, стимулировать личную ответственность.
«Разрешить» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам, мотивировать желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Слайд 17Учитесь и учите равной позиции
Иногда у вас может сложиться впечатление, что тревожные
подростки нуждаются в своего рода тепличных условиях, которые невозможно создать в школе, но это не так.
С одной стороны, ему действительно важен эмоциональный комфорт, но с другой — необходимо учить его справляться со своим состоянием в окружении, а здесь важна эмоциональная обстановка в классе и дома.
Слайд 18Но не стоит забывать, что есть и позитивный смысл тревоги, как эмоция она выступает
сигналом о том, что мы выходим за привычные пределы, что мы пытаемся расширить свой жизненный мир.
Расширяя простор нашего жизненного мира, преодолевая тревогу и следуя за ней, мы развиваемся.
А это справедливо для любого возраста.