Слайд 1Тема:
Техника «Я-сообщение», как один из способов избегания конфликтов
Слайд 2Что вы обычно говорите своему ребенку, когда недовольны его поведением или
поступком?
Слайд 3
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ЭТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ?
Все они начинаются с обвинения в
адрес другого человека.
И, как правило, вызывают негативные эмоции.
В психологии такие фразы называются «Ты − сообщениями»
Слайд 4КАК ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ
Так как оценочно-обвинительные суждения обычно ставят любого человека в
оборонительную позицию, у него подсознательно возникает ощущение, что на него нападают.
Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу человек начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является нападение.
Слайд 5
В ИТОГЕ ТАКАЯ БЕСЕДА ГРОЗИТ ПЕРЕРАСТИ В КОНФЛИКТ, ПРИЧЁМ НЕПРОДУКТИВНЫЙ
Слайд 6КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ?
Избежать конфликтов и в то же время сделать
так, чтобы партнер вас услышал, поможет использование «Я-сообщение».
Технику «Я-сообщение» можно успешно применять как в семейном, так и в деловом общении.
Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через «Ты-сообщение», можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись техникой «Я-сообщение».
Слайд 7Техника «Я-сообщение» состоит из четырех основных частей:
Часть первая
Начинать фразу
надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении вашего ребенка.
Делать это необходимо как можно более нейтрально, лучше всего безличными или неопределённо-личными предложениями. Никаких оценок другого человека!
Например, так:
«Когда опаздывают…»,
«Когда приходится долго просить…», «Когда мне грубит близкий человек…».
Слайд 8Часть вторая
Далее следует описать свои ощущения в связи с
таким поведением.
Например: «Я огорчаюсь», «Я злюсь»,
«Я переживаю», «Я обижаюсь»,
«Я чувствую себя виноватой»
причём старайтесь выразить свои чувства максимально точно.
Слайд 9Часть третья
Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас
или на окружающих.
В примере продолжение может быть таким:
─ «потому что мне приходится объясняться с классным руководителем»,
─ «потому что это лучше всего делать вовремя»,
─ «потому что складывается впечатление, что меня не уважают».
Слайд 10Часть четвертая
В завершающей части фразы надо сообщить о вашем
желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Например:
«Мне бы очень хотелось, чтобы ты вовремя приходила в школу».
«Мне хотелось бы рассчитывать на твою помощь».
«Я хочу, чтобы близкий мне человек относился ко мне с уважением».
Слайд 12Преимущества “Я-сообщение”:
1.Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для
ребёнка форме.
2.”Я-сообщение” даёт возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей бронёй “авторитета”, который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное- же – делает взрослого ближе, человечнее.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. И последнее, высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда, что удивительно, они начинают учитывать наши желания и переживания.
Слайд 14Очень важно пробовать, чтобы испытать первые успехи!
Желаю успеха!
Слайд 15РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
«Общаться с ребенком. Как?» Гиппенрейтер Ю.Б. : ЧеРо, Сфера; Москва;
2003
«Продолжаем общаться с ребенком. Так? » Гиппенрейтер Ю.Б.: АСТ, Астрель; М.:; 2008
«Чувства и конфликты» Гиппенрейтер Ю.Б. : АСТ; Москва; 2014
«Чудеса активного слушания» Гиппенрейтер Ю.Б.: АСТ; Москва; 2014