Слайд 1
МАОУ Зареченская СОШ
Отделение для детей с ОВЗ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Сопровождение — это взаимодействие
сопровождающего и сопровождаемого,
направленное на разрешение
жизненных проблем развития.
Выполнила:
учитель-логопед
Л.М. Рахматуллина
Слайд 2ЦЕЛЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Расширение представлений об окружающем мире;
-Формирование умений
пользоваться речью как средством коммуникации;
Повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
Основные направления работы:
1. Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):
- развитие артикуляционной моторики
- речевого дыхания
- постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков
2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся.
3. Обогащение активного и пассивного словаря.
4. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи.
5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи.
Слайд 3
Коррекция лексико-грамматической стороны речи:
а) Уточнение активного и пассивного словарного запаса,
обогащение словарного запаса новыми словами;
б) Развитие навыков словоизменения и словообразования.
в) Развитие и совершенствование грамматического оформления предложения.
Развитие навыков связной речи:
а) Программирование смысловой структуры высказывания;
б) Установление последовательности, точности при формулировании мысли;
в) Отбор языковых средств, для построения высказывания.
Коррекция нарушений чтения и письма:
а) Развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
б) Формирование фонематического восприятия;
в) Развитие языкового анализа: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез.
Слайд 4ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
1. В силу того, что нарушения речи умственно
отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
2. Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
3. Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
4. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
Слайд 5
5. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития
возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
6. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включаются в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.
7. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
8. Тщательно дозируются задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.
Слайд 6ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ:
Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента
его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:
I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.
Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях.
Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.
Слайд 7ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ :
Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение
окружающих.
Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
Развитие ручной моторики.
Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
Развитие элементарных произносительных навыков.
Развитие понимания обращённой речи.
Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
Развитие активной речи.
Подведение итога занятия.
Слайд 8НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ ФОРМАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЯВЛЯЮТСЯ: ИГРА, СКАЗКА, ПУТЕШЕСТВИЕ, СОРЕВНОВАНИЕ,
ФАНТАЗИРОВАНИЕ.
Для активации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приемы обучения:
Слайд 9ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИГНАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ
Слайд 10РАБОТА С БЛАНКОВЫМИ МЕТОДИКАМИ
Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены
в виде карточек- бланков, сопровождающихся рекомендациями по выполнению заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активацию познавательной деятельности учащихся.
Слайд 11ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
Например: Нужно повторить изучаемый слог столько
раз, сколько выложил логопед палочек.
Выкладывание схемы предложения: определение количества слов в предложении. Выделение предлога.
Анализ слов, деление слов на слоги.
Конструирование букв и т.д
Слайд 12ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНИША
- учить грамотно строить предложения, используя союзы и, или,
частицу не;
- учить использовать более сложные грамматические структуры предложений;
- закрепить навык звукового анализа;
- закрепить навык деления слов на слоги;
Слайд 13РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ПОСОБИЙ.
Слайд 14ПРИМЕНЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ.
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в
соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну
Слайд 16РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Слайд 18
Таким образом применение активных методов и приемов обучения повышает познавательную активность
учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активации учения.
Переключение с одного вида на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а так же обеспечивает его восприятие с различных сторон.