Слайд 1Логопедическое занятие в подготовительной группе:
«Звуки [П] [П‘]. Буква П »
Составила:
учитель- логопед
Аношина В.И.
МКДОУ «Детский сад № 23»
Слайд 2
Цели:
коррекционно – образовательные:
- учить детей характеризовать звуки [П] [П‘] с опорой
на различные виды контроля;
- письмо буквы П;
- закреплять и расширять знания детей о семье ( папа).
коррекционно – развивающие:
- развивать у детей фонематический слух и восприятие;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- расширять и уточнять словарь;
- развивать мимическую мускулатуру лица;
- развивать умение составлять рассказ с опорой на план, используя ранее полученные знания;
- развивать логическое мышление.
коррекционно –воспитательные:
- развивать у детей наблюдательность;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать любовь к родным и близким.
Слайд 3
Оборудование:
тетради;
карандаши;
предметные картинки со звуками [П] [П‘] (в начале, середине,
конце слова);
план – схема для составления рассказа «Папа»;
флажки (синий и зелёный);
конверты на каждого ребёнка с бумажными полосками одинаковой длины;
фишки (синие и зелёные);
графические схемы;
альбом букв «На что похожа буква?»;
карточка буквы П;
полотно темного цвета;
две узких дощечки.
Слайд 4
I.Организационный момент:
1. Назовите первый и пятый день недели.
2. Сколько всего
дней в неделе?
3. Назовите выходные дни.
Слайд 5
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Работа над развитием
дыхания и голоса.
Слайд 6
Артикуляционная гимнастика:
Для челюсти ( рот открыт)
Для губ («трубочка»).
Для языка
(«почистим зубки»).
Слайд 7
Упражнение на дыхание: (высота звука)
Представьте, что мы подошли к
берегу моря, вдохнули морской воздух:
глубоко вдохнули, задержали воздух, выдохнули на звук А-А-А, переходя на шёпот.
Слайд 8
Мимическая гимнастика:
(выполняют действия по тексту)
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо,
когда ты удивляешься,
Но как, же грустно стало нам
Когда ты сердишься и огорчаешься.
Слайд 9
II. Работа по теме:
Сейчас мы с вами отправимся в плавание на
пароходе.
Наметим маршрут нашего пути.
Графический диктант. На листочках (две клетки вправо, две –вниз, две вправо, две вверх, две вправо и т.д.).
Маршрут готов.
Слайд 10
Развитие фонематического слуха.
Собираясь в плавание, возьмём с собой:
- путеводитель (маршрут
пути);
- продукты питания;
- посуду.
Какой звук стоит вначале этих слов? Звук [П] .
Слайд 11
Акустико- артикуляционный образ звуков.
Дети хором, а затем индивидуально
(вслед за логопедом) проговаривают звук [П].
-Что мешает произносить этот звук? (Мешают губы, зубы, струя воздуха встречает преграду)
- Это звук, какой? ( Он согласный).
-Работают голосовые связки, когда произносим звук [П]? (Проверяют тактильно, рука на горлышке. Связки не работают).
- Значит звук, какой ? (Звук [П] - глухой).
Слайд 12
Характеристика звуку [П]:
Звук [П] согласный:
- твердый;
- глухой:
- губной;
- есть мягкая пара [П‘];
- он парный (у него есть звонкая пара [Б])
Слайд 13
Автоматизация звуков.
Вдалеке показался берег, отправим приветствие обитателям острова.
Возьмите два флажка
(зеленый, синий).
Придумайте слова со звуками [П] [П‘], поднимите нужный флажок:
- синий, если в вашем слове твердый звук;
- зеленый флажок, если в слове мягкий звук.
Слайд 14
Связь буквы и звука.
Живут оба звука - [П] [П‘] в
домике буквы П.
Показ буквы в алфавите.
Влез на букву озорник:
Он решил, что П – турник.
Анализ буквы. Две палочки, а сверху перекладина.
- «волшебный карандаш» (На столе пишут букву П пальчиком).
Слайд 15
III. Физминутка.
Сойдём на берег.
- Руки на пояс, прыгаем на двух
ногах через кочки, до чёрной полянки
На полянке выполняем задание. (На полотне тёмного цвета. Стоят блюдца с песком).
Задание № 1.
Присядьте, напишите букву П песком на тёмной полянке. (На полотне).
- Задание № 2
По очень узкому мосту, (Узкая дощечка)
боком, приставным шагом,
добираемся до холма. ( Стол, на котором разложена проволока)
Задание № 3:
- сконструируйте букву П
Задание № 4:
-Добегаем до следующей полянки. (Стол, на котором лежат конверты с
полосками одинаковой длины)
Как решить проблему, у нас нет под руками ножниц. Дети решают проблему.
Слайд 16
IV. Работа в тетрадях.
- Возвращаемся на пароход в свои каюты
( Садятся за столы).
- Открыли тетради, написали две буквы П.
(Логопед проверяет, указав на типичные ошибки).
Слайд 17
Физпауза:
Наши пальчики устали.
Мы писали, мы писали,
Руки мы сейчас встряхнем,
И опять
писать начнем.
Допишите букву до конца строчки.
П П П П П……
Слайд 18
V. Упражнения по развитию лексико- грамматического строя речи.
-Но что это показалось
на горизонте?
Пиратское судно.
Пираты прислали телеграмму. У них пленник, и освободят его, если мы решим ребус.
Откроем телеграмму, выделите первые звуки в предметных картинках, и узнаем, кого взяли в плен? Какое слово получилось?
Слайд 19
Ну, вот папа с нами. Теперь расскажите своей команде о
своем папе по плану:
- Как зовут?
- Кем работает?
- Где?
- Любимое занятие папы?
- Какой папа? (Подобрать прилагательные какой папа …)
Слайд 20
VI.Итог:
Наше плавание подошло к концу.
Ответьте
на вопрос:
1. Кем будет доводиться вам, сын вашего дедушки?
2. Что нового узнали во время путешествия?
3. Дайте характеристику звуку [П].
4. Что особенно запомнилось?